Interested Article - Психическое здоровье Иисуса

Отче наш. Джеймс Тиссо

Вопрос о том, был ли исторический Иисус Христос психически здоровым , изучен несколькими психиатрами, клиническими психологами, философами, историками и писателями. Мнение о наличии психического расстройства имеет сторонников и противников.

Мнения, оспаривающие здравомыслие Иисуса

Французский философ- материалист , атеист и утопический коммунист Жан Мелье (1664—1729) в своей книге « Завещание » обещал доказать, что Иисус «воистину был сумасшедшим безумцем, фанатиком» , развив эту тему в главах XXXIII и XXXIV .

Французский психолог (фр.) , главный врач из Парижа , утверждал, что Иисус Христос страдал от «религиозной паранойи » . Его мнение разделял нью-йоркский психиатр (нем.) , который в 1912 году опубликовал своё исследование «Религия и цивилизация — выводы психиатра» , перечисляя ряд психически аберрантных поступков Иисуса. Хирш согласился с Бинэ-Сангле в том, что Иисус испытывал галлюцинации , и указал на «постоянное и неизмеримое нарастание» бредовых идей величия . Хирш пришёл к выводу, что Иисус был параноиком — «чистым и типичным», добавив:


Но Христос демонстрирует во всех отношениях абсолютно типичную картину известного психического заболевания. Всё, что мы знаем о нём, так точно соответствует клиническому аспекту паранойи, что едва ли возможно, чтобы кто-либо знакомый с психическими расстройствами мог испытывать малейшие сомнения относительно правильности диагноза. (С. 103)

Психическое здоровье Иисуса также подвергалось сомнению со стороны немецкого психиатра и критика христианства Оскара Паницца , скандально известного британского психиатра Уильяма Сарганта и французского психолога психоаналитического толка (нем.) .

Советский врач Я. В. Минц в 1927 году опубликовал статью «Иисус Христос как тип душевнобольного» в сборнике « Клинический архив гениальности и одарённости (эвропатологии) ». По утверждению Минца, отождествление себя с Богом очень характерно для страдающих хроническим бредовым расстройством — паранойей, которая наличествовала и у Иисуса Христа . В своей публикации он также указывал на наличие у Иисуса Христа галлюцинаций, связанных с его религиозным бредом : слуховая галлюцинация во время крещения у Иоанна в Иордане, когда он услышал глас с небес «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте.» ( Мф. ), галлюцинация о хлебе на фоне истощения в пустыне ( Мф. ) и другие . Основываясь на косвенных признаках из Евангелия от Матфея, Минц сделал вывод, что Иисус обладал астенической конституцией (в классификации биотипов Э. Кречмера ), был лишён полового чувства и инстинкта размножения, что также типично для параноиков .

Владислав Витвицкий , философ-рационалист и психолог, утверждает в своих собственных переводах Евангелий от Матфея и от Марка (польск.) »), что Иисус испытывал возрастающее чувство собственной силы и превосходства, был эгоцентричен и имел тенденцию к подчинению других людей, что характеризует его по конституциональному типу как шизотимика или даже шизофреника .

Английский психиатр и аналитический психолог (англ.) в своей последней книге «Глиняные ножки; святые, грешники и безумцы: изучение гуру» ( англ. Feet of Clay; Saints, Sinners, and Madmen: A Study of Gurus , 1996) предполагает, что существуют психологические сходства между сумасшедшими «мессиями», такими как Джим Джонс и Дэвид Кореш , а также уважаемыми религиозными лидерами, включая Иисуса . Сторр отслеживает типичные паттерны, часто связанные с психотическими заболеваниями, которые определяют развитие гуру . Изучение Сторра — это попытка взглянуть на Иисуса как на одного из многих гуру. Он согласен с большинством учёных, склонных к гипотезе Иисуса как апокалиптического пророка :


Кажется неизбежным, что Иисус разделял апокалиптическую точку зрения, что Божье окончательное завоевание зла уже близко и что Царство Божье будет установлено на земле в ближайшем будущем.

