Красич, Милош
- 1 year ago
- 0
- 0
Милош Якеш ( чеш. Miloš Jakeš ; 12 августа 1922 , — 10 июля 2020 или 9 июля 2020 , Прага , Чехия ) — чехословацкий коммунистический политик и государственный деятель, генеральный секретарь ЦК Компартии Чехословакии (КПЧ) в 1987 — 1989 . Занимал в руководстве КПЧ консервативные позиции, был противником Пражской весны . Отстранён от власти в ходе Бархатной революции .
Родился в бедной семье чешских крестьян. При рождении получил имя Милоуш , однако с детства предпочитал произношение и написание Милош , всегда был известен под этим именем.
С 15-летнего возраста Милош Якеш работал слесарем в Злине на обувном предприятии Baťa . В 1944 без отрыва от производства с отличием окончил Высшую промышленную школу. Приобрёл специальность электротехника, затем работал монтажником, а позднее конструктором на предприятии «Свит» в Готвальдове .
В мае 1945 вступил в Коммунистическую партию Чехословакии (КПЧ) . Сделал быструю партийную карьеру. В 1947 — 1952 занимал различные административные посты, был первым секретарём райкома и обкома Чехословацкого союза молодёжи, членом Президиума ЦК ЧСМ. В 1950 избран председателем Единого национального комитета в Готвальдове. В 1952 переведён в Прагу на должность секретаря ЦК ЧСМ. Курировал вопросы идеологии, культуры и международных отношений.
С 1955 по 1958 находился на учёбе в СССР Учился вместе с А. Дубчеком ). Прошёл курс Высшей партшколы при ЦК КПСС . Впоследствии М. Якеш вспоминал о впечатлении, которое произвёл на него доклад Н. Хрущёва О культе личности и его последствиях на XX съезде КПСС . Называл интересным период Хрущёвской оттепели . В то же время М. Якеш никогда не проявлял склонность к реформаторским идеям в марксизме , придерживался консервативных ортодоксальных позиций.
Вернувшись в Чехословакию в 1958 , занял пост заведующего сектором ЦК КПЧ. В 1961 назначен руководителем Центрального управления по делам национальных комитетов. C 1963 был первым заместителем председателя Центрального управления по развитию местного хозяйства. Центрального управления по развитию местного хозяйства. В 1966 — 1968 — заместитель министра внутренних дел по гражданско-административным вопросам ЧССР .
С марта 1968 года председатель Центральной контрольно-ревизионной комиссии КПЧ (членом которой был с 1966 года). В период Пражской весны 1968 высказывался в поддержку некоторых преобразований — например, расширения самостоятельности госпредприятий, повышение роли словацкого партгосаппарата. Однако был категорически против политической либерализации, отстаивал монополию власти КПЧ и «социалистический путь развития».
В августе 1968 года поддержал ввод в Чехословакию войск Варшавского договора . Он находился в СССР в составе делегации чехословацкого руководства, полностью одобрил подписание « », означавшего полный отказ от курса Пражской весны. Но в то же время он лично непосредственно не обращался с просьбой о вводе иностранных войск, не подписывал т. н. Пригласительное письмо в ЦК КПСС .
В период « нормализации » 1970-х продолжал возглавлять контрольно-надзорную комиссию ЦК КПЧ. Под его руководством рассматривались личные дела и производились исключения из партии сторонников Пражской весны .
С 1971 депутат Народной палаты, с 1981 — член Президиума Федерального собрания ЧССР .
С 1977 — член ЦК КПЧ, кандидат в члены Президиума, секретарь ЦК по сельскому хозяйству и пищевой промышленности. С 1981 — член Президиума ЦК, секретарь ЦК КПЧ по экономике, председатель Народнохозяйстивенной комиссии ЦК. Если в идеологии он отличался консервативным подходом, то в экономических вопросах готов был на определённые преобразования, снижение административного регулирования, заимствование западного опыта. Так, в период его секретарства прекратилось укрупнение сельскохозяйственных кооперативов, стало шире применяться финансовое стимулирование производителей. Якеш выступал за «активное использование товарно-денежных механизмов в социалистическом хозяйстве». Однако его планы по большей части оставались на уровне проектов. Любые реформы рыночного характера рассматривались руководителями КПЧ как политически опасные .
Перестройка в СССР вынудила руководство КПЧ предпринять шаги, имитирующие преобразования. Было произведено персональное разделение высшей партийной и государственной власти. Пост президента ЧССР сохранил Густав Гусак . Генеральным секретарём ЦК КПЧ стал Милош Якеш . Это назначение считалось удачным, поскольку по экономическим вопросам Якеш позиционировался в перестроечном ключе и осваивал соответствующую риторику.
В то же время Якеш подчёркивал незыблемость политической системы, категорический отказ от пересмотра официальной оценки событий 1968 года. На фоне процессов в СССР и других странах Восточной Европы , активизации диссидентских групп и массового недовольства в самой Чехословакии такой курс выглядел обречённым .
Важным событием политической биографии Милоша Якеша стало выступление на партийном совещании в пльзеньском Червены Градеке 17 июля 1989 . Совещание проводилось как закрытое, но — непредвиденно для организаторов — представитель чехословацкого ТВ сохранил и опубликовал видеозапись . Её распространению активно способствовал Александр Вондра .
