Interested Article - Дубсон, Михаил Иосифович

Михаил Иосифович Дубсон (наст. имя Моисей Файбиш-Иоселевич Дубсон ; 19 [31] октября 1899 , Смоленск 10 марта 1961 , Москва ) — советский кинорежиссёр , сценарист , драматург.

Биография

Родился 31 октября 1899 года в Смоленске в семье зубного врача Файбиша Ариевича Дубсона и мастерицы дамских шляп . Учился в частной мужской гимназии Н. П. Евневича. С детства увлекался музыкой, был любимым учеником известной смоленской виолончелистки Юлии Сабуровой . По окончании гимназии в 1916 году поступил на юридический факультет Московского университета . Продолжал заниматься музыкой, брал уроки виолончели у профессора Московской консерватории Альфреда Глена . В 1918 году оставил университет, работал в Наркомпроде РСФСР , в Хлебопродукте .

В 1925 году как человек, имевший деловой опыт и свободно владевший немецким языком, был направлен в Берлин для работы в советском торгпредстве . Работал старшим бухгалтером финансового отдела , выступал в самодеятельном театре под руководством актрисы, жены Максима Горького Марии Андреевой , которая заведовала художественно-промышленным отделом торгпредства. Под её влиянием увлёкся кино. В торгпредстве познакомился с Владимиром Нильсеном , с которым в дальнейшем поддерживал дружеские отношения . С разрешения советского полпреда работал на немецких кинофирмах «Атлантикфильм» и «Лёв-фильм». Основательно познакомившись с германским кинопроизводством, снял в качестве режиссёра два антимилитаристских фильма — «Два брата» (1929) и «Ядовитый газ» (1930) , в работе над которым участвовали Сергей Эйзенштейн и Эдуард Тиссэ . Женился на актрисе Хильде Еннингс . Жил в берлинском районе Вильмерсдорф, на Рюдесхаймер плац 11 . Вернувшись в Советский Союз, полностью посвятил себя работе в кино.

С осени 1930 года работал на Межрабпомфильме . С самого начала критика обрушилась на него с обвинениями в формализме. В сценарии «Культ предков» по одной из «Китайских новелл» Оскара Эрдберга отмечалось «проявление худших реакционных тенденций советской кинематографии прошлых лет» , и съёмки были остановлены. После сложных и мучительных переделок в 1934 году он завершил на Ленинградской кинофабрике фильм «Граница» о жизни польского местечка близ советской границы. «Недавно я видел удивительный фильм — «Граница», — пожалуй, столь же красивый фильм, столь же мощный и столь же насыщенный, как « Чапаев », — писал Максим Горький . Статья о фильме Дубсона в « Правде » называлась «Ещё одна замечательная картина».

В 1935 году совместно с Ильей Траубергом работал над фильмом «Падение Ангела», в котором Михаил Жаров играл роль взломщика несгораемых шкафов. Попав в лагерь, Васька-Ангел проходил трудовую «перековку» и откалывался от блатного мира, за что был убит бывшими сообщниками. Однако сценарий не понравился Горькому, и проект законсервировали . В том же году принимал участие в работе над документальным фильмом Ленинградской студии кинохроники «Нам 18 лет» о праздновании 7 ноября в Ленинграде.

В марте 1937 года на экраны вышел новый фильм Дубсона — « Большие крылья » о советском конструкторе самолета‑гиганта, разбившегося при испытаниях. Однако драматический конфликт не укладывался в привычные схемы официального оптимизма. 12 апреля 1937 года газета «Правда» опубликовала разгромную редакционную статью «Фальшивая картина» . Фильм был тут же снят с экранов .

19 декабря 1937 года Дубсон был уволен с «Ленфильма» «ввиду невозможности использования на работе режиссёра» и вскоре арестован по подозрению во вредительских намерениях. В 1939 году с приходом Лаврентия Берии на пост главы НКВД его освободили, но снимать по‑прежнему не давали . В 1940 году совместно с Ильей Траубергом он поставил на « Мосфильме » музыкальный фильм «Концерт-вальс» («Киноконцерт» № 2) , вышедший на экраны в марте 1941 года . В 1941 году по инициативе Сергея Эйзенштейна готовил экранизацию пьесы Николая Погодина « Кремлёвские куранты », но война помешала реализации этого проекта .

24 июня 1941 года по подозрению в шпионской деятельности была арестована его жена, Хильда Еннингс, которая работала художницей-надомницей на фабрике ширпотреба. Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 8 апреля 1942 года она была признана виновной по статье 58-1а и осуждена к ссылке в Северный Казахстан сроком на 5 лет .

Рассматривался в качестве кандидата на постановку фильма « Котовский », который уже давно хотел снять, собирая для него материал, но в итоге её поручили Александру Файнциммеру .

Дубсон не снимал почти семнадцать лет. В это время ещё раз женился, работал юристом, писал пьесы и сценарии, которые остались нереализованными . В 1954 году во МХАТе начались репетиции спектакля по его пьесе «Буревестник» о Горьком. Однако её не приняли Екатерина Пешкова и Ольга Книппер‑Чехова .

