Interested Article - Новая женщина

Фрэнсис Бенджамин Джонстон
Автопортрет в образе новой женщины (1896)

Нóвая жéнщина — концепция Александры Коллонтай , российской революционерки и наиболее известного теоретика большевизма по женскому вопросу, описанная в одноимённой статье 1913 года (позже изданной в сборнике «Новая мораль и рабочий класс» 1919 года). Считаются важной частью социалистической и феминистской мысли начала XX века . В статье Коллонтай пишет о художественном творчестве Герхарта Гауптмана , Томаса Манна , , Татьяны Щепкиной-Куперник . Истоки идеи происходят из мыслей Коллонтай о том, что объявить женщину равноправной не значит сделать её равноправной, что, помимо совершения политических и экономических реформ, существует необходимость пересмотра отношений между полами. Коллонтай считала, что капитализм и Октябрьская революция были необходимыми условиями в создании и развитии типа новой женщины по всему миру .

О новой женщине до Коллонтай писали Жорж Санд , Генрик Ибсен , Николай Чернышевский , Иван Тургенев . Так, в 1900 году в журнале « » опубликована статья Леси Украинки «Новые перспективы и старые тени» с подзаголовком «„Новая женщина“ западноевропейской беллетристики» .

В англоязычной литературе первые упоминания новой женщины датируются новеллой Марии Эджуорт «Беллинда» (1801) и в романе Элизабет Браунинг «Аврора Ли» (1856).

Основные идеи

Карикатура на новую женщину 1901 года.

Говоря о типе новой женщины, Коллонтай критикует , которая способствует потребительскому отношению мужчины к женщине и использованию её для достижения личных целей . В противоположность традиционной модели, новая женщина «отказывается играть второстепенную роль в обществе», «хочет быть полноправной и полноценной личностью» . Коллонтай пишет, что новую женщину наиболее всего отражают холостые женщины , в отличие от женщины прошлого, они не являются в первую очередь «жёнами» — тенями и дополнениями своих мужей .

В своей статье Коллонтай говорит о новых качествах , которые должна воспитать в себе женщина:

  • Побеждать свои эмоции и выработать внутреннюю самодисциплину;
  • Проявлять уважение к свободам и чувствам других. «Требуя уважения свободы чувства для себя, они научаются допускать эту свободу и для другого» ;
  • Новая женщина «желает и ищет бережного отношения к своей личности, к своей душе. Деспотизма она не выносит» ;
  • Новая женщина — самостоятельная личность. «Современная, новая женщина не только не боится самостоятельности, но и научается ею дорожить по мере того, как интересы её всё шире и шире выходят за пределы семьи, дома, любви» ;
  • Новая женщина не скрывает своей сексуальности, она против «двойной морали» в отношении с мужчиной .

Эти идеи Коллонтай также описаны в её художественных произведениях — Женщина на переломе (1923), (1923) и повести Большая любовь (1927) .

Общественная реакция

Новые идеи Коллонтай и её художественное творчество вызывали активную дискуссию в обществе и нередко были подвержены идеологическим нападкам как потенциально вредные новому советскому обществу . По сей день западные феминистки ставят работы Коллонтай в один ряд с работами Олимпии де Гуж и Симоны де Бовуар .

См. также

Примечания

  1. от 27 сентября 2011 на Wayback Machine .
  2. А. Коллонтай. [publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KOLLONTAY_Aleksandra_Mihaylovna/_Kollontay_A._M..html Избранные статьи и речи]. — Что дал Октябрь женщине Запада. — Политиздат, 1972 (октябрь 1927). (недоступная ссылка)
  3. Леся Украинка. (рус.) // Жизнь. — 1900. — № 12 . — С. 196—213 . 14 мая 2018 года.
  4. Alexandra Kollontai. . www.marxists.org. Дата обращения: 1 июля 2018. 2 июля 2018 года.
  5. , [18-03-2011].
  6. Коллонтай А. Новая мораль и рабочий класс . М., 1919. С. 19, 22.
  7. www.owl.ru. Дата обращения: 1 июля 2018. 17 июня 2018 года.
  8. от 11 октября 2011 на Wayback Machine , [19-03-2011].
Источник —

Same as Новая женщина