Interested Article - Реторнадуш
- 2021-12-21
- 1
Реторнадуш ( порт. Retornados ), Возвратившиеся — португальские репатрианты из бывших « заморских территорий », в основном Анголы и Мозамбика , в середине 1970-х годов. Вынужденно переселялись в Португалию по причине деколонизации и этнополитических преследований. Представляли собой проблемную социальную категорию, политически были враждебны после революционным властям. Прошли трудную социальную адаптацию на протяжении нескольких лет.
Заморские португальцы
25 апреля 1974 года в Португалии совершилась Революция гвоздик . Одним из её следствий стало прекращение колониальной войны и ускоренная деколонизация . При этом новые власти Португалии передавали контроль над бывшими « заморскими территориями » идеологически близким марксистским движениям.
На момент революции колониями Португалии являлись Ангола ( Португальская Западная Африка ), Мозамбик ( Португальская Восточная Африка ), Гвинея-Бисау ( Португальская Гвинея ), Кабо-Верде , Сан-Томе и Принсипи , Восточный Тимор ( Португальский Тимор ). В этих странах проживали, по разным оценкам, не менее 600 тысяч португальцев, из них около 330 тысяч в Анголе и порядка 220 тысяч в Мозамбике .
Португальцы «заморских территорий», как правило, относились к социально привилегированным слоям (хотя это не всегда отражалось на финансовом и имущественном положении). Многие из них (хотя отнюдь не все) были военными, чиновниками, предпринимателями, землевладельцами, квалифицированными специалистами.
Эксцессы деколонизации и трудности репатриации
Деколонизация сопровождалось всплеском социальной мести со стороны чернокожего большинства. Это поощрялось пропагандой ангольских антиколониальных движений МПЛА , ФНЛА , УНИТА и мозамбикского ФРЕЛИМО . В идеологиях ФНЛА и УНИТА были элементы чёрного расизма , пропаганда марксистских МПЛА и ФРЕЛИМО заострялась против португальцев как «буржуазных элементов» (хотя многие из них привлекались на службу в новые аппараты власти). В Анголе отмечались многочисленные акты погромного насилия, вплоть до убийств . Министр внутренних дел Народной Республики Мозамбик (будущий президент Мозамбика ) Арманду Гебуза издал знаменитый Приказ 24/20 — португальцам, не признающим новый режим и намеренным покинуть страну, предоставлялось на это 24 часа и позволялось взять с собой 20 килограммов багажа .
Независимость Мозамбика была провозглашена 25 июня 1975 , независимость Анголы — 11 ноября 1975 . Весь период 1975—1976 годов Португалию захлёстывал поток репатриантов-«реторнадуш», покидавших эти страны. Численно несравнимо меньше, но возвращались португальцы также из Гвинеи-Бисау, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Восточного Тимора. Общая численность «реторнадуш» оценивается примерно в 500—600 тысяч человек .
Правительство Португалии в обстановке острейшего внутреннего кризиса вынуждено было организовывать приём сотен тысяч человек из бывших африканских колоний. Было создано специальное ведомство — Институт поддержки возвращения сограждан ( IARN ) . Устроен воздушный мост, выделены два судна (одно для перевозки пассажиров, другое — багажа и автомобилей). Однако на отправку образовались многодневные очереди. Водитель грузовика Гильерме душ Сантуш организовал конвой из 2000 грузовиков и 300 автомобилей, который проделал путь почти через всю Африку — от Анголы до Марокко . Несколько сотен человек перебрались в Юго-Западную Африку . Люди побогаче переезжали в Бразилию . Но для подавляющего большинства единственным вариантом являлась Португалия .
