Interested Article - Шёндёрффер, Пьер

Пьер Шёндёрффер ( фр. Pierre Schoendoerffer , 5 мая 1928 — 14 марта 2012) — французский кинорежиссёр , сценарист , прозаик и военный корреспондент , обладатель «Оскара» за лучший документальный полнометражный фильм за ленту « » (1967). Шёндёрффер был ветераном Первой Индокитайской войны , которая стала главной темой большинства его фильмов.

Биография

Шёндёрффер родился в семье выходцев из Эльзаса , которые решили выбрать французское гражданство. Он провёл детство в Анси , где его отец руководил госпиталем . В 19 лет он завербовался на шведское грузовое судно моряком и два года провёл на Северном и Балтийском морях . Затем он прошёл годовую службу в армии по призыву.

После демобилизации Шёндёрффер решил, что хочет работать в кинематографе, но без опыта он не мог никуда устроиться. Прочитав в газете о погибшем 20 февраля 1952 года в Индокитае операторе Жорже Ковале, он завербовался в Военную кинематографическую службу (SCA), чтобы освещать Первую Индокитайскую войну . Там одним из его коллег стал Рауль Кутар — будущий оператор главных фильмов Годара и самого Шёндёрффера . Шёндёрффер снимал на киноплёнку решающее сражение при Дьенбьенфу (1954) с первых дней (в самом начале он получил ранение и был эвакуирован, но через десять дней вернулся). Перед капитуляцией французов в мае 1954 года он уничтожил все свои плёнки, кроме шести бобин , которые рассчитывал сохранить при побеге из плена, но был пойман вьетнамцами . В плену Шёндёрффера встретил советский документалист Роман Кармен , интервьюировавший его и ещё нескольких пленных для своего фильма « Вьетнам » (это интервью не вошло в фильм, возможно целью Кармена было спасти коллегу) . Спасённые бобины попали к Кармену, и кадры с них вошли в его фильм. Шёндёрффер оставался в плену ещё несколько месяцев, пока не был обменян .

Следующие несколько лет Шёндёрффер работал фотокорреспондентом в Южной Азии для Time и Paris Match . В Гонконге он познакомился с писателем Жозефом Кесселем , который предложил ему поставить в Афганистане фильм по своему сценарию. Фильм «Ущелье дьявола» (1958), снятый совместно Шёндёрффером и Жаком Дюмоном, также стал первой операторской работой Кутара и попал в конкурс Берлинского кинофестиваля .

В следующем году Шёндёрффер экранизировал два романа автора приключенческой прозы Пьера Лоти «Рамунчо» и « Исландский рыбак » . Эти фильмы прошли незамеченными, но Шёндёрффер убедил их продюсера дать ему возможность сделать фильм на индокитайском материале. « 317-й взвод » (1965, экранизация романа самого Шёндёрффера), история отступающего по враждебным джунглям французского отряда, стал образцом военного фильма, о влиянии которого позже рассказывали режиссёр « Взвода » Оливер Стоун и сценарист « Апокалипсиса сегодня » Джон Милиус .

В 1966 году Шёндёрффер отправился на Вьетнамскую войну , где был прикомандирован к американскому взводу под командованием лейтенанта Джозефа Андерсона, входившему в 1-ю кавалерийскую дивизию США . Шёндёрффер документировал будни взвода для телевизионного фильма по заказу французского телеканала ORTF . « » принёс Шёндёрфферу «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм .

В 1976 году Шёндёрффер получил Большую премию Французской академии за роман «Краб-барабанщик» — воспоминания старых участников колониальных войн о своём отважном сослуживце. Через год он экранизировал книгу; фильм « Краб-барабанщик » (1977) был номинирован на шесть премий « Сезар » и победил в трёх номинациях.

Предпоследним фильмом режиссёра стала совместная франко-вьетнамская военная драма « Дьенбьенфу » (1992) о трагичном для французов решающем сражении Первой Индокитайской войны . Съёмки проходили в самом Вьетнаме , с участием солдат и техники вьетнамской армии. В организации съёмок Шёндёрфферу активно помогала первая вьетнамская женщина-кинорежиссёр Бать Зьеп . События битвы в этом автобиографическом фильме представлены с практически хронологической точностью. В скромной роли самого фронтового кинооператора Пьера Шёндёрффера снялся его сын .

Последний фильм « », экранизацию ещё одного собственного романа, Пьер Шёндёрффер снял в 2003 году.

Михаил Трофименков называет Шёндёрффера «певцом „потерянных солдат“ колониальных войн, героических поражений». Кроме войны в Индокитае он воспевал алжирскую войну , делая героями своих фильмов оасовцев , дружбой с которыми гордился. Прототипом главного героя «Краба-барабанщика» был оасовец Пьер Гийом , сыгравший в картине эпизодическую роль, а в фильме « » (1982) Шёндёрффер поддержал разделяемую преимущественно в правых кругах и непопулярную в среде интеллигенции позицию о том, что в Алжире французские военные не применяли пыток .

Режиссёрская фильмография

Год Фильм Примечание
1958 Совместно с .
1959 Также автор сценария.
Также автор сценария.
1965 317-й взвод Также автор сценария. Приз за лучший сценарий Каннского кинофестиваля .
1966 Также автор сценария.
1967 Документальный. Также автор сценария, продюсер. «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм
1977 Краб-барабанщик Также автор сценария. Номинации на «Сезар» за лучший фильм и «Сезар» за лучшую режиссуру .
1982 Также автор сценария
1992 Дьенбьенфу Совместно с Бать Зьеп . Также автор сценария.
2003 Также автор сценария

Библиография

  • 1963 — La 317e Section («317-й взвод»)
  • 1969 — L’Adieu au Roi («Прощай, король»)
  • 1976 — Le Crabe-tambour («Краб-барабанщик»)
  • 1981 — Là-haut (экранизирован как «Король выше облаков»)
  • 2003 — L’Aile du papillon

Примечания

  1. . The Daily Telegraph . Дата обращения: 30 мая 2016. 16 июня 2019 года.
  2. , с. 22.
  3. , с. 22-23.
  4. , с. 23-24.
  5. Bergan, R. . The Guardian (15 марта 2012). Дата обращения: 31 мая 2016. 29 мая 2018 года.
  6. , с. 28.
  7. , с. 27-28.

Литература

  • Трофименков, М. С. Кинотеатр военных действий. — СПб. : Мастерская «Сеанс», 2013. — 656 с. — ISBN 978-5-905669-12-5 .

Ссылки

Источник —

Same as Шёндёрффер, Пьер