Тюменка (река на Северном Кавказе)
- 1 year ago
- 0
- 0
Арабы на Кавказе впервые появились в VII веке во время арабского вторжения в Дагестан и арабского завоевания Армении после арабского завоевания Персии . Уменьшение владений Аббасидского халифата привело к образованию нескольких арабских государств в регионе, в том числе и Ширванского государства , которое находилось на большей территории современного Азербайджана и юго-восточной части Дагестана . Ширваншахи постепенно распространяли свою власть на большую часть юго-восточного Кавказа , постепенно удаляясь от арабского мира , в результате чего государство подверглось персизации. Например, арабские имена Ширваншахов заменились на персидские , а члены правящей династии претендовали на древнеперсидское происхождение . Персидский постепенно стал языком городского населения , в то время как сельское население продолжало использовать языки Кавказской Албании .
В начальные периоды завоеваний арабы назначали предводителя, занявшего какую-либо территорию, ее наместникоми. Очень часто эти военачальники, в свою очередь, оставляли в провинциях своих представителей и наделяли их полномочиями. К примеру, джизьи . При добровольной капитуляции прежним администраторам гарантировалось сохранение их должностей. В 701 году была образована арабская провинция Арминия .
, командовавший арабами при завоевании Азербайджана, продолжил свой поход, оставив править в Азербайджане своего военачальника Утбу ал-Фаркана. Такие заместители (амили) участвовали в заключении договоров с представителями местного населения, по которым местное население признавало свою зависимость от Халифата и соглашалось на выплатуАрабы первоначально не навязывали местному населению ислам, но местные феодалы вскоре осознали, что сотрудничество с арабами дает им возможность сохранить прежние привилегии, и стали массово принимать ислам. Крестьяне же принимали ислам прежде всего для освобождения от подушного налога (джизьи). Что касается Аррана , где было распространено христианство, то там исламизация произошла позже, с IX—X веков, под эгидой правивших в Ширване и Арране мусульманских династий .
Для предотвращения постоянных набегов хазар в Закавказье арабы до 737 года вели войны с Хазарским каганатом .
К IX—X векам ослабевший, в том числе из-за хуррамитского восстания , Халифат не смог сдержать процесс возникновения полузависимых и независимых государств в своих владениях. Земли Северного Азербайджана, попали под управления арабской семьи Мазьядидов , Дербент объявил своим эмиратом арабский правитель Хашима ибн Сурак, албанский князь Г. Хамам захватил власть в Шеки , являвшемся частью Аррана, а на юге Азербайджана тюркская династия Саджидов создало свое независимое государство. В 898 году его глава был объявлен правителем практически уже не существовавшей арабской Арминии. В Армении и части Грузии стала править армянская династия Багратидов .
Для укрепления своей власти и ускорения исламизации халифы заселяли завоеванные земли, в том числе и Закавказье, арабскими племенами. Арабы в большом количестве поселились на Мугани , в Дербенте, Ширване . Но заселение Закавказья арабами происходило очень медленно; там сохранилась традиционная неарабская культура и местные языки .
В Средние века продолжалась миграция арабов на Кавказ, однако арабские племена ассимилировались местным населением. В 1728 году российский географ и этнограф Иоганн Густав Гербер описал группу кочующих арабов- суннитов , которые арендовали пастбища у берега Каспийского моря на Муганской равнине . Вероятно, что арабские кочевники прибывали на Кавказ в XVII и XVIII веках .
В Мюшкюре население частично состояло из арабов .
По состоянию на 1888 году неизвестное число арабов всё ещё проживало в Бакинской губернии .
Гербер отметил, что кочевники Мугана общались на «смешанном тюркско-арабском языке». В 1840 году Аббас-Кули-ага Бакиханов зафиксировал ширванский диалект арабского языка . Местные разновидности арабского языка сохранялась в Азербайджане до второй половины XIX века, а в дагестанском селе Дарваг до 1930-х годов, после чего жители стали идентифицировать себя как азербайджанцы и использовать азербайджанский язык . Перепись населения 1897 года выявила 912 носителей арабского в центральном и южном Дагестане . Стоит отметить, что литературный арабский язык играл роль языка обучения на протяжении веков , он был языком обучения в школах с 1920 по 1923 год, затем его заменил азербайджанский, а спустя некоторое время языки коренных народов Дагестана .
Следы проживания арабского населения сохранились в названии десятков деревень в Азербайджане и Дагестане ( Арабоджагы , Чол Араб и прочие).