Гийом, Эжен
- 1 year ago
- 0
- 0
Эже́н Атже́ ( фр. Jean Eugène Auguste Atget ; 12 февраля 1857 года, Либурн , деп. Жиронда — 4 августа 1927 года, Париж ) — французский фотограф и художник .
Из семьи бедных ремесленников, в пятилетнем возрасте осиротел, воспитывался бабушкой и дедом. Со второй попытки поступил в 1879 году в Консерваторию драматического искусства , в 1885-м принят в труппу передвижного театра, но был вынужден оставить актёрскую профессию из-за болезни связок. Работая в театрах на окраинах Парижа встретил актрису , именно ей было суждено стать его спутницей жизни . Начал заниматься живописью , графикой и фотографией: с 1888 года снимал повседневную жизнь Парижа до его масштабной перестройки, запланированной и начатой бароном Османом . Считается, что мастерскую Атже посещали известные художники ( Брак , Дерен , Утрилло , Кислинг , Фужита и др.). Некоторые фотографии Атже выполнял на заказ. Для он сделал серию документальных фотографий исторических зданий Парижа. Возможно, среди его заказчиков были Брак и Утрилло.
В настоящий момент известно не много достоверных фактов из жизни Атже. Считается, что Атже был беден, в то же время, существует предположение, что стесненные финансовые обстоятельства фотографа — миф, утвержденный поздними исследователями в попытках создания образа романтического художника .
Смысл фотографической коллекции Атже связаны с фактами его биографии . Изначально снимки Атже, вероятно, не воспринимались как художественный материал . Атже называл себя «auteur éditeur» , полагая, что является основателем ателье , которое продавало документы для художников («documents pour artistes») . Заявленное им создание документов для художников не было успешным — считается, что у Атже было всего четыре клиента-живописца . Возможно, именно этот факт был положен в основу романтического мифа Атже как непризнанного мастера. Тем не менее, существует мнение, что представление об Атже как о неудачливом коммерсанте, возможно, не соответствует действительности или сильно преувеличено .
Автор одного из наиболее обстоятельных исследований творчества Атже — по этому поводу пишет: «Готовя знаменитую выставку Атже в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1981—1985), Мария Моррис Хамбург обратила внимание на часто повторяющийся интерьер одной и той же хорошо обставленной буржуазной квартиры. Её версия сводилась к тому, что перед нами, вероятно, апартаменты самого Атже. Предположение абсолютно противоречило сложившимся на тот момент представлениям о фотографе, в частности — той стратегии, которая выстраивалась при подготовке выставочного проекта. Тем не менее Хамбург обозначила свое наблюдение и задала вопрос Беренис Аббо , которая знала Атже при жизни. Реплика Аббо хорошо известна: „Боже мой. Я рада, что старина был не так беден, как я думала“. … Романтический миф был важным обстоятельством определения художественного контекста и фактором верификации художественного статуса фотографий Атже» .
В своих исследованиях Джон Шарковски приводил фрагмент переписки Атже с Полем Леоном — профессором Коллеж де Франс , сотрудником и одному из первых лиц ( ), из которой следует, что им было продано 2 600 негативов за 10 000 франков. Это одна из самых крупных, но не единственная прижизненная продажа Атже .
Один из главных вопросов, связанных с творчеством Атже, — характер и специфика его наследия. Для многих исследователей он является, прежде всего, создателем идиллических парижских видов. Репутация создателя несколько необычных, но изящных и романтических фотографий старого Парижа закрепилась за Атже и остается важным обстоятельством оценки его творчества.
Существует также и другое мнение, которое подразумевает, что в оценке его работ важен объём архива — весь корпус из 10 тысяч снимков, а не только отдельные фотографии. Полагают, что смысл его деятельности — не только в создании отдельных изображениях, но и в формировании последовательной серии изображений . В этом случае важно исключительное количество фотографий (около 10 тыс.), а также использование систематического принципа архива . Идея произведения как общности была использована Марией Моррис Хамбург и Джоном Шарковски при подготовке этапной выставки в МОМА
В фотографии XX века Атже известен благодаря изображению городской среды. Отчасти, его снимки повторяли фотография Шарля Мервиля. Полагают, что главной идеей Атже было создание каталога парижских памятников . На каждом негативе Атже процарапан номер — систематическое изучение этих номеров позволило заметить, что они образуют несколько тематических групп (папок), рассортированных по объектам изображения: Фасады, Двери, Парижские предместья и т. д .
