Робсон, Томми
- 1 year ago
- 0
- 0
Поль Лерой Робсон ( англ. Paul LeRoy Robeson ; 9 апреля 1898 (1898-04-09) , Принстон , Нью-Джерси , США — 23 января 1976 , Филадельфия , США) — американский певец ( бас ) , актёр театра и кино, прославившийся как своими достижениями в области культуры, так и политической активностью. С 1925 по 1961 год Робсон записал и выпустил около 276 различных песен, многие из которых были представлены в нескольких вариациях. Пел более чем на 20 языках, его репертуар охватывал многие музыкальные стили: американу , традиционную поп-музыку , классическую музыку, европейские народные песни, политические песни, поэзию и устные отрывки из пьес . В 1915 году Робсон выиграл общегосударственный академический конкурс на получение стипендии для обучения в университете Ратгерса (в то время известном как Колледж Ратгерса), где дважды входил в состав en . Почти 80 лет спустя был посмертно занесён в en . Получил степень бакалавра в юридической школе Колумбийского университета , играя в Национальной футбольной лиге (NFL) . В Школе восточных и африканских исследований в Лондоне в 1934 году изучал суахили , а также фонетику африканских и азиатских языков .
После окончания учёбы Робсон стал фигурой Гарлемского ренессанса , с большим успехом сыграв в спектаклях Юджина О’Нила en , en и в мюзикле en . Зарекомендовав себя как хороший актёр, в 1930 году исполнил главную роль в пьесе Шекспира « Отелло » . Внимание привлекли его роли в фильмах « Плавучий театр » (1936), en (1935) и « Гордая долина » (1940). Робсон выступал в поддержку республиканцев во время гражданской войны в Испании и стал активным членом en , поддерживая борьбу африканских националистов за независимость их стран от европейского колониального господства . В США он принимал активное участие в движении за гражданские права и других движениях за социальную справедливость. Его симпатии к Советскому Союзу и коммунизму , а также критика правительства Соединённых Штатов и их внешней политики привели к тому, что он был занесён в чёрный список в эпоху Маккарти .
Во время Второй мировой войны поддерживал США и союзников . Тем не менее политическая активность Робсона привлекла внимание ФБР . После окончания Второй мировой войны САА был внесён в en , а Робсона обвинили в антиамериканской деятельности и по решению Государственного департамента США лишили заграничного паспорта. Он переехал в Гарлем , где основал газету под названием en , в которой критиковалась политика Соединённых Штатов . В 1958 году по решению Верховного суда США ему выдали паспорт и разрешили передвижение между странами . В начале 1960-х годов Робсон прекратил активную публичную деятельность и провёл остаток своей жизни в Филадельфии .
«Мои предки были в числе первых, ступивших на землю Америки. Мужчин и женщин из моего рода, обращённых в рабство, привезли сюда в 1620 году».
Поль Лерой Робсон родился в Принстоне , штат Нью-Джерси , в 1898 году в семье преподобного en и en . Его мать Мария, была членом en , известной квакерской семьи смешанного происхождения, а именно европейского, афро-американского и индейского ( делавары ) . Его отец Уильям родился в рабстве в 1844 году в семье игбо Бенджамина и Сабры Робсонов, и являлся потомком народов игбо . Уильям сбежал с плантации в возрасте 15 лет и в конце концов стал священником en в Принстоне в 1881 году . У Поля Робсона было три брата и одна сестра: Уильям Дрю младший (родился в 1881 году), Рив (родился примерно в 1887 году), Бен (родился примерно в 1893 году) и Мэриан (родилась примерно в 1895 году) .
В 1901 году Уильям Робсон был вынужден уйти в отставку из пресвитерианской церкви, после 20 лет службы, отказавшись подчиниться давлению со стороны «белых жителей Принстона», которые заставляли его перестать «выступать против социальной несправедливости» . Мать Поля Робсона умерла в 1904 году, в результате несчастного случая, получив серьёзные ожоги по всему телу . Впоследствии Уильям Робсон вместе с Беном и Полом переехал в соседний городок Уэстфилд , где устроился работать в продуктовый магазин. Жить и спать им приходилось на чердаке этого магазина .
В 1910 году Уильям Робсон переехал в en , штат Нью-Джерси, где он возглавил собрание en Святого Томаса . В 1912 году Поль Робсон поступил в en , где выступал в пьесах « Юлий Цезарь » и « Отелло » , пел в хоре, преуспел в футболе , баскетболе, бейсболе и лёгкой атлетике . Его спортивное превосходство вызывало расовые насмешки, которые он игнорировал . До окончания школы Поль Робсон выиграл общегосударственный академический конкурс на получение стипендии для обучения в университете Ратгерса (в то время известный как Колледж Ратгерса). Летом он устроился работать официантом в en , штат Род-Айленд, где подружился с en , который позже стал первым афроамериканским тренером в Национальной футбольной лиге .
В конце 1915 года Робсон стал единственным на тот момент афроамериканским студентом Ратгерса , и третьим за всё время существования колледжа . Когда Робсон пробовал себя в футбольной команде en , команда вела себя с ним чрезвычайно жёстко, в результате чего ему сломали нос и вывихнули плечо . Тренер en решил, что он справился с провокацией и принял его в команду .
Обладая великолепным голосом, Робсон являлся членом дискуссионной команды университета и четыре года подряд выигрывал ораторскую премию , а также подрабатывал пением в местных клубах . В университете он иногда пел в музыкальном хоре en , но не мог официально присоединиться к клубу из-за своего расового происхождения . В 1916 году университет Ратгерс праздновал своё 150-летие. Были организованы различные мероприятия, включая футбол . Во время этих игр команда противников отказывалась выйти на поле, потому что команда Scarlet Knights выставила на поле афроамериканца Робсона, и его отправили на скамью запасных .
