Interested Article - Балетоведение
- 2020-10-11
- 1
Балетоведение — наука о балете .
Разделы балетоведения:
- Теория хореографии
- История хореографии
- Балетная критика
Из истории
Первые публикации о балетных представлениях в России появились во второй половине XVIII века. Так, в 1779 году в газете «Санкт-Петербургский вестник» было опубликовано «Краткое известие о театральных представлениях в России» Я. Штелина , где автор выявил особенности русского танца, отметив в нём слияние достижений французских и итальянских профессиональных балетных школ с русскими танцевальными традициями. Спустя десятилетие, в 1790 году, был издан «Танцевальный словарь», который состоял из сочинений балетмейстера и теоретика Жан-Жоржа Новера (1727—1810), ученика Л. Дюпре , в предисловии к которому им были выделены «механика, или хореописание; поэтика; история танца».
В 1803—1804 в Петербурге был издан классический труд — «Письма о танце» Новера, по теории хореографии XVIII века.
Балету покровительствовали царские и княжеские фамилии. Писать о балете считалось хорошим тоном. Например, в семье Юсуповых в их доме на Мойке , был свой балетный театр , представляющий собой уменьшенную копию зала Большого театра в красном бархате, а также акустическая музыкальная гостиная и зал для приёмов, где оркестр располагался на втором этаже. В домах обучали танцу, музыке и драматическому искусству. Причём педагоги были так хороши, что порой ученики достигали профессионального уровня, который позволил укрыться от революции в кулисах театра или в оркестровой яме некоторым членам именитых домов.
Балет сохранил свои трехвековые традиции, особенно в Петербурге.
Литераторы о балете
В разные эпохи о балете писали:
Директор императорских театров , критик и мемуарист Князь Сергей Михайлович Волконский , живописец, художник театра и режиссёр Александр Николаевич Бенуа , писатель и знаток театрального дела Аким Волынский , Профессор Ленинградской консерватории и художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Соллертинский , Вера Михайловна Красовская — балерина и историк балета.
Людмила Андреевна Линькова разработала оригинальные курсы истории и сценарной драматургии балета на кафедре в Ленинградской консерватории . Впервые написала на тему эстрадной хореографии Наталья Евгеньевна Шереметьевская , балерина театра им Мусоргского и балетный критик, впоследствии она стала председателем жюри Московского международного конкурса «Степ-парад» .
Театральный критик Вадим Моисеевич Гаевский предложил литературно-критический жанр эссе и свободно-ассоциативную манеру изложения. Ему принадлежит известное высказывание, посвящённое Алле Яковлевне Шелест :
В недрах движения — не витальная сила, но священный огонь, в текстах танца — невероятная интенсивность. Современный, весьма изощренный пластический слог, современная — одинокая — фея. Совсем не сильфида, центральный персонаж поэтического балета прошлых эпох, скорее избранница, с одной, но пламенной страстью в душе, до конца преданная своему выбору, своему божеству, своему искусству. И полная внутренних видений — в чём её главный, счастливый и мучительный дар, тот дар, которым она одаривала посвященных… Врожденный ассоциативный талант Аллы Шелест позволял ей наполнять отвлеченный хореографический текст красочным образным подтекстом. Эффект был нагляден и очень велик …
— Вадим Гаевский . «Явление Шелест »
Примечания
- Н. Ю. Чернова Балетоведение // «Энциклопедия Балет». 1997, С. 41-46.
- «Проблема русского балета», «Книга ликований» - Волынский / Волынский. — «Л», 1923, 1925, 1992.
- «Жизнь и творчество Новерра», «Историч. этюды» / Соллертинский. — «Классики хореографии», 1937, 1963.
- «Танец на эстраде» и «Прогулка в ритмах степа» / Наталья Шереметьевская. — «М», 1982..
- Вадим Гаевский . «Явление Шелест» // журнал «Наше Наследие». — М. , 2008. — № 86 .
Литература
- Н. П. Базарова . «Классический танец»: Методика четвертого и пятого года обучения. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений искусств и культуры. — «Искусство», 2-е изд., 1984, переиздана в 2009 году . — 199 с. ил., 8 л. ил. 21 см с.
- Блок, Любовь Дмитриевна . [www.livelib.ru/book/1000447411 «Классический танец. История и современность»] / вступительное слово В.Гаевского . — Рецензент: Пётр Гусев , Ред.коллегия: В.М.Красовская , Е.А.Суриц. — М. : "Искусство", 17.08.1987. — 556 с. — (Иллюстративный материал подобран сотрудниками Ленинградского государственного театрального музея и Ленинградской государственной театральной библиотеки им.Луначарского). — 25 000 экз.
