Анто́ниу Ша́гаш Ро́за
(
порт.
António Chagas Rosa
,
1960
,
Лиссабон
) —
португальский
пианист и композитор.
Биография
Учился в Национальной консерватории (фортепиано) и Новом Лиссабонском университете (история). По стипендии Фонда
Гюльбенкяна
в
1984
—
1987
учился у Александра Хрисаниде в
Амстердамской консерватории
. В
1987
—
1992
по государственной стипендии занимался композицией в
Роттердамской
консерватории у
Класа де Фриса
и П. Я. Вагеманса. Работал в
Нидерландском оперном театре
, преподавал оперное искусство в Амстердамской консерватории. Сотрудничал с
Робертом Уилсоном
на постановке оперы
Луи Андриссена
De Materie
, с
Оливером Нассеном
на репетициях музыкальной драмы
Шёнберга
Рука судьбы
(
Die glückliche Hand
). Выступал в концертах как пианист, в частности — исполнял сочинения
Джона Кейджа
, гастролируя в
Лондоне
,
Мюлузе
,
Генте
.
Композиторская деятельность
Композитору заказывают сочинения Фонд Галуста Гюльбенкяна, Радио Португалии (Antena 2),
Национальный театр Сан-Карлуш
(Лиссабон),
Grupo de Música Contemporânea de Lisboa
,
Sond’Ar-te Electric Ensemble
(Португалия), ансамбль
Klangforum Wien
,
Nederlands Kamerkoor
, шведский камерный оркестр
KammerensembleN
,
Ensemble Wiener Collage
(
Вена
), ансамбль
Musicatreize
(
Марсель
) и др.
Сочинения композитора исполняются на музыкальных фестивалях в Португалии, Испании, Франции, Нидерландов, Австрии, Германии, Швеции, Швейцарии, Украине, США,
Макао
,
Гонконге
и др.
Сочинения
Соната для фортепиано
(
1988
)
Tres Gacelas
для контральто и камерного оркестра на стихи
Гарсиа Лорки
(1988/
1989
)
Meghasandesham
для клавесина и струнного квартета (1989/
1990
)
Antinous
для струнного квартета и большого оркестра (1990/
1992
)
Songs of the Beginning
для высокого голоса и фортепиано на стихи
Лаоцзы
(1992)
Canticles for the Remission of Hunger
, камерная опера в 6 сценах (1992/
1994
)
Afonso Domingues, por exemplo
для тенора и фортепиано на стихи Паулу Лагиша (1994/
1997
)
Angkor
для альта и фортепиано (1994/
1995
)
Piano Concerto
(1994/1995)
O Céu sob as Entranhas
, для баритона и фортепианного трио на стихи Луиша Мигела Навы (
1996
)
Sept Épigrammes de Platon
для сопрано и фортепиано (1997)
3 Consolations
для
рекордера
и камерного оркестра (1997/
1998
)
Moh
для камерного оркестра (1998)
Four Cartoons
для подготовленной
маримбы
, посв. португальскому маримбисту-виртуозу Педру Карнейру (
1999
)
Non Altro
для тенора, фортепиано и магнитофонной ленты (1999)
Altro
для флейты-пикколо и фортепиано (
2000
)
What the afternoon and the mountain said
для фортепиано (2000)
Чужестранные мотивы/
Melodias Estranhas
(2000/
2001
), камерная опера в 3 действиях по либретто
Геррита Комрея
о жизни и музыке
Дамиана ди Гойша
Quatrains du Secret Estude
для хора a capella на слова
Нострадамуса
(
2002
)
…pour les temps glissants…
для бас-кларнета и струнного трио (2002)
Zwei Kleinbauernlieder
для тенора и фортепиано на слова Рафаэля Урвайдера (2002)
Deep Water Music
для четырёх барабанщиков (2002)
Naishapur
для баритона, перкуссии и фортепиано на стихи
Пессоа
(
2003
)
Cicuta
для сопрано и фортепиано на стихи
Марии Терезы Орта
(
2005
)
Serei só eu…
для сопрано и струнного квартета на текст
Рихарда Вагнера
Isolde Liebestod в переводе
Жоржи де Сены
(2005)
As Feiticeiras/Les Sorcières
, сценическая кантата на стихи Марии Терезы Орта (2005/
2006
)
A boca
для фагота (2006)
Tombeau de Marie Stuart
для камерного оркестра (
2007
)
Mares I/Falésias
,
Mares II/Cavalos Marinhos
,
Mares III/Ilha de Moçambique
для 6 перкуссионистов (
2008
—
2009
)
Струнный квартет № 1
(2009)
…aquilo que voa
для расширенного оркестра (2009)
Chants de Teika
для меццо-сопрано и фортепиано на стихи
Фудзивара Тэйка
(
2011
)
Six mélodies japonaises
для меццо-сопрано, гитары, баритон-саксофона и фортепиано (2011)
Música de cena para Santo Antão
для флейты-пикколо, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели (
2012
)
Педагогическая деятельность
C
1996
преподает камерную музыку в университете
Авейру
.
Ссылки