Пакистанская мусульманская лига (К)
- 1 year ago
- 0
- 0
Бакинская мусульманская женская школа ( азерб. Bakı qızlar məktəbi ), официально — Александринское женское русско-мусульманское училище — первое женское мусульманское училище на Кавказе .
Здание училища построено польским архитектором Йозефом Гославским в 1901 году в Баку на средства нефтепромышленника и миллионера Гаджи Зейналабдина Тагиева . Училище являлось школой нового типа, с пансионом закрытого типа, в корне отличавшимся от старых моллахана (школ при мечети).
В 1915 году при училище были открыты педагогические двухгодичные курсы для девушек-мусульманок.
В 1918—20 годы в здании размещался парламент Азербайджанской Республики , в период СССР — Президиум Верховного Совета Азербайджанской ССР . В настоящее время в здании размещается Институт рукописей Академии наук Азербайджана .
В связи с предстоящей коронацией Николая II и Александры Фёдоровны , которая должна была состояться 14 (26) мая 1896 года в Москве, Тагиев, с готовностью откликнувшись на предложение попечителя Кавказского учебного округа тайного советника К. П. Яновского ознаменовать это событие учреждением в Баку женского мусульманского училища, направил ему письмо: «…Я жертвую на постройку здания школы с необходимыми при ней службами и обстановкой 25 000 руб. и особо 125 000 рублей в капитал, проценты с которого до 5 000 руб. должны обеспечить существование школы, причем льщу себя надеждой, что подлежащее начальство не оставит испросить в должном порядке Всемилостивейшего Высочайшего соизволения на присвоение этой школе имени Государыни Императрицы Александры Фёдоровны…»
В январе 1897 года было получено разрешение на строительство школы. Тагиев поручил проект школьного здания польскому архитектору Йозефу Гославскому. Строительство здания началось в 1898 году и завершилось в 1901 году . Оно обошлось, по словам Тагиева, в сумму около 150 000 рублей. Площадь земельного участка, отведенного городской думой для школы, составляла 864 квадратных сажени . Как отмечает азербайджанский писатель и историк Манаф Сулейманов , «своей красотой, лаконичностью и строгим изяществом оно вписало новую блестящую страницу в архитектуру Николаевской улицы » .
«Есть один путь для того, чтобы вытащить мусульманскую женщину из закрытой жизни: Школа. Эту школу нужно создать и настроить так, чтобы мусульмане относились к ней с симпатией и с полным доверием отправляли своих дочерей учиться» . |
Для получения разрешения и благословения на открытие школы Гаджи Зейналабдин Тагиев пригласил к себе в дом виднейших представителей бакинского духовенства того времени. Однако, многие представители духовенства были разгневаны затеей мецената. В отношении двух религиозных деятелей, которые одобрили идею открытия женской школы, на следующий же день были совершены оскорбительные акции: дом кази Мир Магомета Керима был облит керосином и едва не подожжён, ворота ахунда Мирзы Абутураба были измазаны нечистотами.
Для того, чтобы умилостивить мусульманских реакционеров, Тагиев послал муллу Мирза Магомед-оглы в паломничество по святым местам: в Мекку , Медину , Кербелу , Хорасан , Каир , Стамбул , Тегеран , снабдив его деньгами и богатыми подарками. Посланец Гаджи должен был встретиться с самыми уважаемыми в исламском мире религиозными деятелями, муджтахидами , и получить от них официальные документы (с подписями и печатями) о том, что девушки-мусульманки, как и юноши, могут обучаться в современных школах, и что ничего противоречащего адату в этом нет.
Тем временем, весть об открытии в Баку современной, или как её тогда называли «урусской» школы для мусульманских девушек разнеслась по городу. Её обсуждали на свадьбах и меджлисах , базарах и в магазинах. Реакционно настроенные ахунды и муллы склоняли толпу против идеи Тагиева.
Однако, Молла Мирза выполнив поручение Тагиева, привёз письменные разрешения от восьми самых известных в то время муджтахидов. Тагиев собрал вновь в своем дворце представителей духовенства и спросил их по одному, какому муджтахиду он верит (тогда у каждого был наиболее почитаемый муджтахид, чьё слово считалось непреложным законом). Те перечисляли своих кумиров, а Гаджи показывал подписанные ими бумаги, где они разрешают обучение девушек современным наукам .
