Регистровое окно
- 1 year ago
- 0
- 0
«Окно́ в Пари́ж» ( фр. Salades russes ) — двухсерийный комедийный фильм- фантасмагория режиссёра Юрия Мамина . .
Съёмки фильма проходили в Санкт-Петербурге, Москве и Париже. Премьера состоялась 13 февраля 1994 года на Берлинском фестивале, в прокат фильм вышел в России в марте того же года. «Окно в Париж» считается самой известной и удачной режиссёрской работой Мамина.
Россия, 1992 год. Преподаватель музыки Николай Чижов поселяется в петербургской коммуналке , где живёт рабочий с фабрики музыкальных инструментов Горохов с семьёй. Предыдущая хозяйка комнаты бесследно исчезла, и фильм начинается с того, что взламывают дверь в опустевшую комнату. Во время вечеринки по случаю новоселья Чижов и его гости обнаруживают в комнате таинственно пропавшей старухи-соседки заставленное шкафом окно. Окно ведёт на крышу, с которой исследователи спускаются на улицу, будучи в полной уверенности, что это улица родного Петербурга, заходят в бар, приняв его за валютный, где выменивают себе пиво за юбилейные монеты . Гости уезжают на такси , а Горохов и Чижов возвращаются домой. Как выясняется на следующий день, это непростое окно: раз в несколько десятков лет оно открывается в Париж на небольшое время (в фильме есть даты по ст. ст. : 12.05.1912 — 27.06.1912; 17.03.1932 — 23.03.1932; 1.07.1962 — 3.07.1962; 8.05.1992 — 10.06.1992; 5.09.2012 — 18.09.2012; 10.01.2022 — 13.02.2022). Об этом рассказала остальным жильцам «на допросе с пристрастием» (Горохов угрожал кастрацией кота) застигнутая врасплох старуха, вернувшаяся в свою комнату за пропавшим котом.
Понимая, что время пребывания в Париже очень ограничено, Горохов с семьёй начинают вести коммерческую деятельность с целью заработать побольше валюты (торговля сувенирами, игра на шарманке и простое воровство, вплоть до протаскивания через «окно» машины Citroën 2CV ); в процессе они сталкиваются с французскими уличными шарманщиками, но ухитряются заманить их в Петербург, где те попадают в милицию. Уехавшие в такси собутыльники обитателей коммуналки потерялись, но один из них, бывший партийный функционер, догадывается обратиться к Французской коммунистической партии под видом делегации из России, и французские коммунисты оплачивают многодневный счёт за такси — 8500 франков .
Из-за того, что грузчики бесцеремонно разгрузили купленные лицеем компьютеры у него в классе прямо во время урока, Николай устроил скандал. На педсовете директор и завуч убеждают его во вторичности музыкального и эстетического образования для учеников. Николай с этим не соглашается, отказывается мириться, и его увольняют. Но ученики устраивают забастовку с требованием вернуть уроки любимого учителя. Руководство лицея просит Чижова вернуться и повлиять на детей. Николай, убеждая детей прекратить забастовку, обещает им экскурсию туда, где они не ни разу не были и вряд ли когда-нибудь будут. Затем Николай через своего давнего знакомого, живущего в Париже, пытается найти себе работу. Его принимают пианистом, но оказывается, что играть произведения Моцарта предстоит в нудистском клубе, причём без штанов. Николай отказывается и, разочарованный, возвращается в Петербург.
Параллельно развивается любовная история взаимоотношений главного героя фильма и парижанки, чья квартира имеет выход на ту же крышу, что и «окно». Горохов, желая избавиться от бурных протестов Николь из-за хамского вторжения в её жизнь, заманивает француженку через окно в петербургскую коммуналку и оставляет в подъезде. В легком халате она выходит из дома с намерением обратиться в полицию, но оказывается в Петербурге. Николь теряется на улицах Петербурга, где столкнувшись с российской действительностью 1990-х годов, едва не сходит с ума. К вечеру она оказывается у гостиницы « Санкт-Петербург », где замечает французских туристов. Она бежит к ним, но её оттесняют охранники. Подоспевшие милиционеры пытаются задержать Николь, но ей удаётся убежать. Спрятавшись в одном из дворов, она узнаёт дом, из которого вышла и возвращается в коммуналку. Но Горохов её не впускает и вызывает милицию. По прямому доносу Горохова Николь попадает в камеру предварительного заключения . Вернувшийся Чижов узнаёт от Горохова о задержании Николь, находит её в отделении милиции и убеждает милиционеров выпустить француженку, представив её как певицу Эдит Пиаф . Начальник отделения даже выделяет милицейский УАЗ-469 с водителем, чтобы отвезти иностранку в гостиницу. В пути обман раскрывается и Чижов с Николь угоняют автомобиль, затем пересаживаются на трамвай и возвращаются в коммуналку. Обитатели коммуналки встречают их радостно, Николь возвращается в свою парижскую квартиру.
К Николаю домой приходят его ученики и напоминают про экскурсию. Он решает показать детям Париж. Ребятам город очень понравился, они пытаются зарабатывать уличными танцами перед базиликой Сакре-Кёри . Узнав о том, что окно скоро закрывается, дети не хотят возвращаться, но Николаю удается их переубедить. Когда же приходит время возвращаться, герои на несколько минут опаздывают к закрытию окна.
В стремлении вернуться герои едут в парижский аэропорт Шарль-де-Голль , где им удаётся угнать самолёт и вылететь в Петербург.
Через несколько месяцев после закрытия окна Чижов видит на улице Петербурга старухиного кота и выслеживает его до трещины в стене. Немедленно появляется Горохов и начинает разламывать стену отбойным молотком, надеясь расчистить ещё одно окно в Париж.
В фильме звучат преимущественно вариации на тему классической музыки.
В фильме звучит Баллада № 1 Фредерика Шопена .
Когда Чижов, пытаясь вызволить Николь из милицейского изолятора, обращается к ней на французском, он произносит первые строки из песни Ива Монтана «Большие бульвары» ( фр. Les grands boulevards , стихи Jacques Plante, музыка Норбер Гланцберг ).
J'aime flâner sur les Grands boulevards
Y'a tant de choses, tant de choses
Tant de choses à voir
По заявлению Ю. Мамина, сделанному в 2014 году, предполагалось продолжение фильма, но из-за отказа в получении государственного финансирования режиссёру пришлось собирать средства на съёмки путём краудфандинга .