Interested Article - Орлов, Дмитрий Алексеевич
- 2021-04-04
- 1
Дми́трий Алексе́евич Орло́в ( белор. Дзмітрый Аляксеевіч Арлоў ; 13 [26] сентября 1903 — 18 июня 1969 ) — советский актёр театра и кино, режиссёр, театральный педагог, народный артист Белорусской ССР (1941) .
Биография
Дмитрий Орлов родился 13 (26) сентября 1903 года в Москве в семье священника храма апостола Иакова Зеведеева в Казённой Слободе , Алексея Павловича Орлова. В семье было шестеро детей. Отец умер в 1925 году, мать, Софья Сергеевна, - в 1954-м.
Образование
В 1925 году Орлов окончил ГИТИС , который именовался тогда Центральным техникумом театрального искусства (ЦЕТЕТИС).
Его учителями были известные деятели русского театра Л. М. Леонидов , А. Д. Попов , А. Д. Дикий .
Начало карьеры
По окончании учебы Орлов приглашен на работу в Драматическую студию имени Ф. И. Шаляпина. В этом театре он прошел все круги познания театрального организма: работал электриком, актером, режиссёром и даже педагогом.
В 1929 году он перешел в театр Пролеткульта (впоследствии Московский драматический театр имени ВЦСПС). Журнал «Красная нива» , одним из редакторов которого был А. В. Луначарский , печатает его портрет и пишет об удаче в роли Лобзика (спектакль по пьесе А. Глебова «Галстук»), Орлов играет Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»), Капитана («Матросы из Катарро»), Швейка («Бравый солдат Швейк»).
В 1934 году Орлов по приглашению Н. П. Охлопкова переходит в Реалистический театр . Здесь он сыграл свои «звездные» роли, которые сделали его очень популярным актером в Москве того времени. В это же время он начал свою режиссёрскую и педагогическую деятельность.
Расцвет творчества
В 1936 году Орлов получает предложение Владимира Кумельского, основателя Первого русского театра БССР, занять позицию главного режиссёра театра, и перебирается в Могилёв . В. В. Кумельский становится директором театра, А. Я. Донатти (Баранов) - художественным руководителем.
В 1939 году, после скоропостижной кончины В. В. Кумельского, Орлов становится художественным руководителем театра. Лучшими образами, созданными Орловым в этот период, были Хлестаков («Ревизор»), Протасов («Дети солнца»), Телятев («Бешенные деньги»). Орлов достигал в своих ролях глубокого проникновения во внутренний мир героя, окрашивал свои образы лиризмом. Комедийные роли Орлова отличались мягким юмором и непосредственностью.
В августе 1940 года отчетные гастроли Русского драматического театра БССР под руководством Д. А. Орлова перед столичной публикой прошли триумфально. П. К. Пономаренко , первый секретарь ЦККП(б)Б: “ Молодцы! Не ожидали мы, что вы так быстро наберете высоту! Спасибо, что нашли в себе мужество провести реорганизацию театра, не побоялись! Теперь у нас есть настоящий республиканский театр по уровню режиссерского и актерского мастерства и место ему в столице Республики! ”
В 1942 году штаб-управление под руководством В. В. Нежного вызвало Орлова в Москву. Там формировались фронтовые бригады по запросам политотделов армии и частей 1-го белорусского фронта. Орлов назначен руководителем фронтового театра.
В феврале 1944 года он был вызван к П. К. Пономаренко для ознакомления с решением восстановить Русский театр, перестать считать его фронтовым и передать в Управление по делам искусств при СНК БССР .
Орлов начинает собирать труппу, находясь в Москве. Штаб располагался в гостинице «Москва». Решение с помещением в Беларуси не принималось из-за отсутствия такового. Было определено руководство театром: директор — А. Ф. Кистов , художественный руководитель — Орлов, главный режиссёр — С. Владычанский.
Послевоенный период
С 1948 года Орлов вёл педагогическую работу в Белорусском театрально-художественном институте, а в 1952 году возглавил кафедру актёрского мастерства. За 20 лет педагогической деятельности подготовил 8 выпусков студентов - более 100 артистов и 20 режиссеров.
