Рахлин
- 1 year ago
- 0
- 0
Ната́н Григо́рьевич Ра́хлин ( укр. Натан Григорович Рахлін ; 1905 \ 1906 — 1979 ) — советский дирижёр , педагог . Народный артист СССР ( 1948 ) . Лауреат Сталинской премии второй степени ( 1952 ).
Натан Рахлин родился 28 декабря 1905 ( 10 января 1906 ) года в Сновске (ныне в Черниговской области Украины ), в бедной еврейской семье.
В раннем детстве освоил скрипку, играл в клезмерском ансамбле, в семь лет стал работать музыкантом в местном кинотеатре. В начале 1920-х годов служил трубачом в РККА , в бригаде Г. Котовского , с 1922 — участник духового оркестра Высшей военной школы в Киеве.
В 1923—1927 годах учился в Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского ) (класс скрипки Д. С. Бертье ). В 1930 году окончил Высший музыкально-драматический институт им. Н. Лысенко (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого ) (класс дирижирования А. И. Орлова ). В 1931—1935 годах заочно обучался музыкально-теоретическим предметам и композиции у М. О. Штейнберга ( Ленинград ). Также посещал высшие дирижёрские курсы в Харькове , где учился у Г. Б. Адлера .
По окончании обучения в Киеве был дирижёром первого симфонического оркестра на Радио в Харькове (1932—1934), работал в Куйбышеве (1934—1935), был инициатором создания, художественным руководителем и главным дирижёром симфонического оркестра в Сталинской филармонии (ныне Донецкая филармония ) (1935—1937).
В 1937—1941 и 1946—1962 годах — главный дирижёр Государственного симфонического оркестра Украинской ССР в Киеве .
В 1941—1945 годах — главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра СССР ( Москва ).
В 1957—1960 годах — художественный руководитель Симфонического оркестра Московской филармонии .
В качестве гастролёра работал с Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии , Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского ) и другими оркестрами.
В 1966 году по приглашению Н. Г. Жиганова переехал в Казань , став главным дирижёром и художественным руководителем только что созданного Государственного симфонического оркестра Татарской АССР Татарской филармонии , где работал до конца жизни. За годы работы сформировал и воспитал коллектив, исполнил значительную часть мирового симфонического репертуара, часто гастролировал с оркестром.
В 1938—1966 годах (с перерывом) преподавал в Киевской консерватории (с 1946 — профессор ). В 1967—1979 годах — профессор Казанской консерватории (ныне — имени Н. Жиганова ). Среди его учеников — В. Д. Куценко и др.
Умер в Казани 28 июня 1979 года . Похоронен в Киеве на Байковом кладбище .
Музыкант импровизационного и «чувственного» склада, был особенно убедителен в романтическом репертуаре . Высшими его достижениями стали интерпретации « Фантастической симфонии » Г. Берлиоза , симфонических поэм Ф. Листа , 6-й симфонии , симфонии «Манфред» , фантазии « Франчески да Римини » и последних симфоний П. И. Чайковского , « Пассакальи » И. Баха - А. Гедике , 9-й симфонии Л. ван Бетховена , симфоний А. Дворжака .
В 1958 году Натан Рахлин дирижировал на Московском радио исполнением реконструкции утраченной Симфонии ми-бемоль мажор Чайковского .
Первый исполнитель Одиннадцатой симфонии Д. Д. Шостаковича ( 1957 ), многих оркестровых произведений украинских ( Б. Н. Лятошинского , К. Ф. Данькевича , Г. И. Майбороды , В. Б. Гомоляки , Г. П. Таранова , В. С. Косенко , Л. Н. Колодуба и др.) и татарских ( Н. Г. Жиганова , А. З. Монасыпова , А. Б. Луппова и др.) композиторов.
В репертуаре важное место принадлежит сочинениям советский композиторов: Н. Я. Мясковского , Н. И. Пейко , Р. М. Глиэра , Ю. А. Шапорина , Д. Б. Кабалевского , Т. Н. Хренникова , Г. В. Свиридова , В. И. Мурадели , Я. А. Иванова и др.
Охотно прибегал к ретушам для достижения необходимого звукового результата. Особое значение дирижёр придавал тембровому единству групп в совместном звучании, что формировало характерный «органный» тон его оркестра.
Среди профессионалов восхищение вызывали феноменальная память дирижёра, доскональное знание и практические навыки игры на всех инструментах симфонического оркестра, исключительно пластичные выразительные руки и волевое воздействие на коллектив.
Особой чертой исполнения музыки Рахлиным являлась удивительная доступность: сложный замысел композитора воплощался таким образом, что становился предельно ясным для слушателя. Самой привлекательной чертой творческого почерка Натана Григорьевича было вовлечение оркестрантов и слушателей в орбиту переживаемого им самим. В момент исполнения он буквально гипнотизировал, парализовал чужую волю, делал каждого артиста послушным инструментом своего художественного видения. После каждого концерта мы выходили измождёнными, но безмерно счастливыми.
— Сонц Л. Последний дирижёр-романтик// Актуальное национально-культурное обозрение . — 2001. — № 4. — С. 61.
Рахлин — дирижёр планетарного масштаба. Мне кажется, он жил не в своё время. Он был дирижёром романтического типа, и ему надо было бы жить лет сто назад. Современный оркестр играет очень чисто, быстро, правильно и даже несколько суховато. Сейчас это нравится, но это было не его…
—
Это был гений. Если бы он был более организованным человеком, то, несомненно, стал бы маэстро мирового класса.
— В. И. Жук : / Беседу вел А. Иков // «Музыкальные инструменты», 2007, № 13. — С.18-24.