Петрич Кале
- 1 year ago
- 0
- 0
Граждане Кале́ или Горожане Кале́ — скульптура французского скульптора Огюста Родена , посвящённая одному из эпизодов Столетней войны .
На протяжении XX века копии роденовской скульптурной группы появились во многих городах мира, включая Париж и Лондон .
После длительной осады англичанами под предводительством Эдуарда III , жители Кале согласились сдаться. Эдуард обещал прекратить осаду, если шесть самых знатных горожан принесут ему ключи от городских ворот, а затем будут казнены в назидание остальным за упрямство.
Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Эсташ де Сен-Пьер . Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы, в исподнем белье, босыми, с повязанными вокруг шеи верёвками, согласно обычаям того времени, вынесли ему ключи от Кале. Английская королева Филиппа , тогда беременная, исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям и во имя своего будущего ребёнка вымолила перед супругом отмену казни.
Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале с середины XIX века. Этот монумент должен был выразить обуревавшие французов эмоции — и горечь поражения, и упоение героической жертвенностью сограждан. Но муниципалитет не находил достаточно средств, чтобы заказать памятник именитому скульптору. В 1884 году, когда Франция пыталась свыкнуться с мыслью о поражении во Франко-прусской войне , мэр Кале Деваврин организовал сбор средств на памятник по подписке и заказал скульптуру Родену .
Роден работал над группой из шести фигур с 1884 по 1888 годы. По тем временам роденовское исполнение памятника казалось крайне спорным. Заказчики ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Эсташа де Сен-Пьера. Кроме того, до Родена памятники запечатлевали героические победы и с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента , дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько превышающими человеческий рост).
Впервые памятник был представлен публике в 1889 году и был встречен почти всеобщим восхищением. Ещё несколько лет прошло, прежде чем он был установлен в Кале: церемония открытия состоялась в 1895 году. Однако по настоянию городских властей он был установлен на традиционном пьедестале и с оградой. Воля скульптора, согласно которой «Граждане Кале» должны были быть размещены на земле, была исполнена только после его смерти, в 1924 году .
Драматическое звучание всей сцены в целом, её противоречивая эмоциональная атмосфера, ощущение духовной напряжённости героев, лаконичная и в то же время глубокая характеристика каждого из них рождаются благодаря беспокойному дробному ритму композиции, резким контрастам статичных фигур и фигур, полных динамики, противопоставлению весомости масс экспрессии поз и жестов.
— БСЭ