В порыве откровенности генеральный секретарь фактически признал изоляцию КПЧ в чехословацком обществе. Положение коммунистов он охарактеризовал jako kůl v plotě — как колья в заборе , подчёркивая политическое одиночество и необходимость сплочения. Это выражение быстро превратилось в презрительный мем . Тогда же Якеш пожаловался, что артисты эстрады зарабатывают больше, чем кадровые партийцы, в том числе он сам. Эта часть речи принесла Якешу анекдотическую известность. На таком фоне призывы к «оживлённой перестройке», «усилению авангардной роли партии», «отпору антисоциалистическим силам» (Якеш особо назвал Вацлава Гавела ) не могли восприниматься всерьёз.
17 ноября 1989 студенческая демонстрация в Праге положило начало Бархатной революции . М. Якеш в это время отдыхал на партийном курорте Orlík-Vystrkov . Большого значения событиям он поначалу не придавал. Только 19 ноября он счёл нужным обсудить ситуацию с секретарём Пражского комитета КПЧ Мирославом Штепаном . 20 ноября генеральный секретарь опубликовал статью в Руде право — о «группах людей, которые дестабилизируют политическую ситуацию и ищут поддержки у западных СМИ». Неадекватность своей реакции на более чем серьёзную ситуацию Якеш впоследствии объяснял тем, что его сознательно вводил в заблуждение начальник Службы госбезопасности (StB) Алоиз Лоренц .
Аналитики предполагали, что протестные выступления пыталась использовать в своих интересах группа функционеров КПЧ и СГБ во главе с Любомиром Штроугалом . В этом контексте отстранение Якеша с поста генерального секретаря являлось одним из первых шагов.
21 ноября выступил по телевидению и заявил о согласии на диалог «только с теми, кто признаёт социализм». Он категорически отказался от контактов с Вацлавом Гавелом. Лозунг «Долой Якеша!» занял важное место в требованиях демонстрантов . М. Якеш настроился на подавление протестов. Как генеральный секретарь ЦК КПЧ он был главнокомандующим партийными вооружёнными формированиями — « Народной милицией ». В ночь на 22 ноября эти отряды заняли позиции в Праге. Однако большая часть партийного руководства внезапно выступила против силовых действий . Начальник генерального штаба чехословацкой армии Мирослав Вацек предупредил, что не допустит насилия над демонстрантами. Единолично отдать такой приказ Якеш не решился.
23 ноября провёл встречу с несколькими шахтёрами. Горняки высказались против всеобщей забастовки, которая могла привести к экономическому хаосу. В то же время они назвали оправданными требования студентов и отметили, что мнение рабочих ни власти, ни интеллигенция не считают нужным узнавать. Якеш самоуверенно интерпретировал эти высказывания как поддержку своей позиции и пообещал «всё решить на завтрашнем заседании»
Заседание ЦК КПЧ 24 ноября 1989 действительно состоялось. На нём было принято решение об отстранении М. Якеша с поста генерального секретаря. Его преемники Карел Урбанек и Василь Могорита объявили, что отныне КПЧ следует курсом Пражской весны . 7 декабря М. Якеш и его ближайший политический единомышленник Мирослав Штепан были исключены из КПЧ .
В послереволюционной ЧСФР и независимой Чехии дистанцировался от активной политики. Однако он часто посещал коммунистические публичные мероприятия, особенно первомайские, выступал с заявлениями, давал интервью. Особо Якеш был замечен на похоронах Мирослава Штепана и Василя Биляка .
Остался при прежних взглядах: исповедовал марксизм-ленинизм , резко осуждал Горбачёва и Гавела. Высказывал симпатии к Владимиру Путину и внешней политике РФ , рассматривал усиление российских позиций в Европе как противовес американскому влиянию . События 1989 года расценивал как заговор карьеристов из номенклатуры КПЧ и СГБ , организованный с санкции из Москвы. При этом отказывал диссидентам в какой-либо существенной роли, поскольку считал, будто «всё сделали такие, как Штроугал , Адамец и Лоренц » .
В 1996 издал мемуары Dva roky generálním tajemníkem — Два года в генеральных секретарях . Автор излагал основы своего мировоззрения, оправдывал политику КПЧ (сравнивал её с гуситством ) и собственную деятельность.
С 1943 был женат на Кветене Якешовой (скончалась в 2013 ), имел двух сыновей. Внук в 2013 году умер в США .
В 2002 80-летний М. Якеш и 79-летний Йозеф Ленарт были привлечены к судебной ответственности за государственную измену . Они обвинялись в намерении сформировать в августе 1968 года «рабоче-крестьянское правительство» и призвать советские войска на территорию Чехословакии (лидером этой группы был Василь Биляк ). Однако оба были оправданы — суд не нашёл в их действиях нарушения тогдашних законов ЧССР, а с непосредственной просьбой о вводе войск они не обращались . Сами Якеш и Леннарт характеризовали обвинения как «месть за социализм», сравнивали судебные заседания с политическими процессами времён Клемента Готвальда , а себя — с жертвами репрессий.
В 2019 Бюро по документации и расследованию преступлений коммунизма возбудило уголовное дело в отношении М. Якеша, Л. Штроугала и В. Вайнара . Бывшему генсеку КПЧ, бывшему премьеру ЧССР и бывшему министру внутренних дел ЧССР вменялись убийства, совершённые на границе Чехословакии в 1976 — 1989 . Согласно обвинению, они имели возможность предотвратить применение огнестрельного оружия и служебных собак против чехов и словаков, пытавшихся бежать из ЧССР в Австрию и ФРГ — однако сознательно допускали огонь на поражение и иные методы, повлекшие гибель девяти человек .
В середине июля 2020 года стало известно, что он скончался не то 9, не то 10 числа, на 97 году жизни. И был без размаха похоронен .