Interested Article - Рабство в Африке

Основные пути работорговли в средневековой Африке
Рабы на Занзибаре (1889)

Рабство в Африке известно на континенте не только в прошлом, но продолжает существовать и в настоящее время. Рабовладение было привычным в различных частях Африки, как и в остальной части древнего мира , в котором рабы составляли большинство населения и наделялись определёнными правами, а не являлись имуществом владельца . Но с появлением арабской и трансатлантической работорговли эти системы изменились, а рабы стали поставляться в качестве живого товара на невольничьи рынки за пределами Африки .

Рабство Африки в историческое время имело различные формы, иногда не вполне соответствующие понятию рабства, принятому в остальном мире. В тех или иных частях Африки встречались кабальная зависимость , порабощение в результате войны, военное рабство и криминальное рабство .

Несмотря на то что некоторые партии рабов доставлялись из внутренних регионов к югу от Сахары , работорговля не являлась заметной частью экономики и жизни большинства африканских сообществ. Большие масштабы торговля людьми приобрела после открытия трансконтинентальных маршрутов. Во время колонизации Африки произошло новое изменение характера рабства, а в начале XIX века началось движение за отмену рабства.

Формы рабства

Охота на рабов в королевстве (англ.) на реке Сенегал . Рис. 1821 г.

Многочисленные формы рабства встречаются на всём протяжении африканской истории. Помимо использования местных форм, были последовательно заимствованы система рабовладения Древнего Рима , христианские принципы рабовладения, исламские принципы рабовладения и открыта трансатлантическая работорговля . Рабство было, в различной степени, частью экономики многих африканских стран на протяжении нескольких веков . Ибн Баттута , побывавший в Мали в середине XIV века, писал, что местные жители соперничают друг с другом в количестве рабов, а сам он в качестве знака гостеприимства получил в подарок мальчика-раба . В Чёрной Африке рабовладение имело сложную структуру, включавшую права и свободы рабам и ограничения на продажу и требования по содержанию в отношении хозяев . Во многих обществах среди рабов была установлена иерархия, по которой, например, отличались рабы по рождению и рабы, захваченные во время войны .

Во многих африканских сообществах между свободным и феодально зависимым земледельцем разницы почти не было. Рабы в Сонгайской империи в основном использовались в сельском хозяйстве. Они были обязаны работать на хозяина, но были мало ограничены в личном плане. Эти несвободные люди, скорее, составляли профессиональную касту .

Африканское рабство в основном походило на долговую кабалу, хотя в некоторых районах Чёрной Африки рабов использовали в ежегодных жертвоприношениях, как например в ритуалах Дагомеи . Во многих случаях рабы не были собственностью и не оставались несвободными пожизненно .

Африканские формы рабства включали в себя установление семейных связей. Во многих сообществах, не предполагавших собственность на землю, рабство использовалось для усиления влияния и расширения связей В этом случае рабы становились частью семьи их хозяев . Дети рабов могли достичь высокого положения в таком сообществе и даже стать вождями . Но чаще между свободными и несвободными людьми существовала строгая граница . Основные формы рабства в Африке:

  • традиционное — раб является имуществом владельца, его можно свободно продавать, обращаться с ним как с вещью. Дети такого раба часто также являлись собственностью владельца. Традиционное рабство было распространено на Ниле и в Северной Африке , о его существовании в других частях континента сведения недостоверные до появление арабских и европейских свидетельств ;
  • домашняя прислуга — раб является слугой в доме владельца, но частично сохраняет личную свободу. Продажа такого раба возможна только в исключительном случае. Рабы могут получать плату за свою работу (продуктами или предоставлением земельных участков), могут вступать в брак и оставлять наследство своим детям ;
  • кабала — владение человеком в качестве выплаты им долга. В кабальную зависимость попадал либо сам должник, либо его родственники. Кабала была распространённым явлением в Западной Африке. Кабала сходна с рабством, но имеет серьёзные отличия: срок её действия ограничен, продажа не предполагается .
  • военное рабство — использование рабов в качестве воинов. При этом они призываются на службу и проходят военную подготовку, но остаются рабами после её окончания. Хозяином таких военных рабов обычно является глава местной власти, который использует их, чтобы добывать деньги или защищать политические интересы . Примерами военных рабов могут служить формирования, созданные исламскими правителями в Судане и Уганде , и отряды полевых командиров в Западной Африке ;
  • жертва — сообщества, практикующие человеческие жертвоприношения, в первую очередь использовали для этого рабов ;
  • товар — некоторые африканские нации целенаправленно осуществляли набеги на другие африканские нации с целью захвата и дальнейшей продажи рабов. Эта форма рабства получила наибольшее развитие после открытия трансатлантической работорговли. Обращение в рабство стимулировали европейские торговцы, посредниками выступали местные африканские правители .

