Мавзолей Ходжа Дониёр
- 1 year ago
- 0
- 0
Неджмие Ходжа ( алб. Nexhmije Hoxha ; 8 февраля 1921, Битола — 26 февраля 2020, Тирана ) — албанская коммунистка, супруга и сподвижница Энвера Ходжи . Занимала видные должности в идеологическом аппарате, состояла в ЦК албанской компартии . После падения коммунистического режима была осуждена за злоупотребление властью, отбыла несколько лет тюремного заключения. Освобождена по амнистии. Продолжала выступать с политическими заявлениями ходжаистского характера.
Родилась на территории Югославского королевства в семье албанцев . Тефик Джуглини, отец Неджмие, работал бухгалтером и, по некоторым данным, был связан с Албанской фашистской партией . В 1928 году семья перебралась в Албанию. Неджмие окончила в Тиране привилегированный Педагогический институт королевы-матери.
В юности прониклась коммунистическими взглядами. Примыкала к коммунистическому подполью, состояла в корчинской коммунистической группе , участвовала в её акциях. В 1941 году Неджмие Джуглини вступила в Компартию Албании (с 1948 — Албанская партия труда, АПТ) . В годы Второй мировой войны служила в отделе пропаганды 1-й дивизии Национально-освободительной армии . Носила партийное прозвище Delikatja — Хрупкая .
1 января 1945 вышла замуж за первого секретаря компартии Энвера Ходжу .
После прихода коммунистов к власти в 1944 году Энвер Ходжа как лидер правящей партии и первый глава правительства стал верховным правителем коммунистической Албании . Неджмие Ходжа стала ведущим идеологом албанской коммунистической партии. С 1952 состояла в ЦК компартии, с 1948 была депутатом Народного собрания . Руководила женскими организациями страны. С 1966 года Неджмие Ходжа являлась директором Института исследований марксизма-ленинизма при ЦК АПТ и Высшей партийной школы имени Ленина. Играла большую роль в формировании идеологии ходжаизма — албанского варианта сталинизма . Полностью поддерживала и обосновывала политику своего мужа .
В апреле 1956 года Неджмие Ходжа сыграла заметную роль в « Обманувшей весне ». Именно она передала министру внутренних дел Кадри Хазбиу информацию министра обороны Бекира Балуку о запланированной на партийной конференции в Тиране попытке отстранения Энвера Ходжи. (Одна из претензий внутрипартийной оппозиции состояла как раз в насаждении «семейственности», в предоставлении высоких постов и широких полномочий жёнам руководителей .) Ход конференции был поставлен под жёсткий контроль Сигурими , делегаты подверглись репрессиям .
В 1973 году Неджмие Ходжа подвергала особо жёсткой критике за «либеральный уклон» Фадиля Пачрами и Тоди Лубонью . Оба были приговорены к длительному тюремному заключению.
В 1970-х Неджмие Ходжа, Хюсни Капо и Мануш Мюфтиу софрмировали влиятельный политический клан, оказывавший серьёзное воздействие на партийно-государственную политику . Неджмие Ходжа участвовала в подборе преемника Энвера Ходжи, согласившись с кандидатурой куратора идеологии и пропаганды Рамиза Алии .
После смерти Энвера Ходжи 11 апреля 1985 Неджмие Ходжа сменила его на посту председателя . Несколько лет она сохраняла политико-идеологическое влияние. Придерживалась консервативных ходжаистских позиций, не одобряла даже ограниченных реформаторских планов Алии. Однако она более-менее лояльно отнеслась к прекращению преследования религии . В 1989 году Неджмие Ходжа пригласила в Тирану Мать Терезу и встретилась с ней .
Журналист и историк впоследствии опубликовала книгу о Неджмие Ходже, получившую название Чёрная дама (во французском издании — Жена дьявола ). В предисловии писатель Исмаил Кадаре отмечал, что Неджмие «провоцировала параноидальные приступы мужа», расправлялась