После достижений в юношеском футболе редакторы журнала « en » написали о нём, отметив его спортивные, академические и певческие таланты . В 1917 году en включил Робсона в число лучших игроков страны .
В 1918 году отец Робсона тяжело заболел , и Поль взял на себя всю ответственность по уходу за ним. Поль Робсон считал своего отца «гордостью своего детства» . Уильям Робсон умер в мае 1918 года и был похоронен рядом с Луизой Робсон . Перед смертью Поль пообещал отцу, что примет участие в предстоящем ораторском конкурсе. Через три дня после смерти отца он выступил с речью «Loyalty and the American Negro» об участии афроамериканцев в войне, и занял первое место .
Поль Робсон окончил университет с четырьмя победами в ежегодном ораторском конкурсе и с пятнадцатью грамотами в различных видах спорта . Также он дважды входил в состав en , а спустя 80 лет был посмертно занесён в en . За научные достижения Робсона его приняли в общество « Phi Beta Kappa» , а также в « en », старейшее общество в Соединённых Штатах .
29 мая 1919 года Робсон окончил колледж с отличием. Его дипломная работа была посвящена проблемам юридической гарантии полных гражданских прав всех американцев, включая афроамериканцев . На выпускной церемонии он произнёс прощальную речь, которую назвал «Новый идеализм» . В своей прощальной речи он призвал своих одноклассников добиваться равенства для всех американцев . В июне 1919 года ежедневная студенческая газета en опубликовала полный текст прощальной речи Робсона и написала о нём четверостишие .
После окончания Ратгерского колледжа Робсон поступил на юридический факультет Нью-Йоркского университета . По выходным и в свободное время подрабатывал помощником футбольного тренера в университете Линкольна , где он присоединился к братству « en » . Однако ему было некомфортно учиться в Нью-Йоркском университете , и в феврале 1920 года он переехал в Гарлем , где поступил в юридическую школу Колумбийского университета . Вскоре после переезда в Гарлем Робсон познакомился с Флетчером Хендерсоном , который искал вокалиста для своего ансамбля «Четыре короля гармонии». Хендерсон уже слышал о талантах Робсона, и послушав несколько песен в его исполнении, предложил ему место в квартете, на что он дал согласие .
В конце 1920 года Робсон познакомился со своей будущей женой en . Вскоре Робсон исполнил свою первую главную роль Симона в театральной постановке en «Симон Киринеянин» . В августе 1921 года Поль Робсон и Эсланда Гуд поженились . Несмотря на то, что Робсон учился в юридической школе, он продолжал играть в футбол. В 1921 году Фриц Поллард нанял Робсона играть в NFL за команду « en » , а в 1922 году он сыграл свой второй и последний профессиональный футбольный сезон за « en » .
В апреле 1921 года состоялась премьера пьесы en « en », где Робсон сыграл главную роль вместе с Маргарет Вичерли . С мая по июль 1921 года он пел в хоре в бродвейской постановке « en » . Английская актриса Патрик Кэмпбелл заинтересовалась пьесой «Табу» после её выхода, и организовала турне с этой постановкой в Англии, изменив название на «Вуду» . В 1922 году Робсон впервые приплыл в Великобританию, чтобы присоединиться к труппе . После закрытия спектакля подружился с музыкантом en , прежде чем вернуться в Гарлем, чтобы продолжить учёбу . В 1922 году Робсон завершил футбольную карьеру, а спустя несколько месяцев окончил юридический факультет .
Робсон некоторое время работал юристом в фирме «Stotesbury and Milner» , но отказался от юридической карьеры из-за широко распространённого расизма . В феврале 1924 года Робсон получил главную роль в пьесе Юджина О’Нила en . Открытие этой пьесы было отложено из-за разногласий по поводу сюжета . Американские газеты, принадлежавшие Уильяму Рэндольфу Херсту , начали шумную кампанию против постановки пьесы . В итоге премьера состоялась в мае 1924 года в театре « en » .
После этого он сыграл Брута в пьесе en , роль которого впервые исполнил en . Эта роль напугала и воодушевила Робсона, поскольку это был практически 90-минутный монолог . Премьера «Императора Джонса» стала большим успехом для Робсона , и это выступление стало началом его актёрской карьеры .
Эсланда Робсон всегда поддерживала Поля, и именно она вдохновила его на первую актёрскую роль . Она уволилась с работы, стала его агентом и договорилась о его первой роли в фильме режиссёра en « en » (1925) . 15 марта 1925 года Робсон выступил в качестве певца спиричуэлс на благотворительной акции в помощь матерям-одиночкам .
Также в марте 1925 года в Гарлеме Робсон случайно встретился с en — пианистом, получившим известность во время выступлений с певцом en . Робсон и Браун вместе спели одну из спиричуэлс «Ev’ry Time I Feel the Spirit», и после импровизированного выступления решили, что они должны организовать публичный концерт, который состоялся уже в апреле 1925 года в небольшом зале Гринвич-Виллиджа . Концерт оказался очень удачным, получив много восторженных отзывов со стороны публики, после чего « Victor Talking Machine » подписали с ними контракт на запись их песен .
Осенью 1925 года Поль и Эсланда отправились в Лондон на возрождение пьесы «Император Джонс», а затем провели остаток осени в отпуске на Французской Ривьере , где общались с Гертрудой Стайн и Клодом Маккеем .
Робсон и Браун провели серию концертных туров по Америке с января 1926 года по май 1927 года . Во время перерыва в Нью-Йорке Поль узнал о беременности Эсланды . en родился в ноябре 1927 года в Нью-Йорке, в то время, когда Робсон старший и Браун гастролировали по Европе .
В 1928 году Робсон сыграл Джо в лондонской постановке американского мюзикла « en » в театре Друри-Лейн . Песня « Ol’ Man River », написанная Джеромом Керном , принесла Робсону ошеломительный успех и всемирную известность . Некоторые афроамериканские критики были недовольны пьесой из-за использования в ней слова «негр» . Когда Робсона вызывали для выступления в Букингемском дворце , он подружился с депутатами из палаты общин .
