Мать Врубеля родилась в
ссылке
в
Тюмени
. Родители — инженеры. Отчим — поэт Игорь Калугин
. Один дед погиб в 1937 году, второй работал в системе
ГУЛАГ
и в
НКВД
.
Учился в исторической школе, хотел стать историком. В 1975 году в возрасте 15 лет создал первое художественное произведение — картину «Суд Пилата»
. В юности писал стихотворения, занимался организацией выставок.
В 1976 году учился рисунку у Михаила Эпштейна, в 1977—1978 году — у Андрея Панченко, в 1977—1980 году — у Владимира Овчинникова.
В 1979 году учился в
МГПИ
на художественно-графическом факультете.
В 1980-е был членом московского андеграундного Клуба авангардистов.
В 1987 году принял участие в первой выставке «Клуба авангардистов» (КЛАВА).
В 1986—1996 годах организовал в своей квартире галерею Врубеля («Кварт-Арт», Москва). Он был активно вовлечен в подпольную художественную сцену и организовывал нелегальные выставки в своей квартире в последние годы существования СССР
.
В 1989 году впервые покинул СССР и два месяца жил в
Париже
.
С 1990 года периодически жил в
Берлине
. Автор живописной композиции на фрагменте
Берлинской стены
«
Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви
» (1990). Название отсылает к
жертвам
, пытавшимся преодолеть Стену
. Помощь в создании граффити организовывал Александр Бродовский, который ранее работал гидом-переводчиком в
ГДР
. Он занимался
современным искусством
и пригласил пятерых художников из
СССР
для того, чтобы сделать первую в ГДР выставку советского современного искусства. Врубель создал картину в 1990 году на восточной стороне Берлинской стены. До падения Берлинской стены граффити на стене существовали только на западной стороне
.
С 1993 года — член Союза художников Берлина.
С 1995 года работал в соавторстве с супругой Викторией Тимофеевой.
В 2001 году Врубель и Тимофеева выпустили календарь «Двенадцать настроений президента», посвященного президенту России
Владимиру Путину
.
С 2010 года постоянно проживал с супругой в
Берлине
, где они создали открытую мастерскую Vrubel+Timofeeva в театре PANDA-Theater в культурном центре Kulturbrauerei
. В 2009 году граффити, размещённое на фрагменте Берлинской стены, было стёрто
в рамках
реставрации
, проводившейся к 20-й годовщине сноса Берлинской стены
. Дмитрий Врубель, автор граффити, согласился отреставрировать его
. Хотя изображение использовалось на сувенирах, продававшихся рядом с
East Side Gallery
, Врубель говорил, что плата за репродукцию в 2009 году была единственной прибылью, которую он когда-либо получал от изображения
.
В последние годы Врубель разрабатывал выставки с использованием технологий
виртуальной реальности
.
Библейский проект Дмитрия Врубеля, галерея М.Гельмана, Москва, 1994;
Домашний альбом (совм. с Викторией Тимофеевой), Галерея Врубеля, Москва, 1996;
Красный кружок (совм. с Викторией Тимофеевой), галерея «Велта», Москва, 1997;
Портрет эпохи (совм. с Викторией Тимофеевой), Галерея Врубеля, Москва, 2004, Совет Федерации, Москва, 2005;
Портрет эпохи. Выставка и аукцион в помощь детям Беслана (совм. с Викторией Тимофеевой), Московский дом музыки, Москва, 2005;
2007 (совм. с Викторией Тимофеевой), Галерея М&Ю Гельмана, Москва, 2008;
Евангельский проект (совм. с Викторией Тимофеевой), ЦДХ, Москва, 2008, Пермский музей современного искусства, Пермь, 2009.
Избранные групповые вставки:
Совместная выставка с группой «Мухомор», Клуб Рокуэлла Кента, Московский Инженерно-физический институт, Москва, 1980;
I—IV выставки «Квартарта», Галерея Врубеля, Москва, 1986;
Первая выставка Клуба Авангардистов (КЛАВА), Выставочный зал Пролетарского района, Москва, 1987;
Лабиринт, Дворец молодежи, Москва, 1988;
Berlinisсhe Mauer, East Side Gallery, Берлин, 1990;
Museum am Checkpoint Charlie, ЦДХ, Москва, 1991;
Sowjetische Kunst um 1990 (Binazionale), Kunsthalle Dusseldorf, Дюссельдорф, Israel Museum, Иерусалим, ЦДХ, Москва, 1991—1992;
VII съезду народных депутатов посвящается, Галерея М. Гельмана, ЦДХ, Москва, 1993;
Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957—1995. Коллекция современного искусства Музея-заповедника Царицыно, Wilchelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на-Рейне, Documenta-Halle, Кассель, Staatliches Lindenau Museum, Альтенбург, Jenseits der Mauer. Kleine Humboldt- Galerie der Humboldt-Universitat, Берлин, 1995;
3rd Cetinje Biennial, Цетинье, Монтенегро, 1997;
Москва-Варшава/Warszawa-Moskwa, Zachęta — Narodowa Galeria Sztuki, Варшава, Государственная Третьяковская галерея, Москва, 2004—2005;
Дневник художника, Специальный проект фонда М. Гельмана в рамках 2 Московской биеннале современного искусства, ЦДХ, Москва, 2007;
Соц-арт, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Maison Rouge, Париж, 2007—2008;
Родина, Пермский музей современного искусства PERMM, Пермь, 2012;
Kollektsia! Art contemporain en URSS et en Russie 1950—2000, Centre Pompidou, Париж, 2016—2017.