Португальские власти не были заинтересованы в прибытии этих людей. Условия транспортировки и последующей адаптации выдерживались жёстко, не скрывалось негативное отношение к репатриантам. Многим из них приходилось длительное время жить в портах и аэропортах без какой-либо ясной перспективы — при том, что далеко не все «реторнадуш» имели в Португалии родственников или хотя бы знакомых. Специально принятые в 1974 году нормативы ограничивали возможности перевода денежных средств с «заморских территорий» — тогда как ангольские и мозамбикские власти ограничивали вывоз денег суммой, эквивалентной 150 эскудо . В обществе «реторнадуш» сталкивались с отчуждением — их считали «бывшими угнетателями африканцев», которые теперь требуют пособий и жилищ в условиях экономического кризиса. Само слово «retornados» приобрело негативную, пренебрежительную коннотацию .
«Реторнадуш» в политике
Со своей стороны, «реторнадуш» крайне негативно отнеслись к деколонизации, революции и новым португальским властям (как, впрочем и к свергнутому режиму « Нового государства », оказавшемуся неспособным обеспечить стабильность и безопасность). В их настроениях первоначально доминировали отчаяние и озлобленность. Многие «реторнадуш» примыкали к подпольным террористическим организациям крайне правого толка — ELP , MDLP , CODECO . В советских пропагандистских изданиях говорилось, что «добравшись до Лиссабона, они пополняют лагерь сил, враждебных португальской революции, а наиболее злобные остались в самой Анголе и участвуют в гражданской войне » . Ультраправые боевики-«реторнадуш» сыграли видную роль в событиях Жаркого лета .
Из легальных политических партий наибольшей популярностью в этой среде пользовался консервативный Социально-демократический центр (СДЦ) Диогу Фрейташа ду Амарала , на втором месте — либеральная Народно-демократическая партия (ныне Социал-демократическая) Франсишку Са Карнейру . Коммунисты Алвару Куньяла рассматривались как враги, социалисты Мариу Соареша — как «предатели» .
Социальная адаптация «реторнадуш» шла с большими трудностями, заняла несколько лет и в целом осуществилась в период общественно-политической и экономической стабилизации на рубеже 1970—1980-х . При этом «реторнадуш» сохранили общее самосознание, мировоззрение и культуру «последних португальцев империи» .
Люди и память
Многие «реторнадуш» стали крупными деятелями португальской политики, общественной жизни, науки, культуры, спорта. Среди них — председатель СДЦ Асунсан Кришташ , морской министр , юрист и политик , писатели Гонсалу Тавариш , , , поэт , футболисты Жуан Рикарду , Педру Эмануэл , президент футбольного клуба Эшторил-Прая , музыкант и ряд других. В числе «реторнадуш» есть и лояльные африканцы, выбравшие Португалию во время деколонизации - например, офицер коммандос из Гвинеи-Бисау Марселину да Мата .
История репатриации 1970-х описана в литературе и кино. В ноябре 2015 года в Лиссабоне была устроена выставка Retornar — Traços da Memória — Возвращение — следы памяти .
Примечания
- Gerald Bender, Stanley Yoder. Whites in Angola on the Eve of Independence: The Politics of Number. Indiana University Press , , Vol. 21, № 4 (Autumn, 1974)
- ↑ . Дата обращения: 13 апреля 2018. 13 апреля 2018 года.
- . Дата обращения: 13 апреля 2018. 13 апреля 2018 года.
- ↑ . Дата обращения: 13 апреля 2018. 13 апреля 2018 года.
- . Дата обращения: 13 апреля 2018. 24 апреля 2018 года.
- Дата обращения: 13 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
- ↑ . Дата обращения: 13 апреля 2018. 5 октября 2016 года.
- , от 4 декабря 2017 на Wayback Machine — М.: Политиздат , 1984.
- Юрий Жуков . Тридцать бесед с телезрителями. — М.: Политиздат, 1977.
- Виктор Григорьев. от 27 декабря 2017 на Wayback Machine
- ↑ São José Almeida. от 26 января 2021 на Wayback Machine // , 20.04
- Nelson Clemente Santos Dias Oliveira. от 13 апреля 2018 на Wayback Machine
- 2021-12-21
- 1