«После нескольких поездок за границу я решил остаться в Европе и поселиться в Лондоне. Причина была та же самая, которая в течение многих лет побуждала миллионы негров переселяться с юга США в другие районы страны».
Робсоны купили себе дом в Хампстеде . Поль размышлял о своей жизни в своём дневнике и писал, что всё это было частью «высшего плана», и что «Бог наблюдает за мной и направляет меня. Он со мной и позволяет мне сражаться в моих собственных битвах, и надеется, что я выиграю» . Однажды во время гастролей в Лондоне Поля и Эсланду пригласили на ужин в ресторан отеля «Savoy». Однако владелец отеля наотрез отказался впустить супругов. После этого Робсон написал письмо, где потребовал объяснений случившегося от владельца отеля. 22 октября друзья Поля собрали пресс-конференцию, где было зачитано его письмо , а на следующий день опубликовано в лондонских газетах . Этот случай ошеломил Робсонов и побудил всерьёз включиться в общественную борьбу против расизма .
В 1930 году Эсланда и Поль снялись в немом швейцарском фильме « en » . Затем Робсон вернулся в Лондон, чтобы сыграть Отелло вместе с Пегги Эшкрофт в роли Дездемоны . Робсон был первым чернокожим актёром, сыгравшим Отелло в Британии после Айры Олдриджа . Большинство отзывов о его работе были очень позитивными, но несколько критиков указали на отсутствие «большого стиля» и «высокого уровня качества», необходимых для шекспировской роли .
После выхода спектакля Эсланда Робсон узнала об изменах мужа с Пегги Эшкрофт и актрисой Иоландой Джексон . Поль Робсон просил развода, но Эсланда ему отказала . На некоторое время они расстались . Бывший футбольный тренер Робсона Фостер Сэнфорд предупредил Поля, что развод с Эсландой и женитьба на белой женщине нанесут непоправимый урон его репутации и наверняка будут стоить ему любви его собственного народа . Робсон вернулся на Бродвей в роли Джо в возрождении «Плавучего театра» 1932 года, получив признание критиков и публики . Позже колледж Ратгерса присудил Робсону почётную степень доктора наук . Связи Робсона с другими женщинами закончились в 1932 году , после чего Поль и Эсланда помирились, хотя их отношения были навсегда испорчены .
Летом 1933 года Робсон приехал в Нью-Йорк, чтобы сняться в фильме en по рассказу Юджина О’Нила « en » . Его актёрская игра была хорошо принята рецензентами . На съёмочной площадке он отвергал любое пренебрежение к своему достоинству, несмотря на широко распространённую расовую сегрегацию в США . Вернувшись в Англию, Робсон опубликовал статью «Негритянская культура», в которой написал, что мечтает «выявить все таланты, свойственные негритянскому народу, и повести его к более высокой степени совершенства по пути его естественного исторического развития» .
В начале 1934 года Робсон поступил в Школу восточных и африканских исследований (SOAS) , входящую в состав Лондонского университета , где изучал суахили , а также фонетику африканских и азиатских языков .
В конце 1934 года Робсон получил письмо от Сергея Эйзенштейна , который пригласил его в Советский Союз для съёмок в фильме «Ваше чёрное величество», но съёмки не состоялись . Остановившись в Берлине, Робсон узнал о расизме в нацистской Германии и по прибытии в Москву сказал: «Здесь я впервые в жизни не негр, а человек. Вы не можете себе представить, что это значит для меня, как для негра» .
В 1935 году он исполнил роль Босамбо в фильме « en », который, как он чувствовал, передавал реалистичный взгляд на колониальную африканскую культуру . «Сандерс с реки» сделал Робсона международной кинозвездой , но подорвал его репутацию среди африканских рабочих и студентов, живших в Англии . Африканцы, назвав фильм Корды «оскорбительным для всех темнокожих», обвинили Робсона в создании клеветнического образа, раболепствующего перед белыми . Впоследствии он стал более продуманно подходить к выбору своих ролей .
В мае 1935 года Робсон сыграл в спектакле «Stevedore» в en в Лондоне . Спектакль был положительно оценён журналом «The Crisis», в котором написали: «„Stevedore“ чрезвычайно ценен в расово-социальном вопросе» . В начале 1936 года Робсон решил отправить сына в школу в Советский Союз, чтобы защитить его от расистских взглядов . Затем Робсон сыграл роль Туссена-Лувертюра в одноимённой пьесе Джеймса Сирила в en , и снялся в фильмах « en » (1936) , « Плавучий театр » (1936) , « en » (1936) , « en » (1937) , а также стал рассказчиком документального фильма « en » (1937) . В 1938 году американский журнал « en » назвал Робсона 10-й по популярности звездой британского кинематографа .
Робсон считал, что борьба с фашизмом во время гражданской войны в Испании стала поворотным моментом в его жизни и превратила его в политического активиста .
В 1937 году Робсон использовал свои концертные выступления для защиты интересов и помощи республиканцам , отправляя сборы с концертов в фонд помощи . Робсон навсегда изменил слова в песне «Ol 'Man River», напевая слово «darkies» (темнокожие) вместо «niggers» (негры), а также заменив в последнем куплете строки «Я устал пытаться, я устал жить» на свой собственный вдохновляющий стих: «Я продолжаю смеяться, вместо того, чтобы плакать. Я должен продолжать сражаться, пока я не умру». В результате песня превратилась из трагической «песни смирения» в боевой гимн непоколебимого неповиновения . В Уэльсе Робсон почтил память валлийцев , убитых во время борьбы за республиканцев. Там он записал послание, впоследствии ставшее его эпитафией :
Артист должен сделать выбор между борьбой за свободу и рабством. Я сделал свой выбор. Иного пути у меня нет .