Сторр считает, что Иисус очень похож на других гуру. Это, например, доказывает период внутреннего конфликта во время поста в пустыне. По его словам, если Иисус действительно считал себя заменителем Бога и верил, что однажды он спустится с небес, чтобы править, он был очень похож на гуру, которого он ранее описывал как проповедников заблуждений, одержимых манией величия. Он отмечает, что Иисус не был идеалом в семейной жизни ( Мк. , Мк. , ). Гуру часто остаются равнодушными к семейным связям. Другие сходства включают веру Иисуса в получение специального откровения от Бога и склонность к элитизму в том смысле, что Иисус верил, что он был отмечен Богом особым образом .

Американский исследователь-нейроэндокринолог Роберт Сапольски в своем эссе, вошедшем в книгу «Проблема с тестостероном: и другие очерки по биологии человеческого затруднения» ( англ. The Trouble with Testosterone: and Other Essays on the Biology of the Human Predicament , 1997, 1998) , предполагает наличие шизотипического («полусумасшедшего», англ. half-crazy , ) поведения и метамагического мышления у Иисуса и других харизматических религиозных лидеров:


Да, конечно, с этим можно переусердствовать, и наша история мрачно запятнана неудачными религиозными движениями, вдохновленными мессианскими сумасшедшими. (...) Однако, если вы приобретете метамагические мысли и поведение в нужной степени, в нужное время и в нужном месте, то люди могут просто получить выходной с работы в ваш день рождения на долгое время.

Затем Сапольски отмечает, что можно установить правдоподобные связи между шизотипическим поведением, метамагической мыслью и основанием определенных религиозных верований как в незападных, так и в западных обществах ( ). По его словам: «Представление о психопатологии шамана так же легко работает и для понимания корней основных западных религий» ( ).

В 2011 году группа психиатров, поведенческих психологов , неврологов и нейропсихиатров из Гарвардской медицинской школы опубликовала исследование, в котором предлагалось разработать новую диагностику категории психических расстройств, связанных с религиозным бредом и (англ.) . Они сравнили мысль и поведение самых важных личностей в Библии ( Авраама , Моисея , Иисуса Христа и Павла из Тарса ) с пациентами, страдающими расстройствами из кластера психотических расстройств американской психиатрической классификации DSM-IV-TR , и пришли к выводу, что эти библейские фигуры «могли иметь психотические симптомы, которые способствовали их откровениям », страдать такими расстройствами, как шизофрения, шизоаффективное расстройство , биполярное расстройство , бредовое расстройство , паранойя , синдром Гешвинда , или испытывать болезненные переживания, связанные с височной эпилепсией . Кроме того, авторы предположили, что Иисус сам искал повода умереть («опосредованное самоубийство»; англ. indirect suicide ) .

В августе 2012 года клирик Церкви Англии Ева Макинтайр от имени (англ.) и в сотрудничестве с кампанией по охране психического здоровья (англ.) подготовила документ, в котором утверждается, что и Иисус, и некоторые из апостолов и святых , возможно, страдали от проблем с психическим здоровьем .

Мнения, защищающие здравомыслие Иисуса

Литературовед Н. А. Дождикова отмечает, что в рамках антирелигиозной пропаганды в СССР в 1920—1930-х годах одним из приёмов сатирической литературы, направленной на «развенчание евангельского образа Иисуса Христа», было следование «очернительной традиции», начиная с «Жизни Иисуса» Давида Фридриха Штрауса , « Антихриста » Фридриха Ницше и «Безумия Иисуса» (фр.) , которая в вопросах оценки его личности «неизменно выдвигала на первый план два основных мотива — душевной болезни, сопряжённой с галлюцинациями, и обмана» . Это находило отражение как в широко издававшихся переводных публикациях западных авторов, представлявших собой пародийные пересказы Библии (Э. Даенсон «О Боге и чёрте», Гуго Эферот «Библия безбожника», Лео Таксиль «Занимательное Евангелие»), так и советских (статья И. А. Шпицберга «Религиозная язва», пьесы А. Иркутова «Иисус Назареянин» и «Иешуа Ганоцри. Беспристрастное открытие истины»). В связи с этим она указывает на то, что подобные «особенности трактовки образа Иисуса в пропагандистской и художественной литературе эпохи» затем были саркастически обыграны писателем М. А. Булгаковым в ершалаимских главах его романа « Мастер и Маргарита » .

