Interested Article - Бас-данс

Бас-данс ( фр. basse danse букв. низкий танец) — придворный танец в умеренном темпе, распространённый во Франции, Италии ( итал. bassa danza, bassadanza ), Бургундских Нидерландах во второй половине XV и в XVI веках (первое упоминание в 1320). Помимо специального значения термин «бас-данс» используется как собирательный для всех медленных придворных танцев без прыжков ( павана , аллеманда , поздняя сарабанда и другие).

Основное деление бытовых танцев эпохи

В эпоху раннего Возрождения характерно противопоставление танцев медленного и более оживленного движения ( итал. bassa danza и итал. alta danza ). Оно встречается как на балах, так в зарождающейся профессиональной музыке уже в позднем Средневековье .

В низких танцах не было прыжков, и ноги почти не поднимались над полом — отсюда и название. Помимо хореографического, есть и музыкальное объяснение названия — они исполнялись инструментами низкого регистра. Вследствие отсутствия быстрых па и прыжковых движений, характерных для «высоких танцев», бас-дансы часто называли «променадными» .

В высоких танцах ( исп. аlta danza , итал. аlta danza , фр. haute danse ) хороводного движения, напротив, танцующие вертелись и подпрыгивали ( мореска , гальярда , вольта , сальтарелло , различные виды бранлей и прочие).

История

Первое упоминание низкого танца найдено в поэме на окситанском языке 1320-х годов (автор — Раймон де Корнет; Raimon de Cornet), где описано исполнение танцев этого жанра жонглёрами .

Подробное описание низкого танца дали итальянский мастер танца Доменико из Пьяченцы и его последователи Гульельмо Эбрео и Антонио Корнацано . С лёгкой руки Доменико из Пьяченцы бас-данс стали называть «королевой» танца. Согласно разъяснениям Антонио Корнацано, в нижних танцах не используется одно из девяти естественных танцевальных движений — высокий прыжок ( movimento ). При этом у данных итальянских теоретиков танца присутствует некий терминологический разнобой: movimento означает высокий прыжок у Корнацано, а у его учителя Доменико этим термином называется движение, в котором поднимаются на цыпочки перед следующим шагом (а у Корнацано такое движение названо alzamento , что значит просто «приподнимание»).

Корнацано приводит систему размеров, которые, как он говорит, все выводятся из размера танца пива . Они представлены как лестница, первая ступень которой — пива. Это неблагородный, сельский размер, объясняет Антонио, поскольку раньше его играли пастухи на свирелях. Если проследить далее за этой лестницей, чьи ступени расширяются от размера к размеру, можно прийти к бассадансу, который «коронует» верхнюю ступень. Таким образом, у Корнацано отправной точкой систематизации является размер пивы, в отличие от Доменико, у которого все размеры выводятся из бассаданса, «королевы всех размеров» .

Печатные образцы сочинений по низким танцам составлялись и издавались Пьером Аттеньяном (1529, 1530, 1547-1557), Тильманом Сузато (1551), а также приведены в трактате « Орхезография » Туано Арбо , опубликованном в 1589 году.

Мелодия

Одна из самых старых и, несомненно, самая распространённая мелодия бас-данса – La Spagna (Испания). Существует более 250 её версий, которые составили основу для многоголосных обработок Жоскена Депре , Хенрика Изака , Франсиско де ла Торре , Костанцо Фесты , Диего Ортиса , (инструментальная) и многих других композиторов XV–XVI вв.

Вследствие международного успеха мелодия стала известна по всей Европе под разными, но связанными с Испанией названиями, такими как «Castille», «Tenore del Re di Spagna», «Casulle la novele» (Новая Кастилия). Последнее название приведено в трактате Мишеля Тулуза «Sensuit lart et instruction de bien dencer» («Наставление в искусстве совершенного танца»), который был опубликован в Париже в 1496 году .

Хореография

Благодаря сохранившемуся трактату в Королевской библиотеке Бельгии в Брюсселе («Рукопись бас-дансов Марии Бургундской » 1495 года ) сведения о составляющих низкого танца (вместе с хореографией конкретных примеров) сохранилась до настоящего времени. В низких танцах существует четыре вида па : pas simple («простое па), pas double («двойное па»), démarche («демарш»; также известный как реприза ) и branle бранль »). Также имеется révérence реверанс »), исполняемый до или после самого танца.

Музыка для бас-данса, имеющая часто хоральный склад , обычно импровизировалась на основе cantus firmus . Свободной хореографии соответствовала и незамкнутая (открытая) музыкальная структура с произвольным количеством разделов. В этом сказывалась преемственность бас-данса по отношению к средневековым танцам, в частности к эстампи . Для исполнения бас-данса употреблялись различные инструментальные составы: лютня , арфа и барабан ; тромбон , флейта с малым барабаном и др .

В музыкальных источниках XIV- начала XV веков обычны группировки танцев по 2: 1-й танец каждой пары выдержан в четном размере и медленном темпе, 2-й — в 3-дольном размере и быстром темпе. Больше других были распространены пары павана — гальярда и пассамеццо — сальтарелло .

В качестве одной из частей, бас-данс входил в ранние инструментальные сюиты . За бас-дансом часто следовал турдион c более быстрым темпом, что составляло типичную пару танцев (медленный — быстрый) — как павана и гальярда в поздней сюите .

Примечания

  1. Музыкальный словарь Гроува . М.: Практика, 2007, с.77.
  2. Бранль // Большая российская энциклопедия . Т. 4. М., 2006, с. 167.
  3. Галкина Т. А., Тельнова Н. О. и др. Франция // Большая российская энциклопедия. Т. 33. М., 2017, стр. 550-590.
  4. . www.balletmusic.ru. Дата обращения: 21 января 2018. 26 марта 2018 года.
  5. Heartz, Daniel. Basse danse / ed. L. Macy. — Grove Music Online.
  6. . villanella.ru. Дата обращения: 4 августа 2018. Архивировано из 5 августа 2018 года.
  7. Roberto L. Pajares Alonso. Vol. II // Historia de la música en 6 bloques. — 2010.

Первоисточники

  • Manuscrit des basses danses de Marie de Bourgogne , рукопись MS 9085 в «Королевской библиотеке Бельгии», 1495 год
  • L'Art et instruction de bien dancer , Michel Toulouse, Paris , не позднее 1496 года
  • L'Orchesographie et traicté en forme de dialogue par lequel toutes personnes peuvent facilement apprendre & practiquer l'honneste exercice des dances , Thoinot Arbeau , Langres, 1588

Литература

Внешние ссылки

Источник —

Same as Бас-данс