Interested Article - Маалула
- 2020-12-08
- 1
Маалу́ла (Маалю́ля, Маалю́ла, араб. معلولا ; сир. ܡܥܠܘܠܐ ; иуд.-арам. מעלולא , maʕlūlā ) — небольшой город в Сирии , жители которого являются христианами и мусульманами , до сих пор говорящими на одном из арамейских языков . Находится примерно в 55 километрах к северо-востоку от Дамаска , столицы Сирии. Расположена на южном склоне .
Согласно исследователю языка Маалула, профессору Гейдельбергского университета Вернеру Арнольду, зимой население городка не превышает одной тысячи человек, зато в летний период оно может увеличиваться до пяти тысяч человек, так как многие выходцы из Маалулы постоянно проживают в крупных городах Сирии и Ливана (в частности в Дамаске и Бейруте), и проводят в родном городе лишь летние месяцы .
Население и язык
Разговорным языком большинства жителей Маалулы является маалульское наречие западного новоарамейского языка . Близкие наречия того же языка распространены в соседних деревнях ( Сарха ) и , жители которых являются мусульманами. На близком языке также разговаривал Иисус Христос .
Около двух третей населения Маалулы составляют христиане (примерно поровну православные и греко-католики ), около одной трети — мусульмане. Христианское богослужение в церквях ведётся на арамейском , греческом и арабском языках.
Изначально местные жители были язычниками , но обратились в христианство за шесть столетий до прихода арабов , ещё во времена древних римлян .
Монастыри
Название переводится с арамейского языка как «высокое место». В Маалуле можно посетить женский монастырь Святой Фёклы Равноапостольной (ученица апостола Павла), с жизнью которой легенда связывает это поселение. Монастырь принадлежит греческой православной церкви. В монастыре находится пещера с небольшой часовней византийского периода, в котором, как гласит местное предание, и похоронена сама святая. В сентябре и декабре 2013 года Маалуля была захвачена боевиками. Во время декабрьского захвата в монастыре святой Фёклы был устроен погром и захвачены в заложники 13 монахинь и 3 послушницы вместе с игуменьей Пелагией (Сайяф) .
Монахини пробыли в плену у боевиков около 100 дней и при посредничестве ливанских спецслужб были обменены на родственников боевиков (преимущественно женщин). 9 марта 2014 года большое количество журналистов прибыло на сирийско-ливанскую границу для того, чтобы запечатлеть возвращение монахинь в Сирию. Ожидание, в итоге, продлилось около 11 часов, так как боевики до последнего пытались сорвать акцию по обмену заложниц .
На горе над деревней находится ещё одна достопримечательность — монастырь святых Сергия и Вакха , принадлежащий мелькитской греко-католической церкви. Во время сентябрьского захвата боевиками церковь святых мучеников Сергия и Вакха была повреждена, иконы похищены или уничтожены, а монахини нашли приют в монастыре Святой Равноапостольной Фёклы .
В январе 2014 года СМИ сообщили, что радикальная группировка « Джебхат-ан-Нусра » способствовала осквернению всех без исключения христианских святынь городка .
После освобождения
14 апреля 2014 года Маалюля была освобождена от боевиков сирийской регулярной армией . Все жилые дома оказались разграблены, в большинстве домов были устроены поджоги. Со всех христианских храмов городка были сняты кресты; во многих храмах отсутствовали колокола; разграблена и уничтожена церковная утварь. Украдена находившаяся в монастыре св. Феклы статуя, изображавшая Иисуса (работа российского скульптора Рукавишникова).
Практически уничтожен возвышавшийся над городом отель сети «Сафир», из которого армия была вынуждена выбивать снайперов боевиков.
Хотя с апреля 2014 года в Маалюле нет боевиков, из-за разрушений местные жители в большинстве не спешат возвращаться, сообщает на сайте Православие и мир Надежда Кеворкова, которая отмечает, что факт захвата Маалюли боевиками и бои за неё нередко считают элементом «некой большой религиозной войны мусульман против христиан», однако полагает такое толкование неправомерным :
Всё же на Востоке идея религиозной войны не популярна и воспринимается как исключительно западная парадигма .
По её оценкам, «повреждения, разорения и пожар стали следствием перестрелок армии и повстанцев, а не показателем антихристианской ненависти боевиков», а кресты, как и всё прочее, пострадали «от боевых действий с обеих сторон, а не от религиозного фанатизма», указывая, что кресты сохранились в тех местах, куда не била артиллерия . Однако в видеорепортажах, снятых после освобождения и частичной реставрации монастыря отчётливо видны следы намеренного уничтожения боевиками христианских святынь, противоречащих канонам ортодоксального ислама .
Галерея
-
Вид
-
Монастырский комплекс Святого Саркиса
-
-
Вид храма в монастыре св. Феклы после освобождения посёлка от боевиков
См. также
Примечания
- Коган Л. Е., Лёзов С. В. Маалулы язык // Языки мира: Семитские языки I. М.: 2009
- от 4 декабря 2013 на Wayback Machine , Православие.Ру , 3 декабря 2013 г.
- от 24 марта 2014 на Wayback Machine , , 11 марта 2014 г.
- от 6 декабря 2013 на Wayback Machine , Православие.Ру , 29 сентября 2013 г.
- . Дата обращения: 15 января 2014. 15 января 2014 года.
- от 6 июня 2014 на Wayback Machine // Турпром. Ру, 14 апреля 2014
- ↑ Надежда Кеворкова. от 8 декабря 2015 на Wayback Machine // Православие и мир , 21 октября 2015 г.
- Новости 1 канал.
- 2020-12-08
- 1