Interested Article - Тёмные века Камбоджи

Перейти к шаблону «История Камбоджи» История Камбоджи
Колониальная Камбоджа
Новейшая история

Тёмные века́ Камбо́джи , также упоминается как Сре́дний пери́од историографический термин , характеризующий период камбоджийской истории с начала XV века до установления французского протектората в 1863 году . Поскольку надежные источники, охватывающие этот период (в частности XV—XVI века), встречаются крайне редко, в научном сообществе нет консенсуса, касательно причин упадка некогда могущественной Кхмерской империи . Тем не менее, большинство современных историков пришли к выводу, что ряд четких и постепенных изменений религиозного, династического, административного и военного характера, а также экологических проблем совпали со сменой власти в Индокитае . В последние годы в качестве основной причины упадка ученые все больше выделяют именно экологические проблемы, в частности стихийные бедствия ( наводнения , засухи и т. д.) .

Храмовая эпиграфика , являвшаяся основным источником информации по кхмерской истории, становится редкостью в течение XIII века, а в третьем десятилетии XIV века и вовсе прекратилась вплоть до середины XVI века. Запись en прекращается королем Джаяварманом IX (известным также как Джаяварман Парамешвара), правившим с 1327 по 1336 год. После смерти Джаявармана VII камбоджийская храмовая архитектура стала приходить в упадок. По мнению историка en , существуют лишь зарубежные источники по камбоджийской истории XV века, в частности китайские хроники « Мин шилу » и наиболее ранние королевские хроники Аютии , которым следует доверять с большой осторожностью . Об этом писал китайский ученый XVI века по имени Ван Шичжэнь :

Официальные источники безудержны и искусны в сокрытии правды; но записанные ими летописи и уставы и переписанные ими документы нельзя отвергать .

Ключевым событием камбоджийской истории XV века стало сиамское вторжение, в ходе которого около 1431 года была захвачена и разграблена столица Кхмерской империи — город Ясодхарапура ( Ангкортхом ). По мнению историков с этого момента началось смещение политического центра Камбоджи на юг к речному порту Чарктомок ( Пномпень ), а затем — в Ловек .

Зарубежные источники XVI века встречаются гораздо чаще. Так известно, что камбоджийское государство располагалось в дельте Меконга , где произошел первый контакт с европейскими мореплавателями . Войны с Сиамом привели к утрате западных территорий, а в 1594 году пала столица Камбоджи — город Ловек . В свою очередь Вьетнам в ходе « en » к XVII веку взял под свой контроль древний камбоджийский город Прей-Нокор ( Сайгон ), из-за чего Камбоджа стала постепенно терять выходы к морским торговым путям .

Влияние Сиама и Вьетнама усилилось в XVII—XVIII веках, когда обе державы поочерёдно требовали подчинения и дани от камбоджийского монарха , роль которого в этот период упала до состояния вассала . К началу XIX века Камбоджа оказалась под совместным сюзеренитетом обеих стран, утратив свою независимость. Британский агент Джон Кроуфурд писал:

…король этого древнего королевства готов броситься под защиту любой европейской нации…

Чтобы спасти страну от аннексии камбоджийский король Анг Дуонг согласился на предложение Франции о протекторате, которое вступило в силу после подписания королем Нородомом и вступило в силу 11 августа 1863 года .

Столицы

Причины и предпосылки

Военные неудачи

Сферы влияния в материковой части Юго-Восточной Азии около 1540 года.

Ряд источников, в частности королевские хроники Камбоджи и Аютии , содержат записи о военных походах и набегах с указанием конкретных дат и имен полководцев. Согласно сиамским королевским хроникам Пораманучит Чинората столкновения произошли в 1350 году, около 1380 года, а также в 1418 и 1431 годах . Однако некоторые видные исследователи, такие как Дэвид П. Чэндлер и Майкл Викери сомневаются в их точности и достоверности (другие же авторы не разделяют их скепсис ):

Майкл Викери утверждал, что камбоджийские хроники, в том числе и те, что описывают события ранее 1550 года, невозможно проверить, и их часто копировали из тайских хроник о Таиланде…

Лингвист Жан-Мишель Филиппи заключает:

Хронология камбоджийской истории в большей степени хроноидеология с ключевой ролью, приписываемой Ангкору .

Земля или народ?