Орлов создал свою актерскую школу, занимался научно-исследовательской деятельностью, публикуя статьи об основных педагогических принципах подготовки актерских и режиссёрских кадров и методологии передачи системы К. С. Станиславского. Орлов явился непосредственным создателем новой методологии актерской и режиссёрской школы в Беларуси и получил в 1961 году диплом профессора ВАК СССР .
Орлов регулярно выступал в прессе со статьями о театре и рецензиями на спектакли.
Наибольшую известность актеру принесла роль Вильгельма фон Кауница (прообразом которой стал Вильгельм Рихард Пауль Кубе — гауляйтер оккупированной немцами Белоруссии) в кинофильме "Часы остановились в полночь" . Актёру хорошо удался отрицательный образ палача белорусского народа.
Награды и звания
- Народный артист Белорусской ССР (2 июля 1940 - удостоверение № 12).
- Орден Трудового Красного Знамени (13 июля 1940 - № ордена 7299).
- Орден Трудового Красного Знамени (30 декабря 1948)
- Медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (6 июня 1945).
- Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне" (9 мая 1945).
- Орден «Знак Почёта» (27 апреля 1955).
- Аттестат профессора (Решением ВАК от 8 апреля 1961 - № 000649)
- Орден «Знак Почёта» (24 февраля 1967).
Творчество
Роли в театре
Драматическая студия имени Ф. И. Шаляпина (г. Москва)
- «Шестеро любимых»
Театр Пролеткульта, впоследствии театр ВЦСПС (г. Москва)
Год | Спектакль | Роль | Постановщик |
---|---|---|---|
1931 | «Галстук» А. Глебова | Лобзик | Режиссер М. Терешкович |
1932 | «Женитьба Бальзаминова» А. Островского | Бальзаминов | Режиссер А. Лобанов, при участии И. Раппопорта. |
1932 | «Вершины счастья» Дос Пассоса | Бэк | Режиссер А. Дикий |
1932 | «Матросы из Катарро» Ф. Вольфа | Капитан | Режиссер А. Дикий |
Реалистический театр (г. Москва)
- « » Николая Погодина — Костя-капитан
- «Бравый солдат Швейк» Ярослава Гашека — Швейк
Русский государственный театр (г. Могилёв)
- «Галстук» Глебова — Лобзик
- « Женитьба Бальзаминова » А. Островского — Бальзаминов
- « Ревизор » Н. В. Гоголя — Ревизор
- « Бронепоезд 14-69 » Вс. Иванова — Васька-окорок
- « Как закалялась сталь » Н. Островского — Павел Корчагин
- «Беспокойная старость» Рахманова — Полежаев
- «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому — Каренин
- «Интервенция» Славина — Селестен
- « Кремлёвские куранты » Николая Погодина — Ленин
- «Царь Фёдор Иоанович» А. К. Толстого — царь Фёдор Иоанович
- «Бешеные деньги» — Телятьев
- « » К. Симонова — Мэрфи
- « Дядя Ваня » А. П. Чехова — Войницкий
Постановки в театре
- 1934 — «Шестеро любимых» Алексея Арбузова
- 1937 — «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина
- 1937 — «Каменный гость» А. С. Пушкина
- 1939 — « Собака на сене » Лопе де Вега
Фильмография
- 1958 — Часы остановились в полночь — Вильгельм фон Кауниц (прообраз Вильгельма Рихарда Пауля Кубе — гауляйтера оккупированной немцами Белоруссии)
- 1960 — Весенние грозы
- 1963 — Внимание! В городе волшебник! — аптекарь
- 1966 — Саша-Сашенька — театральный режиссёр
- 1966 —
- 1967 — Война под крышами — пан Жигоцкий
- 1967 — Надпись на срубе — Василий Романович
Личная жизнь
Орлов был женат трижды.
-
Первая жена (с 1933 по 1937) — Зоя Владимировна Свинарская, актриса, коллега по работе в театрах Москвы и Могилева.
- Дочь — Татьяна Дмитриевна Орлова (род. 1935).
-
Вторая жена (с 1938 по 1946) —
Анна Брониславовна Обухович
, актриса, коллега по работе в Русском театре Беларуси.
- Сын — Валерий Дмитриевич Орлов.
-
Третья жена (с 1952 по 1969) — Виктория Адольфовна Вдзенконская.
- Дочь — София Дмитриевна Орлова (род. 1947).
Примечания
- ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 — М.: Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
Ссылки
- 2021-04-04
- 1