Северная Осетия
- 1 year ago
- 0
- 0
Балта́ ( осет. Бæлта , груз. ბალთა ,) село в Республике Северная Осетия-Алания . Подчинён Затеречному району города Владикавказа и входит в состав городского округа город Владикавказ (Дзауджикау, ) .
Селение расположено на Военно-Грузинской дороге , на левом берегу реки Терек . Находится в 10 км к югу от города Владикавказ .
Существует несколько объяснений наименования селения.
Одна версия связывает название с близлежащим мохевским аулом . Также предполагается, что наименованием произошло от осетинского слова «бал» (вишня). Другие версии связывают название с балкарским словом «балта» (топор, роща) или турецким «балта» (девственный лес). Профессор А. Дз. Цагаева считает, что наиболее верная версия относится к балкарскому слову «роща, лес» .
Согласно древнегрузинским и древнеармянским письменным источникам эта местность была заселена аланами уже в I веке нашей эры. Значительная часть алан освоила эту территорию уже в середине 1-го тысячелетия нашей эры. Аланские катакомбные могильники датируются XII—X в. На высоте около ста метров выше Грузинско-военной дороги в 1965 году были обнаружены несколько ям, отнесённых к следам жилищ VII — Х веков. По склонам были рассыпаны обломки керамики XI—XII веков .
Селение основано в XVIII веке и первоначально было заселено грузинами-мохевцами [ источник не указан 493 дня ] и осетинами из рода Слонате. В предшествующие времена эти земли были населены ингушами .
С началом реконструкции Военно-Грузинской дороги русской администрацией, в Балте были устроены путевая станция ( первая при следовании из Владикавказа ) и военный редут. В редуте полагалось иметь роту солдат и две мортиры для усмирения местных жителей — тагаурцев , в случае их бунта . Здесь взыскивался шоссейный сбор. В конце 1850-х — начале 1860-х годов был выстроен двухэтажный станционный дом за высокой каменной оградой, с буфетом с горячими обедами, тремя комнатами для проезжающих — общей мужской, такой же женской и «генеральской».
Из письменных источников известен некий князь Девлет-Мирза Дударов (Дондаров), который в XIX веке владел в окрестностях собственным замком, «отдалённым от Балтинского редута не более как на 80 сажен» . Сохранилось описание его укрепления. В статье М. Баева «Тагаурское общество и экспедиция генерал-майора князя Абхазова в 1830 году» от 1869 года описывается, что «на крестьян напали чеченцы и увезли множество женщин и детей, которые, впрочем, были впоследствии возвращены Девлет-Мирзою Дудуровым, человеком, пользовавшимся в то время громадным влиянием и уважением у племён, живших в районе Владикавказского укрепления — чеченцев, ингушей, кабардинцев и осетин Северного Кавказа» .
Считается, что инициаторами переселения с гор в предгорные районы Тагаурии и Дигории были феодалы Дондаровы, которые со своими подвластными из родов Азиевых, Хаблиевых, Дауровых, Мисиковых, Албеговых, Базровых и Губиевых основали в XVII—XVIII веках селения Балта, Даллагкау , Батыкъох (Редант) на левом берегу Терека .
В начале XX века в село также активно начали переселятся ингуши из Джейрахского ущелья.
До 1920 года село входило в состав Терского округа. После установления советской власти в регионе, селение было передано в состав Ингушской автономной области, а затем в состав Чечено-Ингушской области ( до 1944 года ).
В 1944 году после депортации ингушей в Казахстан, селение было передано в состав Пригородного района Северо-Осетинской АССР .
В дальнейшем в 1960-е годы село было выделено из Пригородного района и включено в состав территорий непосредственно подчинённых городу Орджоникидзе ( ныне городской округ Владикавказ ).
В трагические дни межэтнического конфликта ингуши как и из других сёл республики покинули свои дома, местное оставшееся неингушское население после конфликта не позволило сжечь их дома, захватить дома беженцами из Цхинвала или Грузии. С конца 1999 года большая часть ингушей вернулись в селение.
С 2000-х годов село активно строится и заселяется. Балта является интернациональным населенным пунктом, где в основном живут грузины, ингуши, осетины, а также русские и армяне.
Ежегодно летом в посёлке проходит религиозно-народный праздник Ломисоба ( восточно-грузинского горного происхождения ) который празднуют люди разных национальностей. Также ежегодно в проходят памятные мероприятия в честь классика ингушской литературы Джамалдина Яндиева .
1926 | 2002 | 2010 |
---|---|---|
387 | ↗ 1214 | ↘ 926 |
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года .
Народ |
Численность,
чел. |
Доля
от всего населения, % |
---|---|---|
грузины | 532 | 57,5 % |
ингуши | 213 | 22,6 % |
осетины | 144 | 15,3 % |
русские | 20 | 2,8 % |
армяне | 16 | 1,7 % |
другие | 4 | 0,1 % |
всего | 926 | 100 % |
Численность на 2020 год 1145 человек.
Село находится на шоссе А-301 в 8 километрах южнее Владикавказа . Ближайшая железнодорожная станция — Владикавказ находится в 15 километрах севернее от села.