Interested Article - Никольская церковь (Таллин)

Церковь Святителя Николая Чудотворца , Никольская церковь православная церковь во имя Николая Чудотворца в Таллине ( Эстония ) Московского патриархата , расположенная на улице Вене . Внесена в государственный регистр памятников культуры Эстонии (1248 Tallinna Nikolai kirik, 1820—1827 гг.) .

На территории храма под алтарём погребён священномученик Арсений (Мацеевич), Митрополит Ростовский .

История

Вид церкви с улицы Вене

Старейший Таллинский православный приход церкви Святителя Николая Мирликийского Чудотворца берёт своё начало из среды древнего торгового двора, основанного русскими купцами в Таллине в начале прошлого тысячелетия. Точную дату появление русских купцов на этом берегу установить невозможно, однако в русской истории это связывают с сыном Владимира Святославича Ярослава Мудрого , который в 1030 году «сходил» в Ливонию , основал там город Юрьев ( Тарту ), а в Риге и Колывани церкви и дворы «поставил».

С 1420-х годов главная церковь Святого Николая находится на улице Вене. В тот период улица называлась Монастырской, но после Реформации в XVI веке, когда доминиканский монастырь прекратил своё существование, улицу, благодаря торговому двору и церкви, переименовали в Вене (Русская).

Летописи не сохранили подробностей, но по косвенным свидетельствам можно предположить, что во время Реформации вместе с католическими храмами была разграблена и церковь Святителя Николая. В 1542 году церковь была временно превращена в городской лазарет. Храм был закрыт и в годы Ливонской войны (1557—1582). Восстановленный после этой войны Никольский храм долгое время терпел нужду во всём. Тем ценнее был дар Бориса Годунова — большой серебряный подсвечник, полученный в 1599 году. Со временем часть царского подарка была утрачена; до наших дней сохранилась, переделанная в лампаду, основная часть с дарственной надписью.

В период Смутного времени в начале XVII века торговля в храме открывалась только по прибытии в город русских купцов. В остальное время ключи от храма находились в городской ратуше. Без постоянного ухода состояние храма ухудшалось, мелкие ремонтные работы не спасали разрушающееся здание, и в 1660 году новгородский купец Пётр Николаев заключил с таллинским ратманом Михаилом Паульсеном договор о большом ремонте.

В 1686 году по указу молодых царей Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича для церкви святителя Николая был изготовлен новый иконостас . Два года спустя, 1 мая 1688 года состоялось освящение обновлённого храма. К этому событию цари Пётр и Иоанн пожаловали храму напрестольный крест . В годы Северной войны (1700—1721) Никольская церковь была закрыта, в ней был устроен лазарет .

После взятия города русскими войсками церковь была открыта и стала обычным приходским храмом. В 1719 году Пётр I пожертвовал ей икону Святого Николая. После окончания Северной войны российские поселенцы обживали в основном пригороды и предпочитали молиться в новых храмах. Старая церковь на улице Вене становилась тесной, здание, несмотря на перестройки, было достаточно ветхим и прихожане Никольской церкви уходили в другие храмы. Императрица Екатерина II , посетившая Ревель в 1764 году, обещала оказать помощь из государственных средств. Некоторое время из Эстляндской Казённой Палаты ежегодно выделяли незначительные средства на ремонт храма, но их было явно мало.

Арсений Мацеевич

С периодом правления Екатерины II связано важное событие, оставившее след в истории Никольской церкви. С 1767 года в Ревеле под именем Андрей Враль по распоряжению императрицы содержался лишённый сана и осуждённый Синодом митрополит Ярославский и Ростовский Арсений Мацеевич . Выступивший против секуляризации , то есть против лишения духовенства права распоряжаться вотчинами , митрополит Арсений первоначально содержался в Николо-Корельском монастыре, но там не смирился и был сослан в строгое заточение в Ревель.

Место ссылки было вполне объяснимо: тогда рядом находилось самая страшная каторга европейской части России — строительство Балтийского порта ( Палдиски ). Узника оставили в городе и заточили в башне . Арсений Мацеевич скончался в заточении в 1772 году и был погребён в Никольской церкви. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений был канонизирован , и причислен к лику священномучеников .

Обновление храма

В 1796 году прихожане Никольской церкви обратились к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу с прошением о том, что «… Николаевская церковь, построенная в давнейшие лета, пришла в чрезвычайную ветхость, так что во время дождей великая происходит течь, и частые починки не помогают, да и к поправлению совсем неспособна, и потому объявленные священнослужители и церковный староста положили намерение просить благословения Его Высокопреосвященства о дозволении перестройки нового храма».