Сиамские источники описывают обычай захватывать в плен значительную часть городского населения побежденных царств Ланнатая и Ангкора, что по мнению историков также могло ускорить культурный упадок.

Династические и религиозные факторы

Полный переход от раннего царства к твердому установлению династии Махидхарапура, основателем которой был Джаяварман VI , занял несколько десятилетий. Некоторые историки полагают, что ее представители не смогли установить централизованную власть и имели ограниченный доступ к местным ресурсам. Новая династия прекратила «ритуальную политику» и генеалогические традиции. В конечном итоге был разрешен буддизм Махаяны , на камбоджийском престоле появилось несколько буддистов, в том числе Сурьяварман I , Раджендраварман II и Джаяварман VII . Эти монархи более не считались и не считали себя божествами, что привело к изменению восприятия королевской власти и потере престижа правящей династии по отношению к иностранным правителям. Индраварман III (ок. 1295—1308) принял буддизм Тхеравады в качестве государственной религии .

Мириам Т. Старк утверждает, что конкуренция и борьба за королевский престол, узурпаторы и правители «второго сорта» характеризуют царство начиная с IX века. В настоящее время ведутся дискуссии о развитии камбоджийского общества по мере роста королевства и присоединения новых земель .

Авторы высказывают различные теории о взаимоотношениях между правителями Юго-Восточной Азии и их подданными, характером и степенью идентичности, концепцией Мандалы и последствиями смены государственной религии. Бен Кирнан отмечает тенденцию отождествления с универсальной религией взамен концепции народа или нации.

Экологические проблемы

Эра Чарктомока

После ухода из Ангкора небольшая группа жителей с помощью сиамцев основали новую столицу примерно в двухстах километрах к юго-востоку, в перекрестие Меконга и реки Тонлесап , где стоит современный Пномпень. Оттуда велась речная торговля кхмерского государства, верхнего Сиама и лаосских королевств , имеющих доступ через дельту Меконга к международным торговым путям, которые связывали побережье Китая, Южно-Китайское море и Индийский океан . В отличие от своего предшественника, это общество было более открытым для внешнего мира и полагалось главным образом на торговлю как на источник богатства. Начало морской торговли с Китаем в эпоху династии Мин (1368—1644) предоставило выгодные условия членам камбоджийской элиты, которая имела королевские торговые монополии .

Историки сходятся во мнении, что после разорения Ангкора его храмы оставались такими же значимыми для нации, как и прежде.

Дэвид П. Чэндлер :

Надпись 1747 года является самой последней на Ангкор-Вате и раскрывает важность храма для камбоджийской религиозной жизни всего за столетие до того, как он был «открыт» французами .

Эра Ловека

Король Анг Тян I (1516—1566) перенес столицу из Пномпеня на север в Ловек, что на берегах реки Тонлесап.

Первые контакты с Западом

В 1511 году посланцы португальского адмирала Афонсу ди Албукерки , завоевателя Малакки , прибыли в Индокитай, что является первым документально подтвержденным контактом камбоджийцев с европейскими моряками . К концу XVI — началу XVII веков в Ловеке находились сообщества китайских , индонезийских , малайских , японских , арабских , испанских , английских , голландских и португальских торговцев .

Деятельность христианских миссионеров началась в 1555 году, когда в Камбоджу из Португалии прибыл доминиканец en . Эта попытка не увенчалась успехом — Гаспар да Крус крайне враждебно встречен буддийскими монахами и брахманами, из-за чего он вынужден был покинуть страну и вернуться в свою миссию в Малакке . После этого нет данных о появлении в Камбодже новых миссионеров до 1583 или 1584 года, однако в некоторых текстах есть упоминание того, что незадолго до своей смерти Баром Рачеа пригласил португальских миссионеров поселиться в стране; об этом имеется сообщение отца Габриэля де Сан Антонио, но даты, которые он приводит, вызывают сомнения .

Воспользовавшись смутой, дальний родственник свергнутого монарха Реаме Чунг Прей объявил себя королем и обосновался в Срейсантхоре, где правил под именем Про Рама I.

Конец испано-португальского влияния

В 1596 году испанские и португальские конкистадоры из Манилы совершили набег на Срейсантхор .