Цитаты
Его кумиры — чемпионы популярности Лактионов и Русланова. Самое любопытное — что ему многое удается на этом пути. Его работа на Берлинской стене «В объятиях этой смертной любви» — поцелуй двух полутрупов Брежнева и Хонеккера — стал символом времени крушения стены, и я видела в Берлине людей в майках с этой работой на груди. Даже его недолгий визит в Америку увенчался не только успехами в плане закупок (что Врубель очень ценит как лучшую сторону признания — «платят, значит нравится»), не только рецензиями, но и тем, что его работа попала на обложку сборника типа «Дни поэзии». Что американцы сумели увидеть в его страшно убогом персонаже — не знаю, но, значит, и тут Врубелю удались его вычисления. А то, что Врубель превратил свою мастерскую (а он там и жил, и пил) в галерею — конечно, «имени Врубеля» — и регулярно во всех изданиях дает её рекламу, тоже было бы чудовищной саморекламой, но, к счастью, все уравновешивается тем, что там и правда бывают замечательные домашние выставки с совершенно человеческой атмосферой ушедшего навек квартирного искусства, когда всем хорошо.
Елена Курляндцева
, «
Сегодня
», 1993,
Примечания
↑
↑
(рус.)
.
fontanka.ru - новости Санкт-Петербурга
(14 августа 2022). Дата обращения: 14 августа 2022.
14 августа 2022 года.
↑
(рус.)
.
Радио Свобода
. Дата обращения: 14 августа 2022.
14 августа 2022 года.
↑
(рус.)
.
Настоящее Время
. Дата обращения: 14 августа 2022.
27 ноября 2022 года.
↑
Deutsche Welle (www.dw.com).
(рус.)
.
DW.COM
. Дата обращения: 14 августа 2022.
14 августа 2022 года.
↑
(рус.)
.
Русский мир
. Дата обращения: 16 августа 2022.
16 августа 2022 года.
↑
(неопр.)
.
The Art Newspaper - International art news and events
(16 августа 2022). Дата обращения: 16 августа 2022.
16 августа 2022 года.
(рус.)
.
www.kommersant.ru
(7 ноября 2014). Дата обращения: 14 августа 2022.
14 августа 2022 года.
↑
(рус.)
.
Meduza
. Дата обращения: 16 августа 2022.
16 августа 2022 года.
. 2001-12-06.
из оригинала
14 августа 2022
. Дата обращения:
14 августа 2022
.
Р. И. А. Новости.
(рус.)
.
РИА Новости
(20090407T1807). Дата обращения: 16 августа 2022.
16 августа 2022 года.
(неопр.)
Эхо Москвы
(30 марта 2009). Дата обращения: 7 мая 2011.
30 июля 2012 года.
(неопр.)
.
РИА Новости
(17 июня 2009). Дата обращения: 7 мая 2011.
30 июля 2012 года.
Göbel, Malte (2009-03-27).
.
Der Spiegel
.
из оригинала
9 января 2022
. Дата обращения:
16 августа 2022
.
Deutsche Welle (www.dw.com).
(рус.)
.
DW.COM
. Дата обращения: 14 августа 2022.
14 августа 2022 года.
(рус.)
.
euronews
(14 августа 2022). Дата обращения: 14 августа 2022.
14 августа 2022 года.
(неопр.)
.
jartgallery.art
. Дата обращения: 14 августа 2022.
14 августа 2022 года.
Сергей Петрунин.
Дмитрий Врубель: Без «креатива» будущего нет!
(рус.)
Каспаров.ру
(7 августа 2007). Дата обращения: 5 февраля 2016.
4 февраля 2016 года.
Курляндцева Е.
от 15 июля 2010 на
Wayback Machine
// Сегодня. — 1993. — 11 сент.
Ссылки
. Про меня
(рус.)
.
«Сноб»
// snob.ru/profile. Дата обращения: 5 февраля 2016.