Interested Article - Медведкин, Александр Иванович

Александр Иванович Медве́дкин ( 19 февраля ( 3 марта ) 1900 , Пенза 19 февраля 1989 , Москва ) — советский режиссёр игрового и документального кино, оператор, сценарист, актёр, организатор кинопоездов и фронтовых киногрупп . Народный артист СССР ( 1979 ). Лауреат Государственной премии СССР ( 1974 ).

Биография

Ранние годы

Александр Медведкин родился в Пензе Пензенской губернии Российской империи (ныне Пензенская область России) в крестьянской семье . Его датой рождения долгое время считалось 24 февраля ( 8 марта ) 1900 года , однако Госархивом Пензенской области была обнаружена запись в метрической книге Богоявленской церкви, согласно которой Медведкин появился на свет 19 февраля ( 3 марта ) 1900 года . При этом его отец, железнодорожный машинист, записан в книге под фамилией Медвежкин .

Учился в Пензенском техническом училище, входил в боевую дружину по поддержанию порядка в городе . С 1919 по 1925 год участвовал в Гражданской войне в качестве старшего десятника 12-го военно-полевого строительства 10-й армии Южного фронта , адъютанта 31-го кавалерийского полка 6-й кавалерийской дивизии и начальника политотдела 1-й Конной армии , старшего инструктора Главного политуправления Красной Армии . Член РКП(б) с 1920 года . Медведкин также руководил солдатским театром гротеска и буффонады, в котором красноармейцы ставили юмористические сценки:

«Была, например, сатирическая импровизация "Собрание Коней": председатель — Конь, секретарь — Конь, докладчик — Конь. Вместо графина на трибуне — конское ведро. Докладчик временами опускал в него тщательно сделанную из картона лошадиную голову (конская голова, бурка — весь костюм!). С хохмами, трюками, неожиданными аттракционами Кони "вчиняли иск" 31-му кавалерийскому полку и отдельным нашим товарищам. Лошади вспоминали все свои горькие обиды: побитые холки, бескормицу, случаи бессовестного ухода, разыгрывали интермедии (комвзвода на свидании — конь всю ночь на ветру!)» .

Творчество

В 1926—1929 годах работал на Государственном военном фотокинопредприятим « Госвоенкино » ассистентом Николая Охлопкова , затем самостоятельно . Не имея профессионального образования, Медведкин, по духу близкий пионерам авангардного советского кино, тем не менее, обращался к истокам раннего русского кинематографа, что, по мнению киноведа Николая Изволова , стало беспрецедентным случаем как для его времени, так и для следующих поколений кинематографистов . Он смешивал в кадре комедию, политику и хронику; его стиль отличал короткий метраж, оперативность съёмок и доступность. Он не стремился подражать, но, напротив, изобретал новые способы вовлечения зрителя в процесс просмотра с помощью сложного симбиоза жизни и искусства .

С сентября 1929 года Медведкин был режиссёром Всероссийского фотокинопромышленного АО « Совкино ». В 1930 году был мобилизован в Казахскую ССР для проведения коллективизации . С 1931 по 1934 год руководил агитационным кинопоездом «Союзкинохроники», с которым выезжал на стройки первой пятилетки под лозунгом «Сегодня снимаем — завтра показываем!» . На месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям агитационные и сатирические киносюжеты . В этот период он снял пять своих знаменитых короткометражных комедий: «Полешко», «Держи вора», «Фрукты-овощи», «Про белого бычка» и «Дурень, ты дурень» .

С марта 1933 года работал режиссёром Московской кинофабрики «Союзфильм» . В 1934 году поставил свой лучший, по мнению критики, фильм — лубочно-сатирическую притчу «Счастье» , ставшую последней немой комедией отечественного кино . Она была высоко оценена как при первых показах в СССР Сергеем Эйзенштейном и Всеволодом Пудовкиным , так и много лет спустя за рубежом, в частности, Крисом Маркером , стараниями которого картина была выпущена на французские экраны в 1971 году, а затем и в других странах, в том числе в США . Впоследствии он снял документальный фильм « Гробница Александра, или Последний большевик » (1992).

Следующий фильм Медведкина « Чудесница » (1936) уже имел сходство с магическим реализмом :

Интонация эпической былинности, имеющая в фольклоре функцию, близкую к этикетности древнерусской литературы, риторике в проповеди и повторению в заговоре, будет смыслообразующим ориентиром для всего материала фильма — от реплик эпизодических персонажей до весьма разветвленных диалогов, организации сюжета и пространства .

Новаторский фильм « Новая Москва » ( 1938 ) получил резкие критические отзывы в газетах «Правда» и «Известия» и не был показан зрителям .

Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941 по март 1943 года был заместителем директора Бакинской киностудии художественных фильмов . Совместно с Ильёй Траубергом снял фильм-концерт « Мы ждём вас с победой », в котором впервые прозвучала знаменитая песня « Священная война » . С 1943 по 1945 год руководил фронтовыми киногруппами . Был начальником киногрупп Западного фронта и 3-го Белорусского фронта . По его инициативе были организованы группы киноавтоматчиков: к солдатским ППШ прикреплялись 16 мм кинокамеры, снимавшие прямо во время ведения боя .