Период испанского влияния в Камбодже закончился — это влияние продолжалось еще несколько лет до тех нор, пока испанцы и португальцы не были вытеснены из всех стран Дальнего Востока новой колониальной империей — Голландией .

Эра Удонга

Государства Юго-Восточной Азии в середине XVIII века.
Удонг в наши дни

К концу XV века вьетнамцы завоевали последние оставшиеся территории некогда могущественного королевства Тямпа . Последние выжившие тямы в 1471 году основали свою диаспору, многие из них переселились на территорию Камбоджи .

В 1642 году камбоджийский принц Понхея Тян при пособничестве мусульманских купцов из Малакки организовал убийство короля Анг Нона I . С их же помощью взошел на камбоджийский престол, принял ислам, женился на малайке и правила под именем Султан Ибрагим. Его правление отмечено историческим апогеем исламского влияния в континентальной части Юго-Восточной Азии.

Сиам, который в XVIII веке мог бы стать союзником против вьетнамских вторжений, сам оказался вовлечен в затяжные конфликты с Бирмой, а в 1767 году сиамская столица Аютая была полностью разрушена. Тем не менее, Сиам оправился и вскоре утвердил свое господство над Камбоджей. Молодой кхмерский король Анг Энг (1779—1796) был назначен в качестве монарха в Удонге, в то время как Сиам аннексировал камбоджийские провинции Баттамбанг и Сиемреап . Местные правители стали вассалами под прямым покровительством Сиама .

Вьетнам и Сиам имели принципиально разные взгляды на отношения с Камбоджей. Вьетнамцы выбрали цивилизационную миссию, так как считали кхмерский народ культурно неполноценным, а его земли — местом для будущей колонизации поселенцами из Вьетнама . Попытки заставить камбоджийцев принять вьетнамские обычаи вызвали ряд восстаний против вьетнамского господства. Наиболее заметные имели место в 1840—1841 годах, прокатившись по большей части страны.

Сиамцы же напротив разделяли с кхмерами общую религию, мифологию, литературу и культуру, переняв у них ряд обычаев и практик . Представители правящей династии Чакри исповедовали « чакравартин » — учение об идеальном правителе, этично и доброжелательно управляющего своими подданными.