Очевидно, какие-то ремонтные работы были выполнены сразу, ведь в том же году храм получил новый колокол. Тем не менее общее состояние здания в конце XVIII было плохим.

Новый храм

Староста Никольской церкви — ревельский купец Парфений Чесноев, во время визита в Ревель императора Александра I в мае 1804 года, обратился к правителю с просьбой помочь строительству нового храма. Государь отнёсся к прошению благосклонно, но начавшаяся далее чиновничья волокита закончилась сообщением о неудобстве оказания пособия на строительство от казны. В тот период политическая обстановка не располагала казну к особой щедрости — Россия непрерывно вела войны.

Тем не менее, в том же году архитектор Луиджи Руска подготовил проект постройки в Ревеле нового храма Святителя Николая. Здание было представлено в классицистическом стиле . Новый каменный храм должен был стать первым купольным зданием в городе. Новый храм состоял из двух этажей, с галереями и западной колокольней. В этом же году составленный в Петербурге проект был высочайше одобрен.

Автор проекта — швейцарец на российской службе Луиджи (Алоизий Иванович) Руска был известен как мастер архитектуры русского классицизма . Он участвовал в перестройке Таврического , Стрельненского , Аничкова дворцов, в одной только Санкт-Петербургской губернии по его проектам в 1810 году были построены 262 дома.

В 1805 году генерал-губернатор Эстляндии граф Ф. Буксгевден одобрил проект строительства православной церкви. Но ввиду отсутствия средств и невозможности реализации монументального проекта настоятель со старостой обратились к Санкт-Петербургскому митрополиту Амвросию , который после этого доложил эстляндскому губернатору, что церковь «…по ветхости кровли, рассевшихся стен свода и сгнивших деревянных накатов, отчего в дождливое время бывает течь, совсем сделалась опасной к священнодействию, так что и прихожане по сей опасности совсем почти в неё не ходят…». Это сообщение стало поводом для очередного освидетельствования храма.

Назначенный магистратом архитектор Иоганн Браун 5 июня 1814 года осмотрел постройку и вынес следующее заключение:
«1) можно без опасения продолжать Богослужения во храме,
2) можно исправить её починкой,
3) прикосновенное ко храму церковное строение неспособно к починке и следовало бы оное снести».

Мнения о дальнейших действиях разделились. Конец спорам положил переведенный в Никольскую церковь из Преображенского Собора новый настоятель о. Иоанн Недешев. Молодой, талантливый и энергичный священнослужитель за два года служения в Ревеле снискал себе доброе имя. Авторитет о. Иоанна подтверждало назначение его местным Благочинным и председателем Ревельского Духовного Правления. Убедившись в том, что на строительство нового большого храма казённые средства в должном объёме не выделят, он нашёл приемлемый вариант, который позволил приступить к работам по возобновлению храма.

Пересчитанная по его предложению смета оказалась вполовину дешевле, однако, к единому мнению прийти опять не смогли. В 1818 г. Губернский архитектор Иоанн Даниэль (Давид) Бантельман и городской архитектор И. Ф. Г. Шаттен провели очередное освидетельствование храма, где среди прочих повреждений перечислили опасные трещины, гнилой потолок, ветхость пристройки и кровельной черепицы.

И. Д. Бантельман составил новый проект. В 1819 и 1820 годах прошения сметы и проект были представлены на согласование Санкт-Петербургской Духовной Консистории . К концу года последовал Указ о разрешении на перестройку храма. По данным на 1819 год, в приходе Никольского храма состояло 37 дворов, из них мужского пола 254, женского 232, всего 486 душ, что для Ревеля того времени было совсем не мало.

В мае 1821 года все примыкавшие к церкви пристройки были разобраны, осталось только само церковное здание. Получив возможность расширить постройку на восток, организаторы во главе с о. Иоанном попросили у города уступить землю к северу от храма. На этом месте находилась небольшая незастроенная площадь (примерно в границах современного церковного участка).

Городские власти согласились на расширение участка. В столице проект Никольского храма, сходный в общих чертах с высочайше утверждённым первым проектом 1804 года, был признан «надлежащим исполнению». Весь остаток лета 1821 года продолжалась расчистка места под новый храм.

25 июня 1822 года в присутствии почётных горожан, гражданского и военного начальства состоялась закладка нового здания. 3 декабря 1823 года, воздвигнутый на месте старой церкви, южный придел нового храма был торжественно освящён во имя Успения Богоматери . Церковная летопись объясняет освящение придела во имя Успения Богородицы тем, что последняя литургия в старом храме перед разборкой была отслужена именно в день Успения Божией Матери.

Собранных на постройку средств оказалось недостаточно, и внутренняя отделка нового храма затянулась. До полного окончания работ службы проводили в приделе Успения Богоматери, а в праздничные дни прихожане молились под строительными лесами по всему недостроенному храму.

