Interested Article - Владимир (Романюк)

Влади́мир ( укр. Володимир , в миру Васи́лий Емелья́нович Романю́к , укр. Василь Омелянович Романюк ; 9 декабря 1925 , село Химчин , Косовский повят, Станиславовское воеводство , Польская Республика 14 июля 1995 , Киев , Украина ) — украинский религиозный деятель, епископ Украинской православной церкви Киевского патриархата , в 1993—1995 годах её предстоятель с титулом Патриарх Киевский и всея Руси-Украины .

Биография

Родился в греко-католической семье в селе Химчин Косовского повета (теперь Ивано-Франковской области ).

Впервые осуждён в 19 лет — за принадлежность к Организации украинских националистов (ОУН) . В сентябре 1944 года приговорён Военным трибуналом НКВД Станиславской (ныне Ивано-Франковской) области к 20 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях . Срок снизили до 10 лет. Наказание отбывал в Кустоливской сельскохозяйственной колонии № 17 Полтавской области .

В 1946 году в лагере осуждён за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Наказание отбывал в Магаданской области .

В юрисдикции Русской православной церкви и второй арест

После выхода на свободу женился. В 1959 году окончил Высшие богословские курсы в Ивано-Франковске . Учился в Московской духовной семинарии .

С 1964 до 1972 года — священник в приходах Ивано-Франковской и Коломыйской епархии Русской православной церкви .

Выступил в защиту арестованного историка Валентина Мороза (1 июня 1970 года), вследствие чего была распущена церковная община села Космач Косовского района , и Романюку запретили проводить службы.

В январе 1972 года арестован, в июле осуждён по ст. 62 ч. 2 Уголовного кодекса УССР (« антисоветская агитация и пропаганда ») на семь лет лагерей особо строгого режима и три года ссылки ; признан особо опасным рецидивистом . Наказание отбывал в лагере ЖХ-389/1-8 (село Сосновка в Мордовии ). Участвовал в голодовках в дни политзаключённых и прав человека, в дни начала репрессий на Украине и других акциях протеста.

1 июля 1976 года отказался от советского гражданства.

Украинская автокефальная православная церковь

В 1976 во время пребывания в ссылке задекларировал свою принадлежность к Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

За некий недостойный поступок, совершённый им в лагере, основная масса диссидентов отвернулась от Романюка. Инициатором травли Романюка в заключении являлся униатский экстремист .

С ноября 1979 года — член .

В 1984 году епископ Украинской православной церкви в Америке Андрей (Кущак) якобы по благословению патриарха Константинопольского Димитрия наградил Романюка высшим священническим отличием — митрой .

В 1987—1990 годах Романюк жил в Канаде и пребывал священником в юрисдикции неканонической Украинской православной церкви в Канаде , возглавляемой Василием Федаком . В 1987 году выступал с лекциями перед христианскими украинскими и англоязычными общинами Канады , США и Англии .

После возвращения на Украину 28 апреля 1990 года был пострижен в монашество с именем Владимир и возведён в сан архимандрита , а на следующий день рукоположён в сан епископа с титулом епископа Ужгородского и Виноградовского.

Выступал за создание независимой Украинской православной церкви с центром в Киеве , возвышенной до статуса патриархата .

С 1991 года возглавлял миссионерский отдел Патриархии УАПЦ, исполнял обязанности викария Киевской епархии с титулом архиепископа Белоцерковского.

17 октября 1992 года указом Мстислава (Скрипника) Антоний (Масендич) и Владимир (Романюк) за «самовольное вхождение в общие деяния с бывшим митрополитом Филаретом » и принятие от него «архиерейского переосвящения» отлучены от УАПЦ .

Деятельность в Украинской православной церкви (Киевского патриархата)

Стал одним из основателей Киевского патриархата (УПЦ КП) в июне 1992 года .

17 февраля 1993 года назначен архиепископом Львовским и Сокальским .

После смерти Мстислава (Скрипника) возник вопрос о его преемнике. Несмотря на поддержку депутатов и председателя Совета по делам религий Украины Зинченко, Филарет (Денисенко) не смог стать « местоблюстителем ». Антоний (Масендич) тогда заявил Филарету, что это будет чревато выходом из УПЦ КП галицких епархий, которые не хотят иметь Филарета «патриархом», и последний согласился на избрание «местоблюстителем» Владимира (Романюка), что и произошло 14 июня 1993 года .