В 1945—1948 годах работал на киностудии « Мосфильм ». В 1946 году попытался повторить постановку полнометражной картины о жизни села («Освобожденная земля»), занимался созданием киножурналов, специальных хроникальных выпусков, полнометражных хроникально-документальных лент.

В 1947 году вошёл в состав Художественного совета « Союзмультфильма ». Готовил сценарии мультфильмов «Красная Шапочка», «Осёл-опекун» («Тень осла»), «Дед Секундоед», «Вовкины воспитатели». Однако единственным реализованным сценарием стал мультфильм « Скорая помощь » (1949), который в аллегорически-басенной форме высмеивал « План Маршалла ». Тем не менее, по завершении работы мультфильм был запрещён и положен на полку .

В 1949—1955 годах работал на Центральной студии документальных фильмов . С 1954 по 1956 годы руководил группой операторов, снимавших освоение целины . В мае 1955 — апреле 1959 годов работал на Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов . Последняя игровая комедия о покорителях целины «Беспокойная весна» ( 1956 ) была расценена критикой как неудача. После этого Медведкин к игровому кино уже не возвращался.

Последние годы

В 1959—1989 годах работал на Центральной студии документальных фильмов. Работал исключительно в жанре документальной публицистики и в рамках политического фильма, за что и получил многочисленные государственные награды.

Был членом Союза кинематографистов СССР . На протяжении 50 лет пытался снять фильм «Окаянная сила», который должен был продолжить традиции « Счастья », однако замысел так и не был осуществлён .

Александр Медведкин скончался 19 февраля 1989 года в Москве. Похоронен на Митинском кладбище .

Семья

  • Жена — Вера Ивановна Медведкина (в девичестве Волкова).
  • Дочь — Чонгара Александровна Медведкина, преподаватель английского языка в МАИ , переводчик ЮНЕСКО .
  • Внук — Александр Ярославович Ляпунов, авиаконструктор .

Влияние

Агитационная кинодокументалистика Медведкина 1920-х годов оказала влияние на независимое мировое кино 1960-х годов. Группы Медведкино были созданы во многих странах Западной Европы, Африки, Латинской Америки .

Французский документалист Крис Маркер , состоявший с кинорежиссёром в переписке, посвятил его творчеству свой двухчасовой фильм « Гробница Александра, или Последний большевик » (1992).

Фильмография

Режиссёрские работы

Сценарные работы

Актёрские работы

Участие в фильмах

  • 1972 — Поезд в пути (документальный)
  • 1976 — Покой нам только снится (документальный)

Прочее

  • 1930 — («Рабочий одного завода») — ассистент режиссёра

Награды и звания

  • Орден «Знак Почёта» (1959) — за выдающиеся заслуги в развитии казахского искусства и литературы и в связи с декадой казахского искусства и литературы в гор. Москве

Память

26 марта 2010 года на здании Пензенского техникума железнодорожного транспорта была установлена мемориальная доска А. И. Медведкину.

Литература

  • Дёмин В. Александр Медведкин. — В кн.: Двадцать режиссерских биографий. М.,
  • Тревожные хроники Александра Медведкина // Советская культура , 1 ноября 1974
  • Юренев Р. А. Медведкин — сатирик. М., 1981
  • Widdis E. Alexander Medvedkin. London; New York: I.B. Tauris, 2005

Примечания

  1. . Государственный архив Пензенской области (2 марта 2013). Дата обращения: 4 апреля 2019. 17 июля 2019 года.
  2. Михаил Трофименков . . Коммерсантъ Weekend №15 (13 мая 2016). Дата обращения: 4 апреля 2019. 13 мая 2016 года.
  3. Александр Медведкин. . Искусство кино № 7 . Сеанс (1983).
  4. . Музей ЦСДФ . Дата обращения: 14 июля 2022. 24 октября 2021 года.
  5. Николай Изволов . Киноведческие записки (2000). Дата обращения: 17 марта 2012. 10 ноября 2012 года.
  6. Михаил Трофименков . . Коммерсантъ Weekend №15 (13 мая 2016). Дата обращения: 4 апреля 2019. 5 ноября 2019 года.
  7. Олег Горяинов. . Cineticle (16 мая 2017). Дата обращения: 4 апреля 2019. 27 марта 2019 года.
  8. Николай Изволов . . Синематика (12 марта 2010).
  9. Яна Богданова. . Беларусь сегодня (1 июня 2017). Дата обращения: 4 апреля 2019. 5 августа 2020 года.
  10. Николай Бородин. Киноведческие записки (2000). Дата обращения: 4 апреля 2019. 16 марта 2019 года.
  11. Марина КАРАСЕВА. . Киноведческие записки № 57 (2002). Дата обращения: 4 апреля 2019. 16 марта 2019 года.
  12. . Где дремлют мёртвые... . Дата обращения: 8 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  13. . Дата обращения: 21 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  14. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 28 июня 2014 года.
  15. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1980 года № 2093—Х «О награждении народного артиста СССР Медведкина А. И. орденом Октябрьской Революции» // «Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик». — № 21 (2043) от 21 мая 1980 года. — Ст.410.

Ссылки

Источник —

Same as Медведкин, Александр Иванович