В 1938 году по приглашению Джона Б. С. Холдейна Робсон отправился в Испанию, где посещал госпитали Беникасим и пел раненым солдатам . После поездки в Испанию Робсона поглотила идея создания художественного фильма, повествующего о подвигах бойцов интернациональных бригад , он намеревался воплотить образ одного из командиров бригад Линкольна — en . Вернувшись в Англию, он познакомился с Джавахарлалом Неру , лидером левого крыла индийского национально-освободительного движения и председателем Индийского национального конгресса . 27 июня 1938 года Робсон пел на приёме в Кингсуэй-холле, который был организован демократической общественностью Великобритании в честь Джавахарлала Неру . В соответствии со своими новыми убеждениями Робсон выбрал для своего следующего выступления на сцене театра «Юнити» постановку «Растения под солнцем» . Вместе с en и en (САА) он стал сторонником стремления африканских националистов к политической независимости .
Последним британским фильмом Робсона стала « Гордая долина » (1940), съёмки которого происходили в Уэльсе . В 1940 году, после начала Второй мировой войны , Робсон и его семья вернулись в Соединённые Штаты, поселившись в en (штат Коннектикут ). Во время войны такие визиты, как визит Поля Робсона, имели решающее значение для поддержания высокого морального духа среди рабочих. Как Робсон сказал для газеты « en », после своего появления на en : «это серьёзная работа, победа в этой войне против фашистов. Мы должны быть вместе» . В 1940 году популярный журнал «Collier’s» назвал Поля Робсона «артистом номер один в Америке» , с исполненной песней « en » для радио-канала CBS . В июле 1940 года был организован концерт Робсона в сопровождении филармонического оркестра в Голливуд-боул , но ни один крупный отель Лос-Анджелеса не стал размещать его у себя. В конце концов отель «Beverly Wilshire» согласился разместить певца, но по непомерно высокой на тот момент цене в 100 долларов за ночь и только в том случае, если он зарегистрируется под вымышленным именем. Будучи широко известным, Робсон принял эти условия, но затем каждый день демонстративно сидел в холле отеля. Вскоре отели Лос-Анджелеса сняли ограничения для афроамериканских гостей .
В 1942 году Робсон стал рассказчиком политического документального фильма « en » (1942) , разоблачавшего нарушения гражданских прав в Америке . ФБР сочло фильм коммунистической пропагандой . Не являясь членом коммунистической партии, в те годы Робсон называл себя «беспартийным антифашистом». Он никогда не скрывал, что на формирование его политических взглядов оказывали существенное влияние близкие друзья и коммунисты — en и en . После появления в постановке « Сказки Манхэттена » (1942), которую Робсон считал «очень оскорбительной для своего народа», объявил, что больше не будет сниматься в фильмах из-за унизительных ролей, доступных чернокожим .
В 1943 году Поль Робсон повторил роль Отелло, премьера которого состоялась в театре Шуберт , и стал первым афроамериканцем, сыгравшим эту роль на Бродвее . В ноябре 1943 года Робсон выступил перед судьёй en , с неудачной попыткой убедить его принять афроамериканских игроков в Главную лигу бейсбола . Робсон гастролировал по Северной Америке с «Отелло» до 1945 года. После Второй мировой войны Поль вместе с Советом по делам Африки (САА) надеялись, что западные державы, принявшие новые резолюции по вопросу о колониализме , будут поощрять независимость третьего мира под опекой ООН . К разочарованию САА, Соединённые Штаты внесли ряд предложений, которые не устанавливали чётких ограничений на продолжительность колониалистской оккупации , и не предусматривали никаких шагов в направлении того, чтобы позволить территориальным владениям получить самоуправление .
В период японо-китайской войны Робсон также проникся симпатией к Китайской Республике . В 1940 году китайский прогрессивный активист en научил Робсона патриотической песне «Восстань!» («Chee Lai!»), известной как Марш добровольцев . В начале 1941 года Робсон впервые представил эту песню на концерте на en в Нью-Йорке и записал её на английском и китайском языках для en . После 1949 года эта песня стала Национальным гимном вновь созданной Китайской Народной Республики . Автор песни Тянь Хань умер в пекинской тюрьме в 1968 году, но Робсон продолжал посылать гонорары за исполнение песни его семье . 24 апреля 1941 года он выступил на благотворительном концерте для Совета помощи Китаю на en .
После линчевания четверых афроамериканцев 25 июля 1946 года Робсон встретился с президентом Трумэном и обратился к нему со словами: «либо правительство примет меры против линчевания негров, либо это сделают сами негры» . Трумэн немедленно прекратил встречу и заявил, что сейчас не время предлагать закон о борьбе с линчеванием . В 1946 году Робсон организовал en . 23 сентября 1946 года Робсон вместе с Уильямом Дюбуа и юристом en официально основали эту организацию в годовщину подписания Прокламации об освобождении рабов .
Поль Робсон, поддерживая профсоюзного активиста en , считал что профсоюзное движение имеет решающее значение для гражданских прав, и это стало основой его политических убеждений . В 1946 году Робсон был вызван в комитет en по расследованию антиамериканской деятельности, где отвечал на вопросы о своей принадлежности к Коммунистической партии США , в которой он не состоял . Тем не менее, две организации, с которыми он был тесно связан, en (CRC) и Совет по делам Африки (CAA) были включены в en (AGLOSO) .
В 1947 году Робсон оставил профессиональную сцену, чтобы полностью посвятить себя борьбе за гражданские права и справедливость .
В декабре 1947 года Генри Уоллес выдвинул свою кандидатуру на пост президента США. Робсон стал одним из пяти сопредседателей национального комитета Уоллеса и полностью посвятил себя предвыборной кампании Прогрессивной партии . Вскоре после этого он начал получать угрозы от Ку-клукс-клана . Рискуя собственной жизнью, отправился на юг , чтобы вести кампанию за Уоллеса .