21 октября 1993 года на «Всеукраинском православном соборе» Владимир избран патриархом вопреки попытками ряда деятелей протащить в «первоиерархи» Филарета (Денисенко). По словам епископа Антония (Масендича), на «соборе» народные избранники вели себя столь же нагло, как и в Верховной раде: встав у двух микрофонов подобно тому, как они делали это в парламенте, Поровский и Червоний требовали избрания Филарета «патриархом». Столь же активно на «соборе» вела себя и грекокатоличка Скорик , также поддержавшая кандидатуру Филарета. Интронизация состоялась 24 октября в киевском Софийском соборе. Филарет остался «Блаженнейшим митрополитом Киевским» и «заместителем патриарха Киевского и всея Руси-Украины» .

Выступал с многочисленными проповедями и статьями на богословскую, политическую и государственную тематику. В своих проповедях подчёркивал «ущербность РПЦ» и «недопустимость её существования на украинских землях».

Конфликт с Филаретом и загадочная смерть

Последние месяцы жизни Владимир (Романюк) провёл в постоянном напряжении. Ему регулярно угрожали неизвестные . Незадолго до смерти Романюк обратился в Управление по борьбе с организованной преступностью с заявлением, в котором просил защиты от своего заместителя Филарета (Денисенко). Там же он указывал на связи Филарета с криминальными кланами Киева и просил помощи в том, чтобы найти церковную кассу УПЦ, присвоенную Филаретом.

Патриарх Владимир (Романюк) в ближайшее время собирался осуществить комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности возглавляемой Филаретом . Он просил руководство ГУ МВДУ в городе Киеве оказать помощь в проведении проверки. Особенно Владимира (Романюка) интересовала судьба присвоенной Филаретом кассы Киевского экзархата , в которой, по состоянию на 1990 год, находилось около 3 млрд рублей. По мнению Владимира (Романюка), эти деньги были переведены в свободно конвертируемую валюту и вложены на депозитные счета в банки за пределами Украины

Докладная руководству МВД начальника II-го отдела УБОП в Киеве майора милиции И. Т. Загребельного 25 июля 1995 г.

Вскоре после этого Романюк скончался при загадочных обстоятельствах 14 июля 1995 года . В этот день, около девятнадцати часов, после некоего телефонного звонка патриарх, переодевшись в мирскую одежду, направился из своей резиденции в Ботанический сад Киевского университета. Здесь, в глубине сада, на одной из скамеек, ему была назначена встреча. На скамейке Романюка ожидали две женщины.

Согласно официальной версии, Романюку стало плохо, женщины, присутствовавшие при встрече, в течение двух часов пытались его реанимировать, возможно, при массаже сердца поломали ему рёбра, а также делали ему прямые уколы в сердце (что отмечено в акте судмедэксперта), однако, когда прибыла скорая, «реаниматоры» исчезли. Это был уже четвёртый инфаркт патриарха Владимира: из девятнадцати месяцев своего патриаршества семь он провёл в больнице.

Сразу после смерти Романюка его сын Тарас и ряд экспертов, в том числе Роман Зварич , высказывали мнение о возможности его насильственной смерти . Однако затем эта тема была постепенно закрыта.

Скандальные похороны

Могила патриарха Владимира (Романюка)

18 июля 1995 года руководство Киевского патриархата приняло решение захоронить Романюка в Софийском соборе — главной православной святыне Киева, где запрещено совершать богослужения. Со стороны правительства погребением занимался вице-премьер-министр Иван Курас , который не предоставил разрешения на захоронение, мотивируя это тем, что собор Святой Софии — историко-архитектурный памятник под охраной ЮНЕСКО и предложил похоронить Романюка на Байковом кладбище . Представители Украинской православной церкви Киевского патриархата сначала согласились на это предложение .

По словам Евгения Марчука , 17 июля Леонид Кучма в присутствии Марчука и одного из руководителей парламента дал команду не допустить похорон патриарха на территории собора Святой Софии, поскольку в то время УПЦ КП «была в немилости у Администрации Президента» .

18 июля, в день похорон, президент Украины Леонид Кучма отбыл в Белоруссию , а премьер-министр Украины Евгений Марчук находился в служебной поездке по Киевской области . В это же время, утром, министр внутренних дел Юрий Кравченко доложил об отсутствии каких-либо обострений и подтвердил договорённость о захоронении на Байковом кладбище.