Мнение Уильяма Хирша, Шарля Бине-Сангле и др., подвергших сомнению психическое здоровье Иисуса, в свою очередь были оспорены Альбертом Швейцером в докторской диссертации «Психиатрическое исследование Иисуса: экспозиция и критика» («Die psychiatrische Beurteilung Jesu: Darstellung und Kritik», 1913) и американским теологом Уолтером Банди в книге 1922 г. «Психическое здоровье Иисуса» («The psychic health of Jesus») . Банди резюмировал свою защиту здравомыслия Иисуса :


Патография Иисуса возможна только на основании отсутствия знакомства с ходом и выводами критики Нового Завета и любительского применения принципов науки психиатрии.

За психическое здоровье Иисуса высказывались психиатры Оливье Квентин Хайдер , а также Пабло Мартинес и (англ.) в книге «Безумец или Бог? Иисус: самый здоровый ум из всех» ( англ. Mad or God? Jesus: The healthiest mind of all , 2018) .

Клайв Степлз Льюис полагал, что «нелегко найти более убедительное объяснение жизни, учению и влиянию Христа, чем даёт само христианство. Никто не сумел увязать глубину и чистоту Его нравственного учения с той буйной манией величия, которая лежала бы в основе Его проповеди о Боге, если бы Он Сам действительно не был Богом. Поэтому одна нехристианская гипотеза сменяет другую с неутолимой плодовитостью непонимания» .

Уильям Эллери Чаннинг высказывал мнение, что «если Иисуса в чём и можно обвинить, то не в экстравагантном, фанатичном самообольщении», и указывал на то, что «фанатизм, состояние болезненного воодушевления никак не согласуется с тем поразительным фактом, что Иисус, говоривший о своей власти в будущем мире и всегда обращавший умы людей к небесам, никогда не давал воли Своему воображению и не возбуждал воображения Своих учеников живыми картинами этого небывалого Царства» .

Филип Шафф отмечал следующее: «Разум, чистый, словно небо, бодрящий, как горный воздух, острый и всепроникающий, будто меч, неизменно здоровый и живой, всегда готовый к действию и всегда полный самообладания — разве мог такой разум поддаться такому решительному и серьёзнейшему заблуждению относительно Своего собственного характера и служения? Какая нелепая выдумка!»

Агностический атеист и специалист по новозаветным исследованиям Барт Эрман (популяризатор концепции Иисуса Христа как проповедника скорого апокалипсиса ) написал в своём блоге :


И он вполне мог подумать (я думаю, что он действительно думал), что он станет мессией в будущем царстве. Возможно, это было довольно возвышенное представление о себе, но я не думаю, что это сводит Иисуса с ума. Это делает его необычайно уверенным апокалиптическим пророком. Были другие с видениями величия в то время. Я не думаю, что это делает его психически больным. Это делает его апокалиптическим евреем первого века.

