Александро-Невский собор (Таллин)
- 1 year ago
- 0
- 0
Доминика́нский монасты́рь Свято́й Екатери́ны (ныне — Лати́нский кварта́л ) — старейший католический монастырь Эстонии . Был основан в XIII веке доминиканцами в честь Святой Екатерины Александрийской на территории нынешнего Нижнего города Таллина ( Ревеля ). Руины монастыря находятся сегодня между улицами Вене (Русская), Мунга и Мюйривахе .
В начале XIII века землю современной Эстонии захватили датские и немецкие крестоносцы . Сразу началась христианизация эстов . В 1219 году вместе с датским королём Вальдемаром II в Ревель прибыло католическое духовенство во главе с архиепископом Лундским Андреасом, епископом Эстонским Теодориком, а также еще двумя другими епископами. Вслед за ними в 1229 году здесь появились доминиканцы, которые основали монастырь вначале в Вышгороде . Из-за распрей датских и немецких рыцарей доминиканцам пришлось покинуть это место.
В 1246 году братья-проповедники вернулись в Вышгород, а в 1260 году перебрались в Нижний город, где стали строить церковь, вокруг которой потом вырос монастырь. Церковь Святой Екатерины строилась вплоть до XVI века.
Монастырь был построен по типу дом конвента — его основные помещения образовывали замкнутый прямоугольный дворик с внутренней галереей по периметру: на юге — церковь, на севере — рефекторий , на западе — дормиторий , на востоке — капитул .
Доминиканский монастырь развивался вместе с другими монастырями, позже появившимися в Ревеле и вообще с церковной жизнью, какая могла развиваться в центре епархии ( Северная Эстония в неё входила), которым стал Ревель. Собор, который был заложен прежде доминиканскими монахами, достроили, и он стал резиденцией епископа. Сегодня этот собор, известный как Домский , является архитектурной доминантой Старого Таллина.
Монахи доминиканского монастыря выучили эстонский язык , позже братия монастыря пополнялась за счет выходцев из местного населения и монастырь стал постепенно средоточием эстонской культуры, обогащая эстонскую словесность, переводами с латыни и др. языков.
При монастыре действовала школа, в которой обучали грамоте и изучали Писание. Эта школа стала поводом к известной распре с Домским собором о привилегии преподавания, которая закончилась только после специального решения папы римского. Во время Реформации братья-проповедники покинули монастырь и его строения использовались городом для разных целей, в том числе для школы, для размещения наемных польских войск и под богадельню. Однако после пожара 1531 года строения монастыря уже не использовались (кроме амбара), только застраивалась постепенно его территория новыми домами.
В 1525 году в регионе была проведена Лютеранская реформация . Доминиканцы были изгнаны из города, а их имущество конфисковано, монашеская жизнь в стенах обители прекратилась. В результате пожара церковь святой Екатерины полностью выгорела. От огня пострадала и большая часть монастырских помещений, остатки которых со временем ветшали и разрушались.
В 1710 году Ревель стал российским городом, постепенно стала возрождаться жизнь католической общины, которая получила официальный статус в 1799 году . Именно на территории бывшего доминиканского монастыря обосновались католики Ревеля.
В бывшей трапезной монастыря стали проводиться католические богослужения. Священниками и администраторами на новом католическом приходе стали новоприбывшие доминиканцы, которые безраздельно осуществляли пастырскую и миссионерскую деятельность до 1860 года , пока не были открыты новые приходы.
Сохранились следующие помещения (список неполный): капитул, западная часть церкви с двумя порталами, крипта , скрипторий . Также сохранился амбар, перестроенный после Реформации в Арсенал . Рефекторий был перестроен в 1845 году в католический Собор Святых Петра и Павла (Таллин) . То, что осталось от церкви, используется под камерный вокально-музыкальный зал, под надзором . В переулке Катарийны , который образовался лишь в XX веке, на стене церкви закреплены надгробные плиты богатых людей города. Старейшая плита — 1381 года, Кунигунды Шоттельмунд, жены бургомистра Ревеля.
В церкви и крестовых ходах выставлены могильные камни и этики (камни предпорожья) из известняка.
Сегодня бывшую территорию монастыря используют следующие учреждения:
Несмотря на то, что доминиканцы сбежали из города, не дожидаясь расправы лютеран в 1524, монастырь подвергся разорению. Однако здания сохранялись практически нетронутыми в течение несколько лет — до пожара 1531 года. Сохранились два алтаря из церкви Святой Екатерины, они выставлены в музее средневекового искусства (в Нигулисте ) — это алтарь Девы Марии , изготовленный на средства и по заказу Братства Черноголовых мастером легенды Святой Лючии в Брюгге, и алтарь Святой родни .
Также в советских путеводителях есть информация, что сохранилось некоторое количество книг из библиотеки монастыря. Небольшая экспозиция, которую предлагает «Институт Мауритиуса», не имеет отношения к монастырю, не имеет исторической и художественной ценности и является остатками советского собрания образцов камнерезного искусства, ценные объекты которой выставлены в Нигулисте. Ценностью обладают только сохранившиеся помещения, что и используют арендаторы строений монастыря.
Во внутреннем дворике монастыря можно увидеть «Колодец желаний» — согласно легенде, каждое загаданное здесь желание сбудется .