Сперанский, Михаил Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Миха́йлович Назва́нов ( 30 января ( 12 февраля ) 1914 , Москва — 13 июня 1964 , там же) — советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР ( 1949 ), лауреат трёх Сталинских премий ( 1948 , 1949 , 1950 )
Михаил Названов родился в Москве в обеспеченной семье крупного техника- технолога М. К. Названова . Мать будущего актёра, Ольга Николаевна Бутомо-Названова, известная камерная певица, хотела, чтобы Михаил стал пианистом , и он окончил музыкальный техникум при Московской консерватории по классу фортепиано .
Тем не менее Названов предпочёл стать актёром: в 1931 году, в возрасте 17 лет, он пришёл в Малый театр и был зачислен во вспомогательный состав; в том же году поступил в студию Художественного театра . Свою «Работу актёра над собой» К. С. Станиславский написал в форме дневника молодого актёра, изучающего систему Станиславского в драматическом училище ; и, хотя в предисловии автор утверждал, что ни училище, ни его педагоги и ученики «не существуют в действительности» , по случайному или не случайному совпадению он дал автору дневника фамилию «Названов» .
Когда книга Станиславского вышла в свет, реальный актёр Названов, успев сыграть лишь несколько небольших ролей на прославленной сцене, уже находился в Ухтпечлаге : 30 апреля 1935 года по доносу коллеги он был арестован и в июле приговорён к пяти годам исправительно-трудовых лагерей по статье 58.10 УК РСФСР . С 1936 года он был актёром лагерного театра в Ухте (ныне — Ухтинский филиал республиканского драматического театра Веры Гой ), выступал на этой универсальной сцене не только в драматических спектаклях, но и в опереттах и даже в опере . В лагере судьба свела молодого актёра с профессионалами, у которых было чему учиться .
В 1940 году Михаил Названов освободился с запретом на проживание в крупнейших городах; не имея возможности вернуться в Москву, служил в Симферопольском театре имени М. Горького ; после эвакуации Крыма недолгое время был актёром Русского драматического театра имени Н. К. Крупской во Фрунзе . В 1942 году в Чимкенте он был принят в труппу находившегося там в эвакуации Театра имени Моссовета . Театр вскоре переехал в Алма-Ату , где, к счастью для Названова, находилась в то время киностудия « Мосфильм ». Первая же большая роль — Олеко Дундич в одноимённой пьесе — обратила на молодого актёра внимание и критиков, и кинорежиссёров . Сергей Эйзенштейн пригласил его на роль Андрея Курбского в « Иване Грозном », Александр Столпер — на роль Андрея Панова в фильме « Жди меня » . Популярнейший в годы войны фильм Столпера стал кинодебютом Названова и принёс ему всесоюзную известность .
В марте 1944 года актёр добился снятия судимости, получив таким образом право на проживание в столице (полностью он был реабилитирован Верховным Судом СССР лишь 30 декабря 1956 года) .
В мае 1944 года Михаил Названов вернулся в Москву, в Театр им. Моссовета, где вскоре стал одним из ведущих актёров. «…Он обладал, — вспоминал Ростислав Плятт , — всем, что требуется… для амплуа героя-любовника, любимца публики. Рост, голос, и не только драматический, но и вокальный, интересное лицо, осанка, пластичность» . Но Юрий Завадский не был склонен эксплуатировать эти качества актёра; Названов в его театре играл такие разноплановые роли, как лощёный садист Розенберг в пьесе К. Симонова «Русские люди», Тригорин в чеховской « Чайке », Кречинский в « Свадьбе Кречинского » А. Сухово-Кобылина , Гульд в «Русском вопросе» К. Симонова . В пьесе А. Софронова «Московский характер» Названов, по свидетельству Плятта, играл «этакого рассеянного увальня-очкарика, тихого, с затрудненной речью, нескладного, но крайне обаятельного» . И в то же время — полярный этому образу журналист Гульд: «Названов нашел в этой роли какой-то особый динамизм, можно сказать, "танковый" ход авантюриста, подминающего под себя все на своем пути» . В военные и в первые послевоенные годы Названову часто приходилось сталкиваться с драматургией К. Симонова — и в театре (кроме названных пьес — «Парень из нашего города» еще в Симферополе ), и в кино («Жди меня» и « Русский вопрос »); на подаренном актёру томе своих избранных сочинений Симонов написал: «...Дарю эти стихи как читателю, эти рассказы как не читавшему их и эти пьесы как игравшему их лучше, чем они написаны» .
