Свинг
(от
англ.
swing
, раскручивать) — группа
танцев под музыку джаза
, развившихся в поздние 1920—1940-е годы, и в том числе современные произошедшие от них стили.
Содержание
Возникновение и развитие
Джазовые танцевальные изобретения не только захватили сердца миллионов, но и дали название этим двадцати годам, известным в истории как «Эпоха свинга»
.
В узком смысле слова свинг – это стиль джазового музицирования, утвердившийся в мире в 1930-х годах. В более широком музыкальном смысле он обозначает свободную раскованную ритмику, присущую подлинному джазу с самого рождения. В хореографическом же смысле первые свинговые шаги появились ещё в 1920-х годах в танцах, предшествовавших
быстрому фокстроту
и
линди-хопу
.
Начало свингу, как и джазовой музыке, положили афроамериканские переселенцы на американский континент, но сегодня эти движения известны во всем мире. Поэтому все формы свинга характеризуются синкопированным (укороченным) ритмом, характерным для афроамериканской и западно-африканской музыки и танца и с
джазовыми
танцами эпохи джаза (с конца
XIX века
до 1940-х годов). В наше время свинг распространён во многих развитых западных и азиатских странах, но при этом в каждом городе и стране по-разному популярны отдельные направления свинга и «подходящая» под них музыка. Скотт В. Реншоу рассматривает свинг как инструмент определения идентичности.
Многие свинг-танцоры сегодня стремятся танцевать параллельно нескольно стилей парных танцев, для улучшения техники, а также чтобы сохранить историческую взаимосвязь между танцами эпохи свинга 20—30-х. Например, в Savoy Ballroom наряду со свинг-джазом группы часто играли
вальсы
,
латиноамериканские композиции
и тому подобное. Танцоры часто знали и танцевали много популярных и традиционных (народных) танцев. Сейчас существует несколько гибридных форм, которые комбинируют свинг и другие стили, например, сванго — комбинация аргентинского танго и свинга.
Ранние джазовые формы 1920-х и ранее
Родиной свинга считается
Нью-Йорк
. Здесь, в
Гарлеме
, зародились самые веселые вечеринки, где танцы помогали забыть обо всех проблемах. Легендарный
клуб
Savoy
занимал целый квартал, и ежедневно туда приходили сотни танцоров, чтобы повеселиться под живую музыку. Пускали туда всех, главное — нужно было уметь танцевать.
Стоит заметить, что ранние формы (с 1890 по 1910 гг.) танца, который позднее станет известен как свинг, танцевали на юге Соединенных Штатов. Однако, из-за расового конфликта, известного как
законы Джима Кроу
(так называемая расовая сегрегация), многие талантливые афроамериканцы переезжали на север, где отношение к чернокожим было намного лояльнее. Многие из них совместили свой родной танцевальный стиль с тем, что уже был распространен в клубах таких городов как
Чикаго
,
Кливленд
,
Нью-Йорк
,
Детройт
,
Сент-Луис
и других. В результате появились множество новых танцевальных стилей, практически у каждого города был свой собственный стиль.
Black Bottom
Rhythm Tap dance (тэп)
Texas Tommy: предшественником свинга принято считать
. Проанализировав движения этого танца и движения
линди-хопа
, первого танца в стиле свинг, была подмечена их полная идентичность, за исключением нескольких па. Позже Texas Tommy включил в себя множество элементов из танцев Grizzly Bear, Turkey Trot, Bunny Hop и других, в которых танцевальные па пародировали движения животных. Первое упоминание свинга отмечено в
в
1911
г., это был рассказ о танцующих Texas Tommy в Fairmout Hotel. В Texas Tommy партнеры периодически расходились вместо того, чтобы все время танцевать в близкой позиции, и тогда партнер «раскручивал» (
swing out
) партнершу, создавая возможность для импровизации и
акробатических элементов
(термин «акробатический» часто встречается в описании этого танца). Также, Texas Tommy считается непосредственным предшественником
линди-хопа
: когда у первых танцоров Texas Tommy попросили описать их танец, они сказали, что он был точно как линди-хоп, только первые пару шагов были другими. Также они сказали: «Через какое-то время после возникновения открытой позиции (
breakaways
) Texas Tommy развился и включил в себя элементы многих других танцев, в том числе танцев, пародирующих движения животных, например
Grizzly Bear
, Bunny Hop, Eagle Rock и Turkey Trot».
Shim Sham Shimmy
— популярный линейный танец 1920-х и 30-х годов.
Apache
— старый французский танец из пригородов
Парижа
, популярный с середины
1800-х
. Смысл танца был в исполнении сценки, в которой мужчина, или
сутенёр
, подчиняет или наказывает женщину или
проститутку
. Танец заключался в том, что женщина уползала от мужчины в близкой позиции и мужчина бросал её. Это единственный известный ранний танец в котором, также как в Texas Tommy, пара расходится. Движения «apache spin» и «texas tommy spin» пришли из этих танцев, и сейчас легко представить как они вписывались в тему танцев.