В 1957 году экранизировал на «Ленфильме» пьесу Владимира Билль‑Белоцерковского « Шторм ». Этот фильм, о котором Григорий Козинцев сказал, что в нём «ощущается активное присутствие режиссёра» , стал последней работой Дубсона в кино.

Умер 10 марта 1961 года . Похоронен в Москве на Донском кладбище .

Фильмография

Режиссёр

Сценарист

Нереализованные замыслы

  • 1931 – Культ предков
  • 1935 – Падение Ангела (сценарий Владимира Скрипицына)
  • 1935–1941 – Котовский (сценарий Алексея Толстого )
  • 1945 – Охота на тигра (заявка и либретто совместно с Николаем Шпановым )
  • 1947 – Новые горизонты / Илья Перов и товарищи (литературный сценарий, драма в 4-х актах и 5-ти картинах)
  • 1949 – Посланец партии (пьеса в 4-х действиях)
  • 1952 – У синего моря (комедия в 1-м действии)
  • 1952 – На полном ходу (пьеса в 1-м действии)
  • 1954 – Буревестник (пьеса)
  • 1954 – Слава и Лиза (литературный сценарий)
  • 1955 – Былое (литературный сценарий)
  • 1950-е – Полный свет (комедия в 4-х действиях)
  • 1950-е – На высоком берегу (литературный сценарий)

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #1062036646 // (нем.) — 2012—2016.
  2. Michael Dubson // — 2005.
  3. Российская еврейская энциклопедия / Гл. ред. Г. Г. Брановер (т. 1) — Москва, ЭПОС, 1997. — С. 444—445.
  4. Яковлев С. Смоляне в искусстве. — М.: Моск. рабочий, 1968. — С. 310.
  5. Генис В. Неверные слуги режима: Первые советские невозвращенцы (1920—1933). Книга 1. «Бежал и перешел в лагерь буржуазии...» (1920—1929). — М.: Информкнига, 2009. — С. 601.
  6. Бернштейн А. // Киноведческие записки : журнал. — 2002. — № 60 . — С. 213—259 . 28 марта 2015 года.
  7. Бернштейн А. Сочли врагами народа... // Искусство кино. — 1993. — № 3. — С. 92—99.
  8. Забродин В. Эйзенштейн на рандеву с Европой: Август — декабрь 1929 года // Искусство кино. — 2016. — № 3; № 4. — С. 123—137.
  9. Reichs-Kino-Adressbuch 1930, neunte Auflage, nach amtlichem Material bearbeitet. Verlag der Lichtbildbühne, S. 49.
  10. Юков К. // Пролетарское кино : журнал. — 1931. — № 8 . — С. 35—41 . 13 января 2021 года.
  11. Черненко М. Михаил Дубсон // 20 режиссёрских биографий: сборник. — М.: Искусство, 1971. — С. 94.
  12. Жаров М. Мои встречи с временем и людьми. — М.: АСТ-Пресс, 2006. — С. 234.
  13. // Правда : газета. — 1937. — 12 апреля ( № 101 (7067) ). — С. 6 .
  14. Марголит Е., Шмыров В. Изъятое кино. 1924—1953. — М.: «Дубль-Д», 1995. — С. 60.
  15. Бернштейн А. от 6 августа 2020 на Wayback Machine // Лехайм. — 1995. — № 33.
  16. // Вечерняя Москва : газета. — 1941. — 5 марта ( № 54 (5185) ). — С. 3 . 12 января 2021 года.
  17. Черненко М. Михаил Дубсон // 20 режиссёрских биографий: сборник. — М.: Искусство, 1971. — С. 97.
  18. // Вечерняя Москва : газета. — 1941. — 24 марта ( № 70 (5201) ). — С. 4 . 13 января 2021 года.
  19. Фомин В. Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материк, 2005. — С. 914.
  20. Марголит Е., Шмыров В. Изъятое кино. 1924—1953. — М.: «Дубль-Д», 1995. — С. 99.
  21. База данных общества «Мемориал»
  22. Белодубровская М. Не по плану: Кинематография при Сталине. — М.: Новое литературное обозрение, 2020.
  23. Шторм // Кадр (Л.). – 1957. – 27 июля. – № 13 (702). – С. 3.
  24. . cinema.mosfilm.ru . Дата обращения: 11 января 2021. 12 января 2021 года.
  25. www.moscow-tombs.ru . Дата обращения: 19 января 2021. 24 сентября 2020 года.
  26. . Дата обращения: 16 марта 2009. 6 октября 2014 года.

Литература

  • Российская еврейская энциклопедия / Гл. ред. Г. Г. Брановер (т. 1) — Москва, ЭПОС, 1997. — с. 444—445. — ISBN 965-293-033-4
  • Смоляне — в кино, кино — в Смоленске. — Смоленск, 2016. — С. 47–48.
  • Бернштейн А. // Лехайм. — 1995. — № 33.

Ссылки

  • Черненко М. // 20 режиссёрских биографий: сборник. — М.: Искусство, 1971. — С. 83—98.
  • . csdfmuseum.ru, Музей ЦСДФ .
Источник —

Same as Дубсон, Михаил Иосифович