Последствия

Европейский колониализм и англо-французское соперничество

Примечания

  1. . School of Advanced Study at the University of London (28 февраля 2009). Дата обращения: 14 июня 2015. Архивировано из 15 июня 2015 года.
  2. The Guardian (14 января 2015). Дата обращения: 27 июня 2015. 25 февраля 2020 года.
  3. . Michael Vickery’s Publications (1 июня 2004). Дата обращения: 8 июня 2015. 19 ноября 2019 года.
  4. . The San Diego Union-Tribune (13 июня 2004). Дата обращения: 19 июня 2015. Архивировано из 24 декабря 2013 года.
  5. [archaeology.about.com/od/medieval/qt/Collapse-Of-Angkor.htm What Caused the End of the Khmer Empire By K. Kris Hirst] . About com. Дата обращения: 11 июня 2015. 1 января 2017 года.
  6. . Encyclopædia Britannica, Inc.. Дата обращения: 11 июня 2015. 20 ноября 2014 года.
  7. Studies Of Asia. Дата обращения: 11 июня 2015. Архивировано из 20 июня 2020 года.
  8. . KHMER GEO. Дата обращения: 11 июня 2015. Архивировано из 14 июня 2015 года.
  9. . Phys org (3 января 2012). Дата обращения: 11 июня 2015. 15 июня 2015 года.
  10. Studies of Asia. Дата обращения: 19 июня 2015. Архивировано из 20 июня 2020 года.
  11. . National Academy of Sciences. Дата обращения: 19 июня 2015. 29 мая 2015 года.
  12. . Michael Vickery. Дата обращения: 11 июня 2015. 14 февраля 2015 года.
  13. . Southeast Asia in the Ming Shi-lu. Дата обращения: 12 июня 2015. Архивировано из 22 июня 2015 года.
  14. . National University of Singapore. Дата обращения: 11 июня 2015. Архивировано из 1 июля 2015 года.
  15. . The Siam Society. Дата обращения: 12 июня 2015. 4 августа 2019 года.
  16. . GlobalSecurity. Дата обращения: 12 июня 2015. 21 июля 2019 года.
  17. . Google Books. Дата обращения: 12 июня 2015.
  18. The Siam Society. Дата обращения: 1 июля 2015. 5 августа 2019 года.
  19. . Google Books. Дата обращения: 14 июня 2015.
  20. . University of Oxford. Дата обращения: 12 июня 2015. 23 апреля 2018 года.
  21. . Google Books. Дата обращения: 12 июня 2015.
  22. . Google Books . Дата обращения: 7 июня 2015.
  23. . Siamese Heritage . Дата обращения: 7 мая 2015. 5 августа 2019 года.
  24. . Siam Society. Дата обращения: 20 июня 2015. 5 декабря 2019 года.
  25. The Siam Society. Дата обращения: 12 июня 2015. 4 августа 2019 года.
  26. . History of Ayutthaya. Дата обращения: 20 июня 2015. 21 июня 2015 года.
  27. . Google Books. Дата обращения: 19 мая 2015. 11 июня 2016 года.
  28. . googleusercontent.com . Дата обращения: 12 марта 2015. 20 июня 2020 года.
  29. . Sophia Asia Center. Дата обращения: 1 июля 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  30. Presses Universitaires de Provence. Дата обращения: 3 июля 2015. 4 июля 2015 года.
  31. . Khmer heritage (31 мая 2015). Дата обращения: 20 июня 2015. 25 февраля 2020 года.
  32. . Phnom Penh Post (14 июня 2013). Дата обращения: 20 июня 2015. 25 февраля 2020 года.
  33. . Google Books. Дата обращения: 18 июня 2015. 24 июня 2016 года.
  34. . Australian Government Department of Education. Дата обращения: 20 июня 2015. 13 апреля 2015 года.
  35. . University of Hawaii. Дата обращения: 29 июня 2015. Архивировано из 23 сентября 2015 года.
  36. THE JAPAN TIMES LTD (23 сентября 2007). Дата обращения: 27 июня 2015. 29 июня 2015 года.
  37. Canby Publications Co. Дата обращения: 26 июня 2015. 26 июня 2015 года.
  38. . The Siam Society. Дата обращения: 29 июня 2015. 3 августа 2019 года.
  39. . Institute of Historical Research (IHR). Дата обращения: 26 июня 2015. 17 октября 2018 года.
  40. Oxford Centre for Maritime Archaeology University of Oxford. Дата обращения: 26 июня 2015. 23 апреля 2018 года.
  41. , p. 12.
  42. .
  43. Yale University. Дата обращения: 26 июня 2015. 18 декабря 2015 года.
  44. . Google Books. Дата обращения: 27 июня 2015. 29 мая 2016 года.
  45. . IOC-Champa. Дата обращения: 26 июня 2015. Архивировано из 26 июня 2015 года.
  46. . Google Books. Дата обращения: 26 июня 2015. 7 мая 2016 года.
  47. . University of Wollongong. Дата обращения: 27 июня 2015. 29 июня 2015 года.
  48. . Google Books. Дата обращения: 21 ноября 2015.
  49. . Khmers Kampuchea-Krom Federation. Дата обращения: 26 июня 2015. Архивировано из 26 июня 2015 года.
  50. Internet Archive. Дата обращения: 27 июня 2015.

Литература

  • Chakrabartty, H. R. (англ.) . — Patriot Publishers, 1988. — ISBN 8170500486 .
  • Cormack, Don. (англ.) . — reprint. — (англ.) , 2001. — ISBN 0825460026 .
  • Corfield, Justin J. . — ABC-CLIO, 2009. — 165 p. — (The Greenwood Histories of the Modern Nations). — ISBN 978-0-313-35723-7 .
  • Fielding, Leslie. (англ.) . — illustrated. — I.B.Tauris , 2008. — ISBN 1845114930 .
  • Kiernan, Ben. (англ.) . — Melbourne Univ. Publishing , 2008. — ISBN 052285477X .
  • Kiernan, Ben. (англ.) . — illustrated. — Yale University Press , 2002. — ISBN 0300096496 .
  • Osborne, Milton. (англ.) . — Oxford University Press , 2008. — ISBN 0199711739 .
  • Reid, Anthony. (англ.) . — Silkworm Books, 1999. — ISBN 9747551063 .

На русском языке

Ссылки

Источник —

Same as Тёмные века Камбоджи