Чарльстон
— классический танец, популярный в 10-х — начале 20-х годов, родственный линди хопу. Чарльстон происходит из афроамериканских районов, достиг широкой популярности в 20-е годы благодаря сценическим выступлениям. Стилистически выделяют чарльстон 20-х и линди-чарльстон — более поздние вариации, часто используемые в линди хопе. Этот танец исполнялся как на сцене, так и в клубах.
Breakaway
произошёл от чарльстона в поздних 1920-х и часто ассоциируется с такими танцорами, как Джордж «Shorty» Сноуден. «Разбивание» (breaking away) партнёров друг от друга в открытую позицию часто рассматривается как развитие танцев, таких как Texas Tommy, а также важный шаг в истории линди-хопа. Этот танец популярен среди танцоров, интересующихся историей линди-хопа.
Формы 1930-х и 1940-х
Линди-хоп
– наиболее развитая и наиболее сложная форма свинга, он достиг пика популярности в поздних 1930-х и ранних 1940-х. Его характеризуют возможность импровизации и определённая гибкость ритмической структуры. Бейсик на 6 и 8 счётов. Его танцуют под почти любую возможную джазовую музыку, а также под
блюз
и другие виды музыки с ритмом блюза или джаза.
Бальбоа
– танец на 8-ми частной основе, его характерные черты — близкий контакт между партнёрами и быстрая работа ногами. Этот танец особенно удобен для быстрой джазовой музыки (обычно все в районе от 180 до 320 ударов в минуту) и/или ограниченного места на танцевальной площадке, хотя его также танцуют и в медленном темпе.
сегодня — неформальный вид свинга без фиксированных форм и с большим фокусом на связь, чувствительность и
импровизацию
, часто с сильным телесным контактом. Хотя изначально его и танцевали под одноимённую музыку, для него подходит любая небыстрая музыка в темпе 4/4, включая рок
баллады
и
R’n’B
. Исторически существует много видов блюзовых танцев, включая
медленный драг
. В некоторых местах танцуют только блюз, хотя, в основном, такую избирательность можно наблюдать только в Соединенных Штатах. Повсеместно, как правило, танцуют микс из танцев в стиле свинг:
линди-хоп
,
буги-вуги
,
бальбоа
и
блюз
.
Carolina shag
(Каролина Шаг) — сформировался на основе Charleston и Collegiate shag. Однако сегодня нет никакого сходства с ними. Название возникло в Myrtle Beach в
Южной Каролине
в 1930-х годах, когда танец являлся смесью Charleston и Collegiate Shag (according to 10/1938-Dance Index Mag «Carolina Shag» descriptions). Некоторые из основных шагов, назывались: Кубинские Шаг, Shuffle, Twinkle т. д. Оригинальный Каролина Шаг, как говорят, возник в районе Атлантик-Бич, но большинство согласны, что современный вид и повсеместное распространение получила та разновидность танца, которую танцевали в области Myrtle Beach. В середине 1940-х R&B группы играли не только в клубах, но и на пляжах. Танцы на пляже (песок) способствовали видоизменению этого танца, впоследствии танец даже получает прозвище «Beach Dancing».
Collegiate shag
— довольно простой и красочный танец на 6-битной основе, быстрый и энергичный. Был очень популярен на вечеринках учащихся колледжей, откуда и произошло его название. Для пары, танцующей шэг, характерна близкая позиция и масса энергичных вариаций футворка. Collegiate shag возник на юге (наиболее вероятное место зарождения - Новый Орлеан) и был известен как «Блошиный шаг». Shag появился в конце 1920-х и был популярен у молодёжи, до появления
линди хопа
. Его танцевали в первую очередь под быстрой Регтайм — разновидность джазовой музыки. В 1920-1930 годах проходило много танцевальных конкурсов, проводимых в Нью-Йорке, в который Collegiate Shag был неоспоримым лидером. На пляжах Вирджини танец пользовался популярностью, так как в некоторых городах восточного побережья Shag был запрещён.
St. Louis shag
— более сложная вариация, отличающаяся синкопированными «притоптываниями». Возник в 1920-х годах в St. Louis и является разновидностью Чарльстона.
Формы с 1940-х, 1950-х и позднее
Буги-вуги
(Boogie Woogie) родился в 1940-х. Сейчас он популярен в Европе, буги-вуги является европейской версией раннего
Свинга Западного побережья
(West Coast Swing), который танцуют под джамп-н-джайв или буги-вуги.
Свинг Западного побережья
(
англ.
West Coast Swing
) развился в 1940-х и 50-х годах как стилистическая вариация линди-хопа. Партнёрши остаются на линии, и хоть это ограничивает их возможность двигаться влево и вправо, но улучшает их возможность вращаться в обе стороны. West Coast Swing часто танцуют под блюз и рок-н-ролл. Он популярен в Соединенных Штатах и
Канаде
, но мало в
Австралии
,
Новой Зеландии
и большинстве азиатских стран. В этих странах его часто сравнивают с Se Rock и грязным латинским джайвом.