«Пройденный мной путь был долгим и нелёгким, я никогда не соглашался с ролью униженного, униженного только потому, что принадлежу к другой расе и у меня другой цвет кожи. И никогда не соглашусь с этим! Это во многом объясняет мою жизнь».
В мае 1948 года Робсона вызвали в en , где он отказался отвечать на вопрос о принадлежности к Коммунистической партии, заявив: «некоторые из самых выдающихся американцев собираются сесть в тюрьму за то, что не ответили на этот вопрос, и я присоединюсь к ним, если потребуется» .
В следующем году Робсон был вынужден отправиться в турне за границу, потому что его концертные выступления в США отменили по указанию ФБР . По приезде в Москву Робсон попытался найти Ицика Фефера . Он сообщил советским властям, что хочет его видеть. Не желая терять Робсона как пропагандиста Советского Союза, Фефера доставили из тюрьмы в гостиницу «Москва» , где остановился Робсон. Фефер жестами и записками сообщил Робсону, что Михоэлса убили, и он сам будет вскоре казнён .
12 января 1949 года начался суд над двенадцатью руководителями компартии США, «обвинёнными в деятельности с целью насильственного свержения правительства США», который продлился 9 месяцев. 20 сентября Робсон пришёл на заседание суда с намерением выступить в защиту подсудимых, но судья отказал ему в этом .
20 апреля 1949 года Робсон выступил с речью на Всемирном совете мира , в которой заявил: «немыслимо, что американские негры пойдут на войну за тех, кто угнетал нас на протяжении многих поколений, против страны (Советского Союза), которая за одно поколение возвысила наш народ до полного достоинства человечества» . Это заявление было сильно искажено в Соединённых Штатах и вызвало бурю в СМИ, сделав Робсона врагом Америки .
27 августа 1949 года в городе Пикскилл , в котором должен был состояться концерт Поля Робсона, начались en . Члены организации Ку-клукс-клана в течение трёх часов избивали дубинками и кастетами собравшихся на концерт людей. Жгли скамейки и стулья, опрокидывали автобусы и автомобили. Друзья успели предупредить Поля о происходящем, прежде чем он приехал. Робсон немедленно собрал пресс-конференцию, на которой назвал происходящее «террором в национальном масштабе» против прогрессивно настроенных американцев. Концерт состоялся 4 сентября, после чего все автобусы и машины были закиданы камнями и булыжниками .
В 1950 году в книге рецензируемой как «наиболее полный отчёт о студенческом футболе», не было указано, что Робсон когда-либо играл за команду Ратгерса . Несколько месяцев спустя телеканал NBC отменил выступление Робсона в телевизионной программе Элеоноры Рузвельт . Летом 1950 года Госдепартамент США лишил Робсона заграничного паспорта, выданный ему ещё в 1922 году . Адвокаты Робсона получили разъяснение, что «поездка Поля Робсона за границу в данный момент противоречила бы коренным интересам Соединённых Штатов» .
В 1950 году Робсон совместно с Уильямом Дюбуа основал ежемесячную газету en , демонстрирующую его политические взгляды и взгляды его окружения . В большинстве номеров на первой полосе находилась колонка Робсона. В последних номерах периода с июля по август 1955 года в колонке без подписи на первой полосе газеты описывалась борьба Робсона за восстановление паспорта .
В ноябре 1951 года в журнале «The Crisis» появилась статья «Поль Робсон — заблудший пастырь» . Автор статьи уверял, что именно в его статье даётся «чёткое и серьёзное разъяснение» почему власти лишили Робсона паспорта: «Робсон прежде всего пропагандист коммунистических идей, а уже потом певец» . Государственный департамент США организовали распространение статьи в Африке, чтобы опорочить репутацию Робсона, и снизить его популярность в колониальных странах .
17 декабря 1951 года Робсон подал петицию в ООН против линчевания под названием « en » . В документе утверждалось, что федеральное правительство Соединённых Штатов, не приняв мер против линчевания в Штатах, «виновно в геноциде » в соответствии со статьёй II Конвенции ООН о геноциде .
22 декабря 1952 года Робсон был удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» . Не имея возможности поехать в Москву, он принял награду в Нью-Йорке . В апреле 1953 года, вскоре после смерти Сталина, Робсон написал «Тебе, мой любимый товарищ», восхваляя Сталина как преданного делу проводника мира: «Благодаря своей глубокой человечности, своим мудрым пониманием он оставляет нам богатое и монументальное наследие» . По его мнению, Советский Союз был гарантом политического равновесия в мире .
В мае 1952 года, несмотря на запрет, Робсон выступил на проходившем митинге профсоюзов США и Канады , организованный в en , на границе между Канадой и США . Он вернулся, чтобы дать второй концерт в арке Мира в 1953 году .
В 1956 году Робсон был вызван комиссией по расследованию антиамериканской деятельности после того, как он отказался подписать письменные показания, подтверждающие, что он не являлся коммунистом . В своих показаниях он сослался на пятую поправку и отказался раскрыть свою политическую принадлежность. Когда его спросили, почему он не остался в Советском Союзе из-за его близости к его политической идеологии, он ответил: «потому что мой отец был рабом, и мой народ умер, чтобы строить Соединённые Штаты, и я собираюсь остаться здесь, и буду частью этого, и никакие фашистски-настроенные люди не прогонят меня отсюда!» . На этом слушании Робсон заявил: «Неважно, коммунист я или нет. Вопрос в том, могут ли американские граждане, независимо от их политических убеждений или симпатий, пользоваться своими конституционными правами» . Из-за реакции на политические взгляды Робсона его записи и фильмы были удалены из публичного распространения, и он был повсеместно осуждён в прессе США . В разгар холодной войны в Соединённых Штатах становилось всё труднее услышать Робсона по коммерческому радио, купить его музыку или посмотреть с ним фильмы .