Ещё в 1942 году Названов познакомился со своей будущей женой — коллегой по сцене Ольгой Викландт . В 1950 году вместе с ней последовал за своим другом Василием Ваниным (назначенным главным режиссёром) во вновь созданный Московский театр им. А. С. Пушкина . Здесь Ванин вновь поставил для Названова «Свадьбу Кречинского»; об этой работе актёра критик писал: «М.Названов играет Кречинского легко, с блеском, с той внутренней свободой, когда индивидуальность актёра полностью растворяется в создаваемом образе и забывается всякая условность сценических обстоятельств» .
После смерти Ванина, не сработавшись с новым главным режиссёром, Названов в 1957 году вернулся во МХАТ, где играл среди прочего Стиву Облонского в знаменитой « Анне Карениной » Вл. И. Немировича-Данченко . Но это был уже не МХАТ его юности; разочарованный, Названов в 1960 году покинул и МХАТ, и театр вообще, став актёром киностудии «Мосфильм» .
Роль Андрея Курбского в знаменитом фильме Эйзенштейна стала для Названова самой мучительной работой в кино. Почему — лучше, чем сам актёр в письмах к жене, объяснил много лет спустя Виктор Некрасов : «…Актёры (хотя все они первоклассные) — Черкасов , Жаров , Бирман , Бучма , Названов — не живут. […] Эйзенштейн, прекрасный художник, рисовал свои кадры. Актёр должен был выполнять рисунки. Это, конечно, пытка» . Тем не менее молодой актёр удостоился за эту работу высочайшей похвалы — в известной беседе с Эйзенштейном и Черкасовым в 1947 году по поводу второй серии «Ивана Грозного» Сталин сказал: «Курбский — великолепен» .
В целом же карьера Михаила Названова в кино складывалась вполне счастливо. Даже в трагическую для деятелей кинематографа эпоху « малокартинья », когда большинство актёров и режиссёров оказались без работы, Названов был востребован, снялся в том числе и в удостоенных Сталинских премий фильмах « Русский вопрос » и « Встреча на Эльбе » . Если оба фильма, вышедшие на экраны в первые годы холодной войны , должны были, с одной стороны, разоблачать «поджигателей войны», а с другой — проповедовать дружбу между народами, то Названов с равным успехом играл в «Русском вопросе» карьериста на службе у идеологов Третьей мировой , а во «Встрече на Эльбе» — бывшего школьного учителя, олицетворение дружеских чувств простых американцев к русским союзникам . Помимо Эйзенштейна, он сотрудничал с такими режиссёрами, как Всеволод Пудовкин , Михаил Ромм , Григорий Александров , Григорий Козинцев и молодой Сергей Параджанов (« Цветок на камне ») .
В кино диапазон ролей Названова был ещё шире, чем на театральной сцене, включал характерно-комедийные и гротесковые роли, как уездный гуляка Кляузов в « Шведской спичке » Константина Юдина или акробат Беккер в « Гуттаперчевом мальчике » Владимира Герасимова ; в то же время одной из лучших его работ в кино критики считают Семёна Вальгана в производственной драме Владимира Басова « Битва в пути » . Характер крупный, размашистый в проявлении чувств, равно способный и привлекать, и отталкивать, Вальган Названова оказался сложнее и драматичнее героя повести Галины Николаевой .
О характерах, созданных актёром на сцене и на экране, критик писал: «Едва ли среди этих образов можно найти хоть один, который был бы похож на самого Михаила Михайловича, повторял бы его, как человека, как личность. […] Он любил преодолевать материал, ощущая его сопротивление, радовался победе над ним. Он стремился к решению сложных творческих задач, связанных с большой внутренней перестройкой. Искусством перевоплощения он владел в совершенстве…» . В созданные им образы Названов, как отмечали критики, наряду с характерностью и колоритностью, вносил романтическую окраску .
Незаурядные внешние данные побуждали режиссёров приглашать Названова на роли российских императоров — Александра I, Александра II, трижды Николая I . Роковой для него стала роль короля Клавдия в фильме Г. Козинцева « Гамлет »: преждевременное возвращение на съёмочную площадку после тяжёлой операции стоило актёру жизни .
Названов много работал и на радио, где дебютировал в 1945 году в радиоспектакле «Дон Кихот»; 31-летнему актёру, с его звучным басом, пришлось петь «Серенаду Дон Кихота» за 70-летнего Василия Качалова , под его далеко не молодой голос . Серенада обрела самостоятельную жизнь на концертной эстраде, вошла в репертуар многих исполнителей, однако и самому Названову вокальные данные позволяли петь не только на сцене и в музыкальных радиоспектаклях, но и выступать с успехом в концертах в качестве певца .
Михаил Названов умер 13 июня 1964 года в возрасте 50 лет в Москве. Ольга Викландт , исполняя последнюю волю мужа, развеяла его прах над Чёрным морем в Крыму .