Распространение рабства в Африке

Рабы в Эфиопии (XIX век)

В течение тысяч лет государства Африки практиковали рабство и принудительный труд . Однако точных свидетельств, касающихся времени до появления арабской и трансатлантической работорговли не имеется. Часто рабством называются сложные формы общественных взаимоотношений, не соответствующие популярному определению рабства .

В Северной Африке традиционное рабство распространилось во времена Римской Империи (47 год до н. э. — ок. 500 года) После падения Рима рабство осталось в крупных христианских поселениях региона. После арабской экспансии рабство распространилось в государства, лежащие к югу от Сахары ( Мали , Сонгай , Древняя Гана ) . В средние века основными направлениями работорговли были южное и западное, а источником африканских рабов — Центральная и Восточная Африка .

На Африканском Роге Соломонова династия экспортировала рабов с западных границ государства или с только что завоёванных территорий . Мусульманские прибрежные государства получали рабов из глубины материка . На территории современных Эфиопии и Эритреи рабы в основном становились домашней прислугой .

О Центральной Африке имеются лишь обрывочные свидетельства, судя по которым рабами здесь были только захваченные в плен представители вражеских племён .

В западной практике до открытия трансатлантической работорговли были распространены многочисленные формы рабства . После начала поставок живого товара в Америку работорговля стала основой экономики и политики крупных государств региона: Мали, Древней Ганы и Сонгая . Однако другие сообщества активно сопротивлялись работорговле: Королевства Моси пытались захватить ключевые города, а после неудачи продолжили совершать набеги на работорговцев. Однако в 1800-е годы и они присоединились к взаимовыгодной трансатлантической работорговле

До XVII века рабство не играло значительной роли на Великих Африканских озёрах . Рабов в небольших количествах вывозили в арабские страны и Индию. Пик работорговли пришёлся на XIX век, а центром рабовладения стал Занзибар . Регион также принял участие в трансатлантической работорговле .

Исторические этапы

История рабовладения в Африке подразделяется на три крупных этапа: арабская работорговля , атлантическая работорговля и движение за отмену рабства XIX—XX веков. Переход на каждый этап сопровождался значительными изменениями форм, массовости и экономической модели рабовладения . После отмены рабства тысячи бывших рабов вернулись на родину и осели в Либерии и Сьерра-Леоне .

Работорговля через Сахару и Индийский океан

Негры-рабы пересекают Сахару (гравюра XIX века)

Арабская работорговля зародилась в VIII веке. Первые маршруты обеспечивали доставку рабов из регионов к востоку от Великих озёр и из Сахеля . Законы ислама допускали рабство, но запрещали обращать в рабов мусульман, поэтому в рабство обращали в основном людей с африканской границы распространения Ислама . Поставки рабов через Сахару и Индийский океан отсчитывают историю с IX века, когда этот маршрут взяли под контроль афро-арабские работорговцы. По существующим оценкам, ежегодно с побережья Красного моря и Индийского океана вывозилось лишь несколько тысяч рабов. Их продавали на невольничьих рынках Среднего Востока . Наращивание объёмов произошло с развитием кораблестроения, которое позволило увеличить объёмы поставляемой продукции с колониальных плантаций, что вызвало необходимость привлечения дополнительной рабочей силы. Объёмы работорговли тогда достигли десятков тысяч человек в год . В начале XIX века произошло резкое увеличение потока рабов из Африки в исламские страны. В 1850-е годы прекратились поставки рабов из Европы, произошёл новый рост африканских поставок. Работорговля прекратилась только в начале XX века, после начала усиленной колонизации Африки европейцами в 1880-х годах .

Атлантическая работорговля

Негры-рабы в Виргинии (неизвестный художник, 1670)

Работорговля через Атлантический океан началась в XV веке. Этот этап стал очередным значительным изменением в жизни африканцев: ранее составляя небольшую часть рабов в мире, они к 1800-м годам стали составлять их подавляющее большинство . За короткое время работорговля превратилась из незначимого сектора экономики в её превалирующую составляющую, а использование на плантациях рабского труда стало основой процветания многих европейских сообществ . Помимо прочего, атлантическая работорговля изменила традиционное распределение форм рабства.

Первыми европейцами, прибывшими на гвинейское побережье, были португальцы. Первая сделка по покупке рабов состоялась в 1441 году. В XVI веке португальцы, обосновавшиеся на острове Сан-Томе , начали использовать негров-рабов для возделывания сахарных плантаций, так как для европейцев климат острова оказался тяжёлым. С открытием Америки европейское поселение Сан-Жоржи-да-Мина стало важным центром по отправке рабов в Новый Свет .