В 1956 году в Великобритании компания Topic Records выпустила сингл Робсона «Джо Хилл», написанный en и en . Джо Хилл был активистом рабочего движения в начале 20-го века, а песня «Джо Хилл» в исполнении Робсона, на основе опроса проведённого радиопрограммой BBC en , является третьей по счёту любимой песней политиков Британской лейбористской партии .
Осуждение сталинизма Никитой Хрущёвым на XX съезде КПСС в 1956 году заставило Робсона замолчать о Сталине, хотя он продолжал восхвалять Советский Союз . В том же году Робсон вместе с близким другом Уильямом Дюбуа сравнили Венгерское восстание с «такими же людьми, которые свергли испанское республиканское правительство» и поддержали советское вторжение и подавление восстания .
В 1957 году, всё ещё не имея возможности принимать приглашения выступать за границей, Поль Робсон спел для зрителей в Лондоне и Уэльсе по трансатлантическому телефонному кабелю TAT-1 : «Мы должны на горьком опыте узнать, что есть другой способ петь» .
В 1958 году была опубликована автобиографическая книга Поля Робсона « en » . Книга была издана и имела большой успех в Лондоне, Бухаресте, Берлине и Москве. В Советском Союзе перевод и выпуск «На том я стою» тиражом в сто тысяч экземпляров осуществило издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» . 26 июня 1958 года по решению Верховного суда США после дела en , ему выдали паспорт, и разрешили передвижение между странами .
В 1958 году Робсон отправился в мировое турне и первым делом полетел в Великобританию, пробыв там целый месяц. 15 августа 1958 года Робсон прилетел в Москву, а через два дня прошёл его концерт на стадионе « Лужники », где он исполнял как афроамериканские песни, так и русские народные . 11 октября 1959 года Робсон выступил в соборе Святого Павла , став первым чернокожим исполнителем, спевшим там . Во время поездки в Москву Робсон переживал приступы головокружения и проблемы с сердцем, и его госпитализировали на два месяца, а в это время Эсланде Робсон поставили диагноз операбельного рака . Полю поставили атеросклероз с нарушением кровообращения в сосудах головного мозга . Он выздоровел и вернулся в Великобританию, чтобы посетить фестиваль «Национальный эйстетвод Уэльса» .
Весной 1959 года Робсон сыграл в постановке Тони Ричардсона «Отелло» вместе с Королевской шекспировской труппой в Стратфорд-апон-Эйвон , где подружился с en . В 1960 году Робсон провёл своё последнее выступление в Великобритании, чтобы собрать деньги для en . В октябре 1960 года Поль Робсон вместе со своей женой Эсландой отправились в двухмесячный концертный тур по Австралии и Новой Зеландии, в основном, чтобы заработать денег, потерянных за 1950-е годы . Находясь в Сиднее, Робсон стал первым крупным артистом, выступившим на строительной площадке будущего Сиднейского оперного театра . После выступления в «Brisbane Festival Hall» они отправились в Окленд , где Робсон осудил неравенство маори и попытки очернить их культуру . Там он публично заявил: «народы стран социализма очень хотят мира» . Во время тура он познакомился с en , которая интересовалась судьбой австралийских аборигенов . Робсон потребовал от австралийского правительства предоставить аборигенам гражданство и равные права . Он подверг критике мнение об аборигенах как неискушённых и необразованных, и заявил: «нет такого понятия, как отсталый человек, есть только общество, которое говорит, что они отсталые» .
Вернувшись в Лондон, Робсон планировал вернуться в Соединённые Штаты, где надеялся возобновить участие в движении за гражданские права чернокожих в США . Эсланда Робсон настаивала на том, чтобы остаться в Лондоне, опасаясь, что Поля «убьют», если он вернётся, и он «не сможет заработать никаких денег» из-за преследований со стороны правительства США .
В 1961 году Робсон снова отправился с концертом в Москву. Во время вечеринки в московском отеле, он заперся в своей спальне и попытался покончить жизнь самоубийством, перерезав себе запястья . Три дня спустя, находясь под наблюдением советских врачей, Робсон сказал своему сыну, что испытывал крайнюю паранойю, думал, что стены комнаты движутся, и, охваченный сильным чувством пустоты и депрессии, попытался покончить с собой . Поль Робсон младший считал, что проблемы со здоровьем его отца были вызваны попытками ЦРУ и MI5 «нейтрализовать» его отца . Он вспомнил, что его отец испытывал подобные страхи перед операцией на предстательной железе . Робсон младший сказал, что три врача, лечившие Робсона в Лондоне и Нью-Йорке, были подрядчиками ЦРУ, и что симптомы его отца были вызваны тем, что «его разум был дезориентирован в рамках секретной программы МК-УЛЬТРА » . Мартин Дуберман писал, что нарушение здоровья Робсона, могло быть вызвано сочетанием факторов, включая эмоциональный и физический стресс, биполярное расстройство , истощение организма, проблемы с кровообращением и сердцем . Робсон оставался на лечении в санатории в Барвихе до сентября 1961 года, прежде чем вернулся в Лондон. Через три дня после возвращения в Лондон, проезжая мимо советского посольства , он перенёс приступ паники, и вскоре снова попытался совершить самоубийство . Робсон был госпитализирован в больницу «Priory», где прошёл курс электросудорожной терапии (ЭСТ) и в течение двух лет получал большие дозы лекарств, без сопутствующей психотерапии . Во время лечения в «Priory» Робсон находился под наблюдением британской службы MI5 . В августе 1963 года семья Робсона перевела его в клинику «Buch» в Восточном Берлине , беспокоясь о его здоровье . Поль прошёл курс психотерапии, ему значительно сократили количество лекарств, но он ещё оставался «совершенно безынициативным». Врачи выразили «сомнение и гнев» по поводу «высокого уровня барбитуратов и ЭСТ», которые применялись в Лондоне. Робсон быстро поправился, хотя его врач подчеркнул, что «то немногое, что осталось от здоровья Поля, нужно сохранить» .