Washington Hand Dancing
(
) — 6-битный свинг, возник в 1940-х и 50-х годах на
восточном побережье
, как ясно из названия. Его также называют
Triple Time Swing
или
Джиттербаг
(
Jitterbug
). East Coast Swing имеет очень простую структуру и положения ног, простые движения и стиль. Он демократичен и популярен, его часто танцуют под медленный и средний джазы, блюз и рок-н-ролл.
Вестерн свинг
, также называемый
кантри
-свинг — форма с определённой культурой. Он напоминает East Coast Swing, но добавляет некоторые вариации из других танцев кантри.
Джиттербаг
(
Jitterbug
, от
англ.
Jitter
— трястись,
bug
— неврастеник, паникёр) часто описывается как ветвь
Линди-хопа
, порой употребляется как синоним. Однако термин
Jitterbug
относится к более позднему времени — конец 30-х — начало 40-х годов, есть мнение что этим словом пренебрежительно называли белых танцоров.
Джайв
(от
англ.
Jive
;
сленг
. — ерунда, болтовня) — жаргонное слово, появившееся у молодёжи в 1930-х. Также джайв — один из танцев латиноамериканской программы бальных (спортивных) танцев. Современный джайв сильно отличается от свинга по манере, хотя в нём принцип свинга.
Акробатический рок-н-ролл
популярен в
Европе
. Этот танец (в отличие от классического рок-н-ролла) распространен преимущественно в среде конкурсных и спортивных выступлений, а не в среде клубных социальных танцев.
Рок-н-ролл
развился в
1950-х
годах, вместе с музыкой рок-н-ролл. Рок-н-ролл очень популярен в Австралии и танцуется повсеместно - как для общения, так и на соревнованиях и выступлениях. В нашей стране стиль ассоциируется с
буги-вуги
и
линди-хопом
, потому что многие первые танцоры рок-н-ролла перешли в буги-вуги, а позже открыли для себя линди-хоп. Если говорить о музыке, то танцы рок-н-ролл и буги-вуги отличаются ритмической пульсацией. В буги-вуги и рок-н-ролле классического свингового разделения долей нет, хотя иногда гармония у них одна - 3х-аккордный блюз. Независимо от этого танцоры линди-хопа хорошо танцуют под
рок-н-ролльную
музыку. Более того, во всех рок-н-ролльных фильмах 50-х годов («Rock Around The Clock», «Untamed Youth» и др.) танцоры исполняют именно линди хоп.
Современный джайв
, также известный как
лерок
и
серок
, развился в 1980-х годах из французской формы джайва (по общепринятому мнению
[
кто?
]
).
Исполнение, танцы для общения и соревнования
Стили соревнования/исполнения
Традиционно различают «бальный свинг» и «уличный свинг». Бальный свинг — часть американского стиля
бальных танцев
. Уличный свинг и бальный свинг различаются внешне. Бальный свинг танцуют на соревнованиях, он имеет строго определённые фигуры (то есть серии связанных движений). Уличный свинг танцуют во многих стилях и местах с тысячами отличий, и он очень подвержен интерпретациям и трактовкам.
Социальные танцы
Почти все эти танцы популярны в виде т. н. «
социальных танцев
» в среде местных сообществ (танцстудий), которые проводят танцвечера (
дискотеки
) с
диджеями
или группами, играющими музыку, наиболее подходящую для конкретного стиля свинга. В России существует Федерация танцев в стиле свинг (ФТСС), в крупных городах есть по нескольку клубов. Они проводят мастер-классы (семинары, танцлагеря) с зарубежными и местными преподавателями.
Музыка
Историческое развитие стилей свинга следовало за развитием течений популярной музыки.
Чарльстон
танцевали и танцуют под
рэгтайм
.
Линди-хоп
танцуют под
джаз
, также хорошо танцуют под
рок-н-ролльную музыку
.
Свинг Западного побережья
обычно танцуют под
блюз
, рок-н-ролл или любую не слишком быструю музыку.
Буги-вуги
танцуют под
рок-н-ролл
. Country Swing танцуют под кантри-музыку. Хип-хоп-свинг танцуют под
хип-хоп
.
А
танцуют под исторический
блюз
или под медленную музыку разных жанров, но обычно под джаз или блюз.
Есть местные разновидности этих стилей, в каждом случае определяемые влиянием диджеев, тренеров и музыкальных групп
.
Примечания
Patrick Hardish, Gunther Schuller.
// Notes. — 1994-03. —
Т. 50
,
вып. 3
. —
С. 994
. —
ISSN
. —
doi
:
.
Scott W. Renshaw.
// Symbolic Interaction. — 2006-02. —
Т. 29
,
вып. 1
. —
С. 83–94
. —
ISSN
. —
doi
:
.
О. К. Королёв.
Краткий энциклопедический словарь джаз рок поп музыки.
(амер. англ.)
.
Dancebibles
(26 октября 2021). Дата обращения: 29 октября 2021.
29 октября 2021 года.
Ссылки
Дарья Стояновская
.
/вебарх/
swingvideopedia.com Энциклопедия свинга
(недоступная ссылка)