Для поиска преподавателей Тагиев послал в Казань гонцов, чтобы те отыскали мусульманок-татарок, которые смогут преподавать девочкам. Была найдена педагог по имени Хадиджа-ханум, а также были даны объявления во все русские газеты о том, что ищут женщин-учительниц, знающих тюркский язык. Вскоре объявились ещё две женщины для преподавания в школе — Марьям-ханум Сулькевич, из литовских татар и Ганифа-ханум из Ахалциха .
Собрав влиятельных лиц духовенства в Старой Тазапирской мечети, Тагиев вновь приступил к обсуждению вопроса о важности мусульманской женской школы. Но многие представители духовенства пространно разглагольствовали о целомудрии, приводили примеры и доказательства из Корана , житий пророков, халифов, имамов, называя затею Тагиева «бесовской» и «богохульной». Гочу, увешанные саблями и револьверами, открыто угрожали Гаджи и его сторонникам. Тагиев, в свою очередь, показывал документы и свидетельства, привезённые из мест поклонения, неоднократно перечитывал их, убеждая соотечественников, что обучение девушек современным наукам — дело полезное и нужное. Кази Бакинской губернии Мир Магомет Керим и Мирза Абутураб Ахунд приводили цитаты из Корана, где говорилось о том, что мусульманки, как и мужчины-мусульмане, должны овладеть знаниями и что в изучении современных наук нет ничего богопротивного.
Однако, вновь возвышались голоса протеста. Тагиев говорил, что девушкам-мусульманкам необходимо учиться, что у них раскроются глаза, они будут достойно вести себя в семье. Он говорил, что молодежь, которая уезжает учиться в Англию , Германию , Францию , привозит оттуда жену, потому что местные девушки им не подходят, а дети, рождённые в этом браке, невольно становятся вероотступниками. В новой школе, говорил Тагиев, девочек будут обучать основам религиозного права, домоводству, умению вести хозяйство, готовить, шить, ткать, читать, писать и разговаривать по-русски и по-азербайджански, учить арифметике, географии, воспитывать детей, быть образцовой матерью и женой, а учителями будут лица женского пола .
Судьбу женской школы решило письмо императрицы Александры Федоровны, в которой та желала девушкам учиться на «отлично», стать полезными Родине и обществу гражданками, прожить жизнь в здравии и счастье. Письмо было ответом на телеграмму девочек, в которой они благодарили императрицу за живое участие в деле создания школы и за то, что согласилась дать школе своё имя. Отправить телеграмму посоветовал девочкам сам Гаджи Зейналабдин Тагиев .
Праздничная церемония открытия состоялась 7 сентября 1901 года . По этому случаю пришло множество поздравительных телеграмм из Крыма , Узбекистана , Петербурга , Казани и других мест. Сенатор Янковский, к примеру, писал Тагиеву: «Желаю успехов Школе, для открытия которой вы приложили столько усилий…» . Тагиев, выступая перед собравшимися, сказал: «Эту женскую школу мы должны в будущем превратить в гимназию. Сие моя заветная мечта» .
На церемонии открытия выступили представители азербайджанской интеллигенции, среди которых был редактор первой азербайджанской газеты « Экинчи » («Пахарь») Гасан-бек Зардаби . Своё выступление он закончил следующими словами: «Долгие тебе лета, Гаджи!» .
Французский археолог и путешественник Жозеф де Бай в своей книге, изданной в Париже , назвал первую мусульманскую женскую школу в Баку непостижимым чудом.
Директором школы являлась Ханифа ханым Меликова, супруга Гасан-бека Зардаби .
Срок обучения составлял 4 года. В первый год было принято 58 учениц.
Гаджи Зейналабдин Тагиев состоял председателем Попечительского Совета школы .
Через некоторое время и в других окраинах Российской империи стали открываться мусульманские женские школы — Тифлисе , Казани, Башкирии , Дагестане . В Баку к 1915 году насчитывалось уже 5 женских школ. Одна из них находилась в рабочем районе города — в Балаханах .
Здание школы в дореволюционном Баку | Здание Института рукописей НАН Азербайджана в 2010 году |