В 1963 году Робсон вернулся в Соединённые Штаты и всю оставшуюся жизнь прожил в уединении . Он сделал несколько крупных публичных выступлений в поддержку движения за гражданские права чернокожих в США, прежде чем серьёзно заболел. Двойная пневмония и закупорка почек в 1965 году чуть не убили его .
Байард Растин и en связались с Робсоном, чтобы пригласить его участвовать в основных движениях за гражданские права . Из-за прошлых антикоммунистических позиций Растина, Робсон отказался встретиться с ним .
В декабре 1965 года после смерти Эсланды Робсон переехал к семье своего сына в Нью-Йорк . Робсон младший отвечал на вопросы прессы, что «здоровье его отца не позволяет ему выступать или отвечать на вопросы». В 1968 году Робсон поселился в доме своей сестры в Филадельфии . В течение следующих нескольких лет в честь Робсона проводились многочисленные торжества, но он мало разговаривал и делал мало заявлений, кроме посланий в поддержку нынешних гражданских прав и международных движений, чувствуя, что его послужной список «говорит сам за себя» . 15 апреля 1973 года на торжественном мероприятии в Карнеги-холле собралось 3000 человек, чтобы отпраздновать 75-летие Поля Робсона . Робсон был слишком болен, чтобы присутствовать там, но записал своё последнее обращение на магнитофонную плёнку:
Хотя я в течение нескольких лет не мог заниматься общественной деятельностью, я хочу, чтобы вы знали, что я по-прежнему предан борьбе за свободу, мир и братство людей на земле.
Здесь, у себя на родине, я непрестанно думаю о борьбе негритянского населения США за полное освобождение от расистского господства и за завоевание не только гражданских, но и социальных прав для всех чёрных американцев и других национальных меньшинств страны. Я приветствую движение народов Африки, Латинской Америки и Азии за освобождение колониального гнёта. Их вдохновляет и многому учит пример героического вьетнамского народа, снова давшего отпор империалистическому агрессору.
Вместе со всеми защитниками мира — народами социалистических стран и передовыми людьми всех других государств — я радуюсь тому, что движение за мирное сосуществование достигло серьёзных успехов, и что сторонникам «холодной войны» и политикам «сдерживания» пришлось «отступить» .
28 декабря 1975 года Робсона доставили в больницу в тяжёлом состоянии . 23 января 1976 года Робсон умер в Филадельфии в возрасте 77 лет из-за осложнений после инсульта . Его похоронили рядом с его женой Эсландой на Фернклиффком кладбище в Нью-Йорке .
В начале своей жизни Робсон являлся одним из самых влиятельных участников Гарлемского ренессанса . Его достижения в спорте и культуре были ещё более невероятными, учитывая расистские барьеры, которые ему приходилось преодолевать . Благодаря Робсону спиричуэлс вошли в основу Американской музыки . С 1925 по 1961 год Робсон записал и выпустил около 276 различных песен, многие из которых были записаны в нескольких вариациях . Робсон пел более чем на 20 языках , и его репертуар охватывал многие музыкальные стили: американу , традиционную поп-музыку , классическую музыку, европейские народные песни, политические песни, поэзию и устные отрывки из пьес . Его театральные постановки были признаны первыми, демонстрирующими достоинство чернокожих актёров и гордость за африканское наследие, и он стал одним из первых артистов, отказавшихся выступать в живую для сегрегированной публики . Робсон связал свою собственную жизнь и историю не только со своими согражданами-американцами и своим народом на юге, но и со всеми народами Африки и её диаспорой , жизнь которых в основном определялась теми же процессами, которые привели его предков в Америку . Робсон покинул Австралию как уважаемая, хотя и неоднозначная фигура, и его поддержка за права аборигенов оказала огромное влияние на Австралию в течение следующего десятилетия .
В 1972 году Государственный университет Пенсильвании официально учредил культурный центр на территории университетского городка. Преподаватели и сотрудники решили назвать центр в честь Поля Робсона, человека, чьи достижения, преданность делу и приверженность в области интеллектуального развития, физического совершенства, гуманитарного духа и артистических достижений должны были служить образцом для всех студентов колледжа . В 1976 году многоквартирный дом на Эджкомб-авеню в районе Вашингтон-Хайтс на Манхэттене, где жил Робсон в начале 1940-х годов, официально переименовали в en и объявили Национальным историческим памятником . 9 апреля 1978 года в честь Поля Робсона улица Штольпиш-штрассе в районе Пренцлауэр-Берг в Восточном Берлине была переименована в Поль-Робсон-штрассе . Также одна из улиц в Сомервилле штата Нью-Джерси называется бульваром Поля Робсона .
В 1978 году ТАСС объявил, что Латвийское морское пароходство назвало один из своих новых танкеров в честь Поля Робсона. Также на борту танкера создали музей Робсона . В 1995 году Робсон был включён в en . В столетний юбилей со дня его рождения, который отмечался во всем мире , он был удостоен пожизненной премии Грэмми , а также звезды на Голливудской Аллее Славы . Робсон также был внесён в список зала славы американского театра . В 1998 году именем Робсона было названо общежитие школы восточных и африканских исследований . А в 2006 году там же была открыта мемориальная доска в его честь . В Западной Филадельфии средняя школа, названная именем Поля Робсона, в 2019 году получила премию US News & World Report в номинации «Лучшие средние школы в Пенсильвании» .
В 2002 году организация « English Heritage » открыла синюю табличку на доме в Хампстеде , где Робсон жил в 1929—1930 годах .