См. также

Примечания

  1. Крывелёв И. А. Душевнобольной? (по Ж. Мелье, А. Бинэ-Сангле и Я. Минцу) // Христос: миф или действительность? — М. : Общественные науки и современность, 1987. — (Советское религиовидение).
  2. Meslier, Jean. Le Testament (фр.) . — Amsterdam: A la Librairie Étrangère, 1864. — Т. 2. — С. 42—67.
  3. A. Gettis. The Jesus delusion: A theoretical and phenomenological look (англ.) // (англ.) : journal. — Springer , 1987. — June ( vol. 26 , no. 2 ). — P. 131—136 . — ISSN . — doi : . — . — JSTOR .
  4. Hirsch W. . — New York: (англ.) , 1912. — 627 p. (англ.)
  5. Panizza, Oskar. Christus in psicho-patologischer Beleuchtung (нем.) // (нем.) : magazin. — 1898. — Nr. 5 . — S. 1—8 .
  6. Düsterberg, Rolf. Die gedrukte Freiheit: Oskar Panizza und die Zürcher Diskussjonen (нем.) . — Frankfurt am Main: P. Lang, 1988. — S. 40—91. — (Europäische Hochschulschriften; Reihe 1, Deutsche Sprache und Literatur; 1098). — ISBN 3-8204-0288-8 .
  7. W. Sargant. The movement in psychiatry away from the philosophical (англ.) // The Times : newspaper. — P. 14 . — ISSN . . — «Perhaps, even earlier, Jesus Christ might simply have returned to his carpentry following the use of modern [psychiatric] treatments.».
  8. G. Berguer. Quelques traits de la vie de Jésus: au point de vue psychologique et psychanalytique (фр.) . — Genève–Paris: Edition Atar, 1920.
  9. Я. В. Минц. Иисус Христос как тип душевнобольного // Клинический архив гениальности и одарённости (эвропатологии) : сборник. — 1927. — Т. 3 , вып. 3 . — С. 243—252 .
  10. A. Citlak. Psychobiography of Jesus Christ in view of Władysław Witwicki's theory of cratism (англ.) // Journal for Perspectives of Economic Political and Social Integration : journal. — Scientific Society KUL, 2015. — Vol. 21 , no. 1—2 . — P. 155—184 . — ISSN . — doi : .
  11. Władysław Witwicki, (польск.) . — Warszawa: PWN, 1958
  12. Karina Jarzyńska. (польск.) . (польск.) (10 апреля 2008). Дата обращения: 2 сентября 2018. 22 марта 2019 года.
  13. Anthony Storr, Feet of Clay; Saints, Sinners, and Madmen: A Study of Gurus , Free Press, New York 1996 ISBN 0-684-82818-9
  14. (англ.) . The Telegraph (21 марта 2001). Дата обращения: 18 августа 2019. 21 июля 2012 года.
  15. (англ.) . Storytel (19 мая 2015). Дата обращения: 18 августа 2019. 13 августа 2019 года.
  16. Anthony Storr, Feet of Clay; Saints, Sinners, and Madmen: A Study of Gurus , Free Press Paperbacks, New York 1997, С. 142 ISBN 0-684-83495-2
  17. Anthony Storr, Feet of Clay; Saints, Sinners, and Madmen: A Study of Gurus , Free Press Paperbacks, New York 1997, С. 143—146 ISBN 0-684-83495-2
  18. Sapolsky, Robert. Circling the Blanket for God // . — New York: A Touchstone Book, Simon & Schuster, 1998. — С. 241—288. — ISBN 978-0-684-83409-2 . 24 августа 2023 года.
  19. Murray E.D., Cunningham M.G., Price B. H. (англ.) // Journal of Neuropsichiatry and Clinical Neurosciences : journal. — American Psychiatric Association , 2011. — September ( vol. 24 , no. 4 ). — P. 410—426 . — ISSN . — doi : . 19 ноября 2018 года.
  20. Jeory, Ted (2012-08-28). . Daily Express (англ.) . Northern and Shell Media. из оригинала 28 августа 2018 . Дата обращения: 2 сентября 2018 .
  21. .
  22. .
  23. .
  24. , с. 268.
  25. Olivier Quentin Hyder. On the Mental Health of Jesus Christ (англ.) // (англ.) : journal. — Biola University, 1977. — 1 December ( vol. 5 , no. 1 ). — P. 3—12 . — ISSN . — doi : .
  26. Pablo Martinez, Andrew Sims, Mad or God? Jesus: The healthiest mind of all , InterVarsity Press, Westmont 2018 ISBN 978-1-78359-606-5
  27. .
  28. Шафф Ф. Иисус Христос — величайшее чудо истории = The Person of Christ: The Miracle of History. With a Reply to Strauss and Renan, and a Collection of Testimonies of Unbelievers. — М. : Сибирская Благозвонница, 2011. — 298 с. — ISBN 978-5-91362-448-2 .
  29. Bart Ehrman. (англ.) . The Bart Ehrman Blog (4 июня 2016). Дата обращения: 8 ноября 2019. 7 февраля 2019 года.

Литература

  • Дождикова Н. А. // Нева . — 2009. — №  7 .
  • Макдауэлл Д. = Evidence that Demands a Verdict. — М.: Чикаго: Соваминко: SGP, 1992. — 320 с. — (В помощь изучающим Библию). — ISBN 5-85300-038-1 .
  • Schweitzer A. . — Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1913. — 46 p. (нем.)
  • Bundy W. E. . — Macmillan Company , 1922. — 330 p. (англ.)
  • . . — Paris: Dujarric & Cie, 1905. — 330 p. (фр.)
  • C. Binet-Sanglé. . — Paris: Maloine, 1907. — 400 p. (фр.)
  • C. Binet-Sanglé. . — Paris: Maloine, 1912. — 537 p. (фр.)
  • C. Binet-Sanglé. . — Alger, 1915. — 492 p. (фр.)
Источник —

Same as Психическое здоровье Иисуса