Из-за ограниченности в средствах пришлось частично сохранить дарованный в 1686 г. царями Петром и Иоанном старый высокий иконостас . Большую часть этого иконостаса и царские врата строители установили в приделе Успения Богородицы. Весь старый иконостас в одном приделе не поместился, поэтому часть икон позднее была установлена и в иконостасе северного придела. Новый иконостас главного престола был выполнен по проекту профессора архитектуры, академика А. И. Мельникова , занятого в это время на перестройке фасадов ревельского Преображенского Собора.

Строгий, крашеный под белый мрамор с золочёными деталями, одноярусный иконостас был выполнен в духе классицизма. Его центральная часть над Царскими вратами была выполнена в форме фронтона , увенчанного высоким распятием с коленопреклоненными ангелами по бокам. Позолоченные, сквозной резьбы царские врата украшала двойная икона Благовещенья Богородицы и лики евангелистов — копии с работ В. Л. Боровиковского , выполненных для Казанского собора Санкт-Петербурга.

К концу лета 1827 года внутренние отделочные работы были завершены, и 14 августа состоялось торжественное освящение церкви. Завершилась двадцатитрехлетняя история строительства нового храма.

Описание

Церковь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского на улице Вене — первое в городе купольное здание, построенное в строгом соответствии с архитектурой классицизма. Наличие у нового храма двух угловых колоколен позволило современникам говорить о близости его архитектуры с Троицким Собором Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге (архитектор И. Е. Старов , 1790).

Во внутреннем пространстве крестово-купольного храма важную роль играют четыре опорных столба-пилона, расположенные по углам подкупольного четверика . Они связаны между собой мощными полуциркульными арками и парусами свода, который переходит в высокий прорезанный окнами подкупольный барабан. Своды, арки и колонны были расписаны имитирующими гипсовую лепнину розетками и разными украшениями. Следы этих первоначальных росписей обнаружены и зафиксированы в ходе последнего ремонта на хорах.

Росписи были и на своде купола, где помещалось изображение Святого Духа . Паруса свода, как и в настоящее время, были украшены изображениями евангелистов. Простенки над южным и северным входами были заполнены фресками с сюжетами Страстей Господних : вход в Иерусалим и несение креста.

Многочисленные ремонтные работы сильно исказили внутреннее убранство храма. Уже в 1876 году расписанные под мрамор стены перекрасили голубой масляной краской.

Внешний облик Никольской церкви остался практически без изменений. С обеих сторон у храма были высажены деревья, а территория окружена капитальной оградой. В 1875 году деревянную ограду заменили на ажурную чугунную решетку. Из внутренних перемен самой крупной была замена иконостаса главного придела.

В 1886 году была заменена нижняя часть иконостаса северного придела. В 1893 году благодаря пожертвованиям купеческой вдовы Пелагеи Басаргиной вместо строгого классицистического иконостаса, был установлен резной золоченый иконостас в неорусском стиле , сохраняющийся в церкви и по сей день. В 1909 году в Никольском храме было проведено электричество.

В конце XIX века к сохранившимся от старого храма колоколам XVII и XVIII века добавился ещё один — самый большой колокол. В память о чудесном спасении императора в железнодорожном крушении у станции Борки в 1888 году Пелагея Басаргина пожертвовала специально отлитый для Никольской церкви 202-пудовый колокол.

История храма с древнейших времен до конца XIX века записана в «Описании Православной церкви Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского в городе Ревеле», составленном протоиереем Николаем Цветиковым в 1896 году.

В годы фашистской оккупации колокола Никольской церкви были сняты с колоколен, но вывезти и переплавить их фашисты не успели.

Владения храма

В конце XIX — начале XX века Никольской церкви принадлежала домовая церковь Святой мученицы Евгении в срочной тюрьме, находившейся на Тартуском шоссе . В это же время к Никольской церкви была приписана и каменная часовня Святого Александра Невского на Русском рынке (теперь площадь Виру ). Около этой часовни долгие годы на Крещение совершалось главное городское водосвятие. В 1922 году часовня была снесена.

Приход Никольской церкви также владел каменным жилым домом, который находился на месте южного крыла здания Дома офицеров (РКЦ) , и училищем на Большой Арефьевской улице (теперь улица Иманта).

Современность

В период с 1990 по 1998 год в барабане и алтарных окнах храма были установлены витражи таллинского мастера Андрея Лобанова, ученика Долорес Хофманн.

Департамент памятников культуры Таллинской городской управы финансировал ремонт фасадов. После окончания реставрации фасадов храма с 2000 года ведётся поэтапная реставрация внутренних помещений.