В 2004 году почтовая служба США выпустила марку в честь Робсона . В 2007 году компания Criterion Collection , специализирующаяся на выпуске коллекционных изданий классических и современных фильмов, выпустила DVD с фильмами, в которых снимался Робсон . В 2009 году он был включён в en . В честь Робсона назвали несколько учреждений Ратгерского университета : библиотека в Камдене , кампусный центр в Ньюарке и культурный центр в Нью-Брансуике .
Также было открыто несколько архивов Поля Робсона, которые содержат материалы, полученные от него или о нём; рукописи, переписки, литература, а также звукозаписи и видеозаписи. Архивы Робсона существуют в Берлинской академии искусств , в Говардском университете и в en . В 2010 году внучка Поля Робсона Сьюзан запустила проект вместе с университетом Суонси и Национальной ассамблеей Уэльса по созданию учебного онлайн-ресурса в память о своём дедушке .
По состоянию на 2011 год спектакль «Отелло» с Робсоном в главной роли был самой продолжительной постановкой пьесы Шекспира, когда-либо поставленной на Бродвее . За эту работу он получил премию Дональдсона за лучшую актёрскую игру в 1944 году . Его «Отелло» был охарактеризован Майклом Моррисоном в 2011 году, как кульминация шекспировского театра 20-го века . Фильм « en » получил премию Оскар за лучший короткометражный документальный фильм в 1980 году .
12 апреля 2019 года в честь 100-летия выпуска Робсона из университета Ратгерса в его честь была названа площадь под открытым небом. Площадь рядом с en кампуса Ратгерса в Нью-Брансуике, имеет восемь чёрных гранитных панелей с деталями жизни Робсона . Также 6 марта 2019 года улица Commercial Avenue была переименована в бульвар Поля Робсона .
В 1943 году Робсон получил медаль Авраама Линкольна за выдающиеся заслуги в области человеческих отношений . Также в 1943 году Поль Робсон был первым оратором в и получил почётную степень доктора гуманитарных наук в знак признания его образцовых достижений . В 1944 году получил золотую медаль Американской академии искусств и наук за лучшую дикцию в американском театре . В 1945 году Робсон получил медаль Спингарна от Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения . В 1950 году Робсон был удостоен международной премии Мира , а 22 декабря 1952 года Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» . В 1958 году ему было присвоено почётное звание профессора Московской консерватории . В 1973 году университет Ратгерса присвоил Полю Робсону звание почётного доктора гуманитарных наук за его достижения в качестве учёного, спортсмена, певца, актёра и активиста . В 1978 году усилия Робсона по ликвидации апартеида в Южной Африке были посмертно вознаграждены Генеральной Ассамблеей ООН .
В 1954 году курдский поэт Абдулла Горан написал стихотворение «Призыв к Полю Робсону» («Bangêk bo Pol Ropsin») . В том же году другой курдский поэт, en , также написал о нём стихотворение «Товарищ Поль Робсон» («Heval Pol Robson»), которое было положено на музыку певцом en в 1976 году .
В альбоме «Home of the Brave» группы en была включена песня с названием «Paul Robeson (Born to Be Free)», в тексте которой присутствуют фразы, сказанные Робсоном . Эти цитаты взяты из показаний Робсона в Комитете по расследованию антиамериканской деятельности в июне 1956 года. В 2001 году валлийская рок-группа Manic Street Preachers выпустила песню под названием « en » в честь Поля Робсона, которая заняла 19-е место в хит-параде Великобритании .
В январе 1978 года Джеймс Эрл Джонс исполнил на Бродвее моноспектакль «Поль Робсон», написанный Филиппом Хейсом Дином . По этой сценической драме был снят телевизионный фильм в 1979 году, с Джонсом в главной роли, режиссёром которого стал en . В 2007 году на фестивале Edinburgh Festival Fringe писатель Тайо Алуко, представил свой персональный спектакль «Call Mr. Robeson: A Life with Songs», который с тех пор гастролирует по разным странам .
Роман Тома Роба Смита «Агент 6» (2012) включает персонажа Джесси Остина, «чернокожего певца, политического активиста и сторонника коммунистов, смоделированного по образу реального актёра-активиста Поля Робсона» . Робсон также появляется в короткометражных художественных произведениях, опубликованных в литературных онлайн-журналах «Maple Tree Literary Supplement» и «Every Day Fiction» .
В ноябре 2014 года сообщалось, что следующим фильмом режиссёра Стива Маккуина станет биографический фильм о Поле Робсоне . По состоянию на 2021 год фильм по-прежнему ещё снят не был .
7 сентября 2019 пьеса Филиппа Хейса Дина «Поль Робсон» стала первой постановкой предстоящего сезона театральной труппы Crossroads, а также первой пьесой Crossroads в новом центре исполнительских искусств Нью-Брансуика .
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1925 | ф | Тело и душа | Преподобный Исайя Дженкинс, брат Исайи Дженкинса — Сильвестр | |
1926 | кор | Дама с камелиями | Александр Дюма (сын) | |
1930 | ф | Граница | Пит | |
1933 | ф | Император Джонс | Брут Джонс | |
1935 | ф | Сандерс с реки | Босамбо | |
1936 | ф | Плавучий театр | Show Boat (1936 film) | Джо |
1936 | ф | Песнь о свободе | Джон Зинга | |
1937 | ф | Большая шишка | Джо | |
1937 | ф | Джерико | Джерико Джексон | |
1937 | ф | Копи царя Соломона | Умбопа | |
1938 | кор | Песни Мадрида | Canciones de Madrid | камео |
1940 | ф | Гордая долина | The Proud Valley | Дэвид Голиаф |
1942 | ф | Родная земля | рассказчик | |
1942 | ф | Сказки Манхэттена | Tales of Manhattan | Люк |
1954 | док | Песня великих рек | рассказчик, певец |