Юровских, Василий Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Васи́лий Ива́нович Кача́лов (настоящая фамилия Шверубович ; 30 января ( 11 февраля ) 1875 , Вильна — 30 сентября 1948 , Москва ) — русский и советский актёр, мастер художественного слова (чтец), педагог . Один из ведущих актёров Московского Художественного театра на протяжении многих лет. Народный артист СССР (1936) . Лауреат Сталинской премии I степени ( 1943 ).
Василий Шверубович родился в Вильне Виленской губернии Российской империи (ныне Вильнюс , Литва ), в польско-белорусской шляхетской семье , сын православного священника Иоанна Шверубовича.
Учился в 1-й Виленской гимназии одновременно с Феликсом Дзержинским , Борисом Горевым и Константином Галковским . Уже тогда приобрёл репутацию декламатора и актёра, участвуя в любительских спектаклях. Одним из его коронных номеров было исполнение монолога Чацкого . Любил петь гимны своего дяди Хрисанфа, исполняя их с карикатурно-белорусским акцентом. Сам он только по окончании гимназии с трудом избавился от этого акцента .
В 1893 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета , где играл в драматическом студенческом кружке под руководством Владимира Давыдова . В 1896 году на студенческих каникулах играл вместе с Верой Комиссаржевской в спектакле по пьесе Германа Зудермана «Бой бабочек». Позднее выступал в Вильне и Ковно на гастролях Московского художественного театра .
В 1896 году стал актёром петербургского Театра Литературно-артистического общества, фактическим владельцем которого был Алексей Суворин , владелец и редактор газеты « Новое время ». По одной из версий, именно Суворин придумал сценический псевдоним «Качалов» вместо «неблагозвучной» фамилии актёра . По другой — Шверубович познакомившись в поезде с двоюродным братом А. А. Блока — молодым инженером Николаем Николаевичем Качаловым , рассказал ему историю как, прочтя некролог в газете о губернаторе Николае Качалове (отце спутника), решил взять его фамилию в качестве псевдонима, под которым и получил известность. В дальнейшем артист Качалов и академик Качалов стали друзьями и актёр регулярно посещал знаменитые творческие вечера у Качаловых, описанные в воспоминаниях балерины Галины Улановой.
Летом 1897 года участвовал в гастрольной поездке Василия Далматова , исполняя крупные роли, например, Борис Годунова в « Смерти Иоанна Грозного » по Алексею Толстому . В 1897—1900 годах выступал в Казани и Саратове в «Казанско-Саратовском товариществе актёров» под руководством Михаила Бородая .
В 1900 году был принят в труппу Московского Художественного театра , где дебютировал в роли Берендея в « Снегурочке » Островского . Поначалу довольствовался эпизодическими ролями, чуть позже уже дублировал Константина Станиславского в ролях Тригорина и Вершинина в пьесах Чехова « Чайка » и « Три сестры ». В течение нескольких лет стал одним из ведущих актёров театра . Уже в 1905 году в одном из писем Станиславский писал, что как актёр он был вынужден уступить первенство Качалову .
Среди его лучших работ дореволюционного периода были чеховские Тузенбах , Петя Трофимов и Иванов , а также Барон в пьесе Горького « На дне », Иван Карамазов и Николай Ставрогин в инсценировках романов Достоевского . Увлечённый поисками Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко , актёр не раз отклонял приглашения на императорскую сцену . Как писала Инна Соловьёва ,
«Обладая неотразимым сценическим обаянием, чарующим голосом и всеми данными, чтобы первенствовать в традиционном амплуа героя-любовника, обладая также точным юмором и мастерством характерности, обладая — наконец — той нервной тонкостью, обострённостью интеллекта, способностью жить на сцене философской проблемой, которые делали его идеальным исполнителем ролей недавно возникшего амплуа „героя-неврастеника“, Качалов всю жизнь совершенствовал в себе нечто иное: совершенствовал своё мастерство артиста „театра живого человека“, который строили создатели МХТ» .
Преподавал в драматической студии на Пречистенских рабочих курсах .
В Москве вёл активную богемную жизнь « серебряного века ». В рассказе Ивана Бунина «Чистый понедельник» карикатурно изображён пьяный Качалов «с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос» . Сергею Есенину принадлежит известное стихотворение «Собаке Качалова», начинающееся строками: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…». Дружил с Анатолием Мариенгофом ; в его биографичных романах «Роман без вранья» и «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» много написано о Василии Качалове и его семье, окружении. Дружба с Марией Андреевой привела к тому, что на адрес Качалова из-за границы стали приходить директивные письма для МК РСДРП , а от его имени шли за рубеж материалы для « Искры ». По театральным делам близко сошёлся и был дружен с миллионером Николаем Тарасовым [ источник не указан 2969 дней ] .
В 1919—1922 годах после Октябрьской революции с группой артистов гастролировал по Югу России, затем в Болгарии, Югославии, Австрии, Чехии, Германии, Дании и Швеции.
Во время гастролей по Югу России, переезжая за отступающими частями Белой армии , оказался в Екатеринославе , где случайно нашёлся его сын, служивший у белых. Больного тифом сына едва спасли:
Мать, которая всю ночь сидела около меня, заметила, что я очень вспотел, градусник показал, что у меня 35 с чем-то. Тогда она накапала мне двадцать пять — тридцать капель и дала выпить. При всей своей слабости я почувствовал, что выпил что-то не то. Оказалось, что мать дала мне принять сильный раствор карболки. Началась, конечно, паника. Весь дом принимал во мне то или иное участие: несли молоко, искали врача, бегали в аптеку, только отец был как-то странно, напряжённо спокоен. Когда мать, которая была, конечно, в самом невероятном отчаянии, бросилась к нему с исступлённым воплем: «Что делать?» — он сказал с неожиданным уверенным самообладанием: «Пойми ты: чтобы мать ждала с фронта сына, о котором несколько месяцев ничего не знала, и чтобы она в первую же ночь его отравила… это такая безвкусная мелодрама, которой быть не может. Этого не может быть». И мать успокоилась .
В 1922—1924 годах с труппой МХАТ, возглавляемой Станиславским, выступал в Европе и в Америке. С 1924 года работал в Москве. Всего сыграл 55 ролей.
Значительное место в творчестве Качалова занимала деятельность на эстраде, работа на радио, записи произведений поэзии ( Сергея Есенина , Эдуарда Багрицкого и других) и прозы для граммофонных пластинок. Он создал особый жанр эстрадного исполнения драматических произведений — «монтажи», в которых играл по несколько ролей.
По воспоминаниям сына, имел немалый рост (1 м 85 см), но был худ, бледен, брит, близорук, узкоплеч сравнительно с гигантами — старшими братьями .
Скончался 30 сентября 1948 года от рака лёгкого в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).