Несмотря на неоднократные ремонты и перекраски, в ходе работ удалось обнаружить остатки первоначальных росписей, а при реставрации деревянного барьера на хорах была обнаружена вырезанная строителями дата — «1842». Следовательно, строительные работы в храме продолжались и спустя годы после освящения.

Несколько лет художник Н. И. Кормашов , крупнейший в Эстонии специалист по реставрации икон, вёл работы по первичной профилактике и реставрации церковных икон, и в первую очередь — икон Петровского иконостаса.

19 декабря 2012 года в день памяти свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца прихожане храма отметили 185-летие со дня освящения Никольской церкви .

Николай Цветиков

Протоиерей Николай Цветиков, служивший в храме с 14 апреля 1890 года по 1899 год, составил Рукописное «Описание Православной церкви Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского в городе Ревеле». Начинается оно с общего очерка истории Ревеля и эстов, затем рассказывается о приходе православия в Эстонию благодаря псковским и новгородским купцам, и о возникновении самой Никольской церкви, в истории которой «мы можем уследить три периода ея существования: первый на Брокусовой горе, начало которого теряется в XIII и XIV веках, продолжается до половины XV века и прекращается во время страшного, опустошительного пожара, истребившего почти весь город в 1433 году. Второй период существования Николаевской церкви, со времени перенесения ея на теперешнее место в 1447—48 годах, продолжается почти 400 лет, до 1822 года, доколе не пришла в полную обветшалость, за видимою небрежною постройкою, без прочных фундаментов. И наконец последний, третий период существования её начинается с 1828 года в том виде, в каком она представляется нам и теперь. Благодать Божия, по молитвам святителя и Чудотворца Николая, да хранит её до скончания века».

Из рукописи можно узнать и о том, что «по штату 1806 года при Николаевской церкви положено состоять двум священникам , диакону , по одному дьячку , одному пономарю и просфорне », проследить, как изменялось число прихожан в течение XIX столетия (так, в 1800 году их было 630 человек, а в 1896 — уже 1050). Есть там и статистика рождений, смертей, браков среди прихожан храма, а также интересная для историков хозяйственная информация: бюджет прихода за 1810—1895 гг., список церковной утвари, перечень книг в библиотеке храма.

Хор

В храме действуют два хора: служебный и концертный. С 1989 года регентом служит Игорь Анатольевич Врона, окончивший Воронежскую консерваторию по специальности дирижёр-хоровик. Второй регент — Нина Колосова, окончившая музыкально-педагогический институт в Казахстане.

Концертирующий хор принимал участие в конкурсах в различных странах Европы. К настоящему времени выпущены два музыкальных альбома хора. Ежегодно по инициативе прихода и под руководством регента хора Игоря Вроны в Эстонии проводятся международные Рождественские и Пасхальные фестивали духовной музыки.

Примечания

  1. Kultuurimälestiste riiklik register . Дата обращения: 3 мая 2019. 9 августа 2018 года.

Литература

  • Попечительство церкви святителя и чудотворца Николая в г. Ревеле. — Ревель: Эстляндская губернская типография, 1881. — 10 с.
  • Глушковская Л. Православная церковь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. — Таллинн: Александра, 1995. — 85 с. — ISBN 9985827201 .
  • Пантелеев А. Никольская церковь в Таллинне. — Таллинн: Avenarius, 2002. — 71 с. — ISBN 9985834380 .
  • Погосян Е., Сморжевских-Смирнова М. // Петровское время в лицах — 2011. К 30-летию Отдела Государственного Эрмитажа "Дворец Меншикова" (1981—2011) : Статья. — Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2011. — С. 299—306 .
  • Погосян Е., Сморжевских-Смирнова М. // Искусство иконы Эстонии : Статья. — Таллин: Эстонский художественный музей, 2011. — С. 74—77 .
  • Погосян Е., Сморжевских-Смирнова М. // Пограничные феномены культуры. Перевод. Диалог. Семиосфера. : Статья. — Таллин: Издательство Таллинского университета., 2011. — С. 117—144 .
  • Pogosjan J, Smorzhevskihh-Smirno€va M. (англ.) // Kunstiteaduslikke Uurimusi = Studies on art and architecture = Studien für Kunstwissenschaft 20(1-2) : Статья. — Tallinn, 2011. — P. 191—211 .
  • Погосян Е., Сморжевских-Смирнова М. // Русские в Прибалтике : Статья. — Москва: Наука, 2010. — С. 21—47 .
  • Погосян Е., Сморжевских-Смирнова М. // Humaniora: Litterae Russicae : Статья. — Тарту: Издательство Тартуского университета, 2009. — С. 11—37 .

Ссылки

Источник —

Same as Никольская церковь (Таллин)