Чемпионат Уругвая по футболу
- 1 year ago
- 0
- 0
Литература Уругвая — часть . Уругвайская литература развивается на испанском языке и является частью латиноамериканского литературного процесса .
Первые рукописные памятники из Уругвая появились в колониальный период: так, ранним образцом эпистолярной просветительской прозы был «Мемориал» (1779) Переса Кастельяно. Вторжение англичан в вице-королевство Ла-Плата нашло отображение в классицистских одах местного таможенного чиновника Хосе Прего де Оливера (1750—после 1816) и пьесе Х. П. Мартинеса «Безупречная верность, или Отмщённый Буэнос-Айрес» (1808).
Первым крупным писателем Уругвая был представитель предромантизма Бартоломе Идальго (1788—1822), в творчестве которого основное место занимала тема гаучо . Ещё одним провозвестником литературы гаучо была сатирическая поэзия Эусебио Вальденегро (1783—1818). Ярким представителем классицизма был Франсиско Акунья де Фигероа (1790—1862), автор гимнов Уругвая и Парагвая , а также «Исторического дневника осады Монтевидео».
Романтизм в уругвайской литературе начал складываться в 1830-40-е годы под влиянием европейских аналогов, при этом местные романтики выступали против духовной зависимости от Испании. (1819—1841) в поэмах «Яндумбайу и Лиропейа» (1840) и «Основание Монтевидео» воспевал как первых испанских поселенцев, так и индейских вождей. В 1888 году вышла романтическая лирико-эпическая поэма (1855—1931) « », воспевающая благородного дикаря — индейца. Ему же принадлежит историко-биографическое исследование «Эпопея Артигаса» (1910) об освободителе Уругвая Х. Х. Артигасе . Автор-католик противостоял творческому сообществу писателей и учёных «Атенеум», вокруг которого группировались большинство второго поколения романтиков — Луис Мельян Лафинур (1850—1939), Оросман Мораторио (1852—1898), Элиас Регулес (1860—1929).
Основоположником национального романа стал Эдуардо Асеведо Диас (1851—1924) со своими романтическо-патриотическими книгами «Исмаэль» (1888), «Туземка» (1890), «Клич славы» (1893), «Копьё и сабля» (1914). У других романистов уже преобладают влияния европейского натурализма и «креольский реализм »: (1868—1924) в сборниках рассказов «Деревня» (1896), «Гури» (1901), «Сухие дрова» (1911) в противовес романтической трактовке жизни гаучо отображает куда более мрачную реальность, как и психологические романы «Беба» (1894), «Племя Каина» (1900), «Земля» (1916) (1868—1938).
К началу XX века в Монтевидео сложилось так называемое «Поколение 900», которое публикуется в таких журналах, как «La Nueva Atlántida», «La Revista del Salto», «Vida Moderna». Большое место в тогдашней литературе занимает Хосе Энрике Родо (1871—1917), отстаивавший в эссе наподобие «Ариэль» (1900) идеи латиноамериканской самобытности в противовес ориентированной на США «нордомании». Известнейшим прозаиком в этот период также является новеллист Орасио Кирога (1878—1937), автор коротких рассказов, таких как «Рассказы о любви, безумии и смерти» (1917), « » (1918), «Анаконда» (1921).
Поэзия начала века связана с именами модерниста Хулио Эррера-и-Рейсига (1875—1910; сборники «Пасха времени», 1900, «Ночные молитвы», 1902, «Башня сфинксов», 1909), политика-социалиста Эмилио Фругони (1880—1969), автора философских стихов Карлоса Сабата Эркасти (1887—1982), поэтесс-сторонниц женской эмансипации Хуаны де Ибарбуру (1892—1979), (1875—1924) и Дельмиры Агустини (1886—1914). Основоположник национальной драматургии (1875—1910) известен во всей Латинской Америке как автор реалистических драм, посвященных уругвайской тематике.
В середине XX века на арену вышли представители : Хуан Карлос Онетти , Марио Бенедетти , Мануэль Флорес Мора, Саранди Кабрера, Карлос Мартинес Морено, Анхель Рама, Карлос Реаль де Азуа, Карлос Магги, Альфредо Гравина, Марио Арреги, Аманда Беренгер , Умберто Меггет, Мария Инес Сильва Вила, Тола Инверницци, Эмир Родригес Монегал, Маурисио Мюллер, Ида Витале , Идея Вилариньо, Гладис Кастельвекки, Хосе Педро Диас, Либер Фалько, Карлос Бренди, Мария де Монсеррат, Гизельда Зани, Армония Сомерс.
Среди ключевых авторов художественной прозы XX века — представители реалистического направления Хуан Карлос Онетти (1909—1994), Фелисберто Эрнандес (1902—1964), поэт и прозаик Энрике Аморим (1900—1960); писатели короткого жанра и романов Карлос Мартинес Морено (1918—1986) и Марио Бенедетти (1920—2009), последний из которых награждён множеством литературных премий. В романах авторов, занимавшихся также леворадикальной политической деятельностью — «Тангарупа» (1925), «Поселянин Агилар» (1934), «Лошадь и её тень» (1941), «Девять лун над Неукеном» (1956), «Корраль Абиерто» (1956) Энрике Аморима; «Передышка» (1960) и «Спасибо за огонёк» (1965) Марио Бенедетти; «Границы, открытые ветру» (1951) и «От страха к гордости» (1959) Альфредо Гравины (1913—1995) — социальная критика обострена до предела.
После переворота 1973 года , установившего в Уругвае более чем десятилетнюю диктатуру , некоторые деятели культуры оказались за решёткой (например, члены руководства городских партизан Тупамарос Маурисио Розенкоф и Элеутерио Уидобро ), многие другие же были вынуждены эмигрировать, что лишь усилило присутствие уругвайских голосов в международных дискуссиях. Большим творческим влиянием, в том числе за пределами страны, пользуются Эдуардо Галеано (1940—2015), чьё историко-публицистическое исследование столетий зависимости региона от колониализма и неоколониализма «Вскрытые вены Латинской Америки» (1971) стало важнейшей книгой для поколения левых мыслителей, уругвайско-испанская писательница Кристина Пери Росси (р. 1941), считающаяся одним из немногих женских имён в латиноамериканском буме , и уругвайско-американский автор (р. 1969).
В области истории литературы значителен вклад Альберто Сум Фельде (1889—1976).