В Америке первыми европейцами, начавшими использовать труд африканских рабов, стали испанцы , обосновавшиеся на островах Куба и Гаити . Первые рабы прибыли в Новый Свет в 1501 году . Своего пика атлантическая работорговля достигла в конце XVIII века. В рабство обращали жителей внутренних областей Западной Африки, направляя за ними специальные экспедиции. Потребность в рабах из-за растущих европейских колоний была настолько велика, что на западе Африки возникли целые империи, существовавшие главным образом за счёт работорговли, в том числе Ойо и Бенинское царство . Постепенная отмена рабства в европейских колониях в течение XIX века привела к исчезновению таких государств, основанных на милитаристической культуре и перманентной войне, обеспечивающей поступление новых рабов . Когда потребность европейцев в рабах снизилась, африканские рабовладельцы начали использовать рабов на собственных плантациях .

Отмена рабства

В середине XIX века, когда европейские державы начали масштабную колонизацию Африки, на континент пришли законы, запрещающие рабство. Иногда это приводило к противоречиям: колониальные власти, несмотря на запрет рабовладения, возвращали беглых рабов их владельцам . В некоторых случаях рабство в колониях сохранялось вплоть до обретения ими независимости . Антиколониальная борьба часто сводила рабов и их хозяев вместе, однако после обретения независимости они основывали оппозиционные друг другу партии .

Рабство в современной Африке

В некоторых частях Африки рабство или сходные с ним формы личной зависимости сохраняются до сих пор и оказываются для современных властей трудноразрешимой проблемой .

Рабство, несмотря на почти повсеместный запрет во всём мире, остается проблемой. Рабами могут считаться более 30 миллионов жителей планеты . В Мавритании до 600 000 мужчин, женщин и детей, или 20 % населения являются рабами, в большинстве случаев находясь в кабальной зависимости . Рабство в Мавритании было объявлено незаконным только в августе 2007 года . Во время Второй гражданской войны в Судане в рабство было обращено по различным оценкам от 14 000 до 200 000 человек . В Нигере , где рабство отменили в 2003 году, по данным 2010 года почти 8 % населения остаются рабами .