- Л.Д.Блок. / Вадим Гаевский . — "Наше Наследие".
- Агриппина Ваганова . «Основы классического танца». — учеб. для вузов и сред. учеб. заведений. — Л. : "Искусство", 1980. — 192 с. — ISBN 5-8114-0223-6 .
- Татьяна Вечеслова . «Я-балерина». — Л.-М.: "Искусство", 1964.
- Н.А.Вихрева. «Запись танца» = по системе Рудольфа Лабана. — М. : "Голос-Пресс", 2006. — 192 с. — 3000 экз. — ISBN 5-717-0149-5.
- Аким Волынский . «Книга ликований» «Проблема русского балета». — Л. : «АРТ», 1923, 1925, переиздание в 1992 году .
- Н. Ворновицкая. «Музыка для уроков классического танца». — М. : "Советский композитор", 1989. — 112 с.
- Гейл Грант (англ. Gail Grant). / перевод Е.Б.Малаховской, Н.А.Вихревой. — Kamin Dance Publishers, NY, 1950 . — М. : " ГИТИС " - " МГАХ ", 2009. — 136 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-913280-034 -3. от 25 ноября 2010 на Wayback Machine
- Захаров, Ростислав Владимирович . «Сочинение танца:Страницы педагогического опыта». — М. : "Искусство", 1983. — 224 с.
- Красовская, Вера Михайловна . « Агриппина Ваганова ». — Л. : "Искусство", 1989. — ISBN 5-210-00023-0 .
- Красовская В.М. . — Мир культуры, истории и философии. — ISBN 978-5-8114-1000-2 . (недоступная ссылка)
- Красовская, Вера Михайловна . «Павлова. Нижинский. Ваганова» - три балетные повести / Редакция: И. Парина. — М. : "Аграф", 1999. — 576 с. — ISBN 5-7784-0074-8 .
- Красовская В. М. — Литературные труды
- В.С. Костровицкая . «Методика связующих движений». — Ленинград : "М", 1962.
- В.С. Костровицкая. «Школа классического танца» / совместно с А. А. Писаревым. — Ленинград : "Л", 1968.
- В.С. Костровицкая. «Сто уроков классического танца». — Ленинград : "Л", 1972. — ISBN 978-5-8114-0998-3 .
- В.С. Костровицкая. «Школа классического танца» / Вера Костровицкая. — Ленинград : "М", 1978.
- М.К.Леонова . «Из истории Московской балетной школы» (1945-1970) / М.К.Леонова, Тейдер В.А., музей МГАХ -архив ©. — М. : " МГАХ ", 2008. — 216 с. — ISBN 978-5-902924-16-6 .
- Асаф Мессерер . «Уроки Классического Танца» / перевод с итальянского Е. Лысовой. — переиздание. — СПб. : ЛАНЬ, 2004. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8114-0526-X .
- Михайлов М. М. «Музыка и хореография современного балета». — 1974.
- «Московская балетная школа в Васильсурске (1941-1943)» = Статьи: К.Я.Голейзовский (дневник); В.П.Васильева ; В.Ф.Тейдер; З.А.Ляшко (страницы истории) / Ред.В.Ф.Тейдер, худ.С.Ю.Архангельский. — Архив:Фото Васильсурска , 1940; эскизы костюмов Ф.Ф.Федоровского и рисунки Н.Ф.Федоровской. Музей МГАХ ©, Архив К.Я.Голейзовского ©, архив Е.Н.Иноземцевой ©, О.И.Поповой ©. — Москва: „ МГАХ “, 2010. — 242 с. — 1200 экз. — ISBN 978-5-902924-23-4 .
- Отис Стюарт. « Рудольф Нуриев — Вечное движение» / Перевод Т. Осиной. — Смоленск: "Русич", 1998. — 425 с. — ISBN 5-88590-870-2 . — ISBN 0-671-87539-6 .
- Ю.И.Слонимский . «Материалы к истории советского балетного театра». — «Советский балет», 1997. — (переиздание).
- И.И.Соллертинский . «Жизнь и творчество Новерра», «Историч. этюды». — «Классики хореографии», 1937, 1963.
- Е.Я.Суриц . «Танец на эстраде» и «Прогулка в ритмах степа». — «М», 1982.
- Е.Я.Суриц. «Серж Лифарь и Парижская опера 1930-х гг». «Джордж Баланчин - истоки творчества». — «М», 1987..
- Грациозо Чеккетти. «Полный Учебник Классического Танца» / перевод с итальянского Е. Лысовой. — АСТ; АСТРЕЛЬ, 2007. — 507 с. — ISBN 5-17-040085-3 .
Ссылки
- // — на сайте Balletmusic
- 2020-10-11
- 1