Траурная процессия начала свой путь от Владимирского собора . Дойдя до Владимирской улице, процессия повернула не в сторону Байкового кладбища, где было запланировано захоронение, а налево — в сторону Софии Киевской. По утверждению Евгения Марчука, решение об изменении направления движения принимали Леонид Кравчук и Николай Поровский . На Владимирской улице стоял милицейский кордон, который отказался пропустить процессию, несмотря на призывы церковных деятелей и народных депутатов. В ответ на попытку прорыва представителями УНА-УНСО , духовником которой был Владимир , бойцы « Беркута » применили резиновые дубинки и слезоточивый газ, что, однако, не помогло.

Прорвав границу и дойдя до храма, процессия остановилась у закрытых ворот, заметив в храме значительное скопление милиции. Около 16 часов 30 минут активисты УНА-УНСО начали рыть могилу прямо на тротуаре, ломая асфальт. В 19 часов 20 минут, когда гроб уже был засыпан землёй, бойцы отрядов специального назначения вышли из ворот храма и начали зачищать площадь . По утверждению УНА-УНСО, такую команду отдал первый заместитель начальника ГУ МВД в Киеве Будников. Около 22 часов оцепление милиции было снято, участники процессии смогли засыпать могилу землёй. Задержанных доставили в Шевченковский районный отдел милиции. Могила сохраняется в этом месте до сих пор.

Прокуратура Киева возбудила уголовное дело, расследование которого завершилось в мае 1996 года. Следствие пришло к выводу об отсутствии в действиях работников «Беркута» и Будникова признаков преступления, уголовное дело было закрыто. В организации этих беспорядков левые политические силы обвиняли Филарета (Денисенко) .

Память

Примечания

  1. от 9 января 2015 на Wayback Machine . Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»
  2. от 4 марта 2016 на Wayback Machine RUpor.info, 14.7.2007.
  3. Дата обращения: 17 мая 2010. 28 октября 2011 года.
  4. Петрушко В. И. от 12 августа 2019 на Wayback Machine
  5. . Релігія в Україні (19 июля 2010). Дата обращения: 24 сентября 2018. 4 июня 2015 года.
  6. Князьська-Ханова, Л. . tochka.net (19 июля 2010). Дата обращения: 24 сентября 2018. 4 июня 2015 года.
  7. Гудзик, К. . День. Дата обращения: 18 ноября 2018. 1 марта 2022 года.
  8. Шовкун, Л. . Украинская правда (18 июля 2002). Дата обращения: 18 ноября 2018. 18 ноября 2018 года.
  9. . Мета (13 июля 2007). Дата обращения: 5 июня 2015. 5 июня 2015 года.
  10. от 12 января 2011 на Wayback Machine . Православие.ru.
  11. . Обозреватель (18 июля 2008). Дата обращения: 4 июня 2015. 4 июня 2015 года.
  12. от 8 сентября 2014 на Wayback Machine . Правда.ru, 14.7.2010.

Литература

  • Касьянов Г. Незгодні: українська інтелігенція в русі опору 1960—1980-х років. — К.: Либідь, 1995. — С. 86, 129, 157, 170. (укр.)
  • Хроника текущих событий (ХТС) — Нью-Йорк: Хроника, 1974. — Вып. 28—31. — С. 19.
  • ХТС. — Нью-Йорк: Хроника, 1976. — Вып. 39. — С. 35, 68; Вып. 42. — С. 57—58.
  • ХТС. — Нью-Йорк: Хроника, 1977. — Вып. 47. — С. 98, 114, 116—118, 146, 154.
  • ХТС. — Нью-Йорк: Хроника, 1978. — Вып. 48. — С. 52, 54, 68, 69, 71, 72, 128, 167; Вып. 49. — С. 31.
  • ХТС. — Нью-Йорк: Хроника, 1979. — Вып. 51. — С. 85, 86, 182; Вып. 52. — С. 31—32, 53.
  • Вести из СССР. — Т. 3. 1985—1986. — Мюнхен: Права человека,1986. — 1/2-3.
  • Вестник репрессий в Украине. Зарубежное представительство Украинской Хельсинкской группы. — Нью-Йорк, 1982. — Вып. 6. — С. 16.
  • Украинская Хельсинкская группа. К 20-летию создания. — К.: СРП, 1996. — С. 21.
  • Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период, 1989—1997. — М. : Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1998. — 254 с. — ISBN 5-7429-0065-1

Ссылки

  • на сайте «Русское православие».
Источник —

Same as Владимир (Романюк)