Примечания

  1. Davidson, Basil. . — P. 46.
  2. (англ.) . — Books.google.co.za.
  3. Toyin Falola. (англ.) . — Westview Press , 1994. — P. 22. — ISBN 978-0-8133-8457-3 .
  4. Owen 'Alik Shahadah. . Africanholocaust.net. Дата обращения: 1 апреля 2005. 5 мая 2017 года.
  5. Foner, Eric . Give Me Liberty: An American History. — New York: W. W. Norton & Company , 2012. — С. 18.
  6. Lovejoy, Paul E. Transformations of Slavery: A History of Slavery in Africa (англ.) . — London: Cambridge University Press , 2012.
  7. Ibn Battuta in Black Africa / Noel King (ed.). — Princeton, 2005. — P. 54.
  8. Fage, J.D. Slavery and the Slave Trade in the Context of West African History (англ.) // (англ.) : journal. — 1969. — Vol. 10 , no. 3 . — P. 393—404 . — doi : .
  9. Rodney, Walter. African Slavery and Other Forms of Social Oppression on the Upper Guinea Coast in the Context of the Atlantic Slave-Trade (англ.) // (англ.) : journal. — 1966. — Vol. 7 , no. 3 . — P. 431—443 . — doi : . — JSTOR .
  10. . Ouidah Museum of History. Дата обращения: 13 января 2010. 21 декабря 2009 года.
  11. Foner, Eric. (неопр.) . — New York: W.W. Norton & Company, Inc. , 2012. — С. .
  12. Snell, Daniel C. Slavery in the Ancient Near East // The Cambridge World History of Slavery (неопр.) / Keith Bradley and Paul Cartledge. — New York: Cambridge University Press , 2011. — С. 4—21.
  13. Alexander, J. Islam, Archaeology and Slavery in Africa (англ.) // (англ.) : journal. — 2001. — Vol. 33 , no. 1 . — P. 44—60 . — doi : . — JSTOR .
  14. Paul E. Lovejoy and David Richardson. The Business of Slaving: Pawnship in Western Africa, c. 1600–1810 (англ.) // (англ.) : journal. — 2001. — Vol. 42 , no. 1 . — P. 67—89 .
  15. Johnson, Douglas H. (англ.) // Ethnohistory : journal. — 1989. — Vol. 36 , no. 1 . — P. 72—88 . — doi : .
  16. Wylie, Kenneth C. Innovation and Change in Mende Chieftaincy 1880–1896 (англ.) // (англ.) : journal. — 1969. — Vol. 10 , no. 2 . — P. 295—308 . — doi : . — JSTOR .
  17. Henry Louis Gates Jr. . из оригинала 12 мая 2013 . Дата обращения: 26 марта 2012 .
  18. Manning, Patrick . (англ.) // American Historical Review : journal. — 1983. — Vol. 88 , no. 4 . — P. 835—857 . — doi : .
  19. . Britannica.com. Дата обращения: 9 октября 2014. 14 октября 2014 года.
  20. Pankhurst. Ethiopian Borderlands , p. 432.
  21. Willie F. Page, Facts on File, Inc. (англ.) . — (англ.) , 2001. — P. 239. — ISBN 0816044724 .
  22. . Countrystudies.us. Дата обращения: 9 октября 2014. 5 августа 2011 года.
  23. . Дата обращения: 9 октября 2014. 7 мая 2017 года.
  24. Heywood, Linda M.; 2009. Slavery and its transformations in the Kingdom of Kongo: 1491-1800 (англ.) // (англ.) : journal. — Vol. 50 . — P. 122 . — doi : .
  25. Meillassoux, Claude. (англ.) . — Chicago: University of Chicago Press , 1991.
  26. Kusimba, Chapurukha M. The African Archaeological Review (неопр.) // Archaeology of Slavery in East Africa. — 2004. — Т. 21 , № 2 . — С. 59—88 . — doi : . — JSTOR .
  27. Fage, J. D. A History of Africa . Routledge, 4th edition, 2001. p. 258.
  28. Manning, Patrick. Slavery and African Life: Occidental, Oriental, and African Slave Trades (англ.) . — London: Cambridge, 1990.
  29. Manning, Patrick. The Slave Trade: The Formal Demography of a Global System (англ.) // (англ.) : journal. — 1990. — Vol. 14 , no. 2 . — P. 255—279 . — doi : .
  30. John Henrik Clarke. Critical Lessons in Slavery & the Slavetrade . A & B Book Pub
  31. . Cia.gov. Дата обращения: 10 октября 2014. Архивировано из 29 июня 2011 года.
  32. . Of Germs, Genes, and Genocide: Slavery, Capitalism, Imperialism, Health and Medicine . United Kingdom Council for Human Rights (1989). Дата обращения: 13 января 2010. 17 июня 2008 года.
  33. Bortolot, Alexander Ives . Metropolitan Museum of Art (октябрь 2003). Дата обращения: 13 января 2010. 28 июня 2011 года.
  34. Gueye, Mbaye. The slave trade within the African continent // The African Slave Trade from the Fifteenth to the Nineteenth Century (англ.) . — Paris: UNESCO, 1979. — P. 150—163.
  35. Hahonou, Eric; Pelckmans, Lotte. (англ.) // Stichproben. Wiener Zeitschrift für kritische Afrikastudien : journal. — 2011. — No. 20 . — P. 141—162 . 12 мая 2013 года.
  36. Dottridge, Mike. Types of Forced Labour and Slavery-like Abuse Occurring in Africa Today: A Preliminary Classification (англ.) // (англ.) : journal. — 2005. — Vol. 45 , no. 179/180 . — P. 689—712 . — doi : .
  37. . BBC News. 2002-05-27. из оригинала 10 июля 2011 . Дата обращения: 12 января 2010 .
  38. « от 19 октября 2017 на Wayback Machine ». CNN . October 18, 2013.
  39. . BBC World Service . из оригинала 3 июня 2011 . Дата обращения: 12 января 2010 .
  40. Flynn, Daniel (2006-12-01). . Reuters. из оригинала 19 ноября 2009 . Дата обращения: 12 января 2010 .
  41. . BBC News. 2007-08-09. из оригинала 6 января 2010 . Дата обращения: 12 января 2010 .
  42. . US Department of State (22 мая 2002). Дата обращения: 20 марта 2014. Архивировано из 21 января 2016 года.
  43. Andersson, Hilary (2005-02-11). . BBC News. из оригинала 6 августа 2017 . Дата обращения: 12 января 2010 .
  44. Steeds, Oliver (2005-06-03). . ABC News . из оригинала 10 октября 2017 . Дата обращения: 12 января 2010 .

Литература

  • Травинский В. М. Как погибли миллионы негров. — М.: Соцэкгиз , 1963. — 248 с.
  • Рено Фр., Даже С. Африканские рабы в далеком и недавнем прошлом. — М.: Наука, Главная ред. восточной лит-ры, 1991. — 214 с. — (Рассказы о странах Востока).
  • (англ.) . (англ.) . — London: Church Missionary Society, 1869.
  • Faragher, John Mack; Mari Jo Buhle, Daniel Czitrom, Susan H. Armitage. Out of Many. — Pearson Prentice Hall , 2004. — С. 54. — ISBN 0-13-182431-7 .
  • Reynolds, Edward. Stand the Storm: A history of the Atlantic slave trade (англ.) . — London: (англ.) , 1985.
  • The Human Commodity: Perspectives on the Trans-Saharan Slave Trade (англ.) / Savage, Elizabeth. — London, 1992.
  • Wright, Donald R. . Online Encyclopedia. 2 апреля 2007 года.
Источник —

Same as Рабство в Африке