В изобразительной системе Атже важны два обстоятельства: интерес к заурядному и повторяемость изображений. Как правило, он изображает не исторические памятники, а неприметные городские объекты. Однотипные предметы (окна, двери, лестницы) сняты в одинаковых фронтальных ракурсах . Городские улицы Атже единообразно фотографирует как коридор. Считается, что некоторые объекты Атже переснимал по нескольку раз с одних и тех же точек . Систематический характер фотографий Атже обозначил повторяемость важной художественной стратегией XX века , нарушив монетарный принцип знакового обмена .
Архив Атже — это собрание отпечатков и негативов , количество которых превышает 10 тысяч. Частично это собрание хранится во Франции — к нему принадлежат стеклянные негативы (18 х 24 см) и частично отпечатки, которые Атже продавал при жизни . Фотографии Атже были приобретены несколькими парижскими музеями и библиотеками, в частности — Национальной библиотекой Франции , Исторической библиотекой Парижа, Национальной школой изящных искусств и Музеем Карнавале .
Принцип архива рассматривается как основа художественной программы многими исследователями творчества Атже .
Исследование Марии Моррис Хамбург и Джона Шарковски скоректировало представление о программе Атже. Оно подразумевало, что фотограф создавал не изобразительный монолит, а каталог, который был частью художественной и смысловой системы его фотографий . Это обстоятельство позволяет воспринимать работы Атже как образец специфической художественной программы и рассматривать их как пример внелогических форм в фотографии.
Одна из центральных проблем, связанных с творчеством Атже, — определение баланса между художественным и документальным . Атже создавал свои фотографии как утилитарные материалы (документы для художников или архивные изображения парижских памятников) — их художественный статус отчасти стал итогом более поздних прочтений . Розалинда Краусс обращает внимание на то, что центральная тема, связанная с работами Атже — неопределенность границ произведения . Не до конца понятно, что считать произведением мастера — отдельный выбранный кадр или полный корпус из нескольких тысяч изображений. Фотографии Атже обозначили проблему единичности произведения и поставили под вопрос возможность его цельности и смысловой завершенности .
Одним из наиболее ранних аналитических текстов об Атже считается эссе Вальтера Беньямина Краткая история фотографии (1931 г.) . Беньямин рассматривает Атже как предшественника сюрреалистической фотографии, фактически делая его участником европейского авангарда. В его понимании Атже — представитель нового фотографического видения, а не мастер идиллических снимков Парижа XIX века . Он называет Атже первооткрывателем фрагмента, который станет центральным мотивом фотографии Нового ви́дения . Беньямин обращает внимание на то, что Атже освобождает фотографию от ауры, которая была свойственна как ранней фотографии XIX века , так и классическим произведениям искусства в частности. Тем самым Вальтер Беньямин обозначает направление исследования кадра и технических видов искусств, которое будет продолжено им в эссе Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости .
Принято считать, что признание Атже — заслуга сюрреалистов . Благодаря им состоялась единственная прижизненная публикация Атже: в 1926 году Ман Рэй поместил четыре фотографии Атже на страницах журнала La Revolution surrealiste ( Сюрреалистическая революция ). На обложку был вынесен кадр Затмение 1912 года , который изображал людей, наблюдающих солнечное затмение. В силу интереса к фрагментарному изображению и использования нестандартных тем, изображающих периферийную жизнь города, кадры Эжена Атже иногда относят к фотографии Нового ви́дения . В 1927 году , после смерти Атже, Беренис Эббот выкупила архив фотографа (несколько тысяч снимков и негативов) и вывезла его в США. Считается, что наследие и архив Атже были сохранены благодаря усилиями Ман Рэя и Беренис Эббот .
В 1968 Нью-Йоркский музей современного искусства приобрел собрание работ Атже из архива Беренис Эббот. Сегодня Атже — крупнейшая фигура в истории фотоискусства , один из пионеров городской фотографии. Французской писательнице Мишель Фабьян (Fabien) принадлежит биографический роман «Атже и Беренис» ( 1987 ). Всё новые снимки из гигантской коллекции мастера, этого « Бальзака фотоаппарата», по выражению Эббот, продолжают появляться перед зрителями.
В честь Эжена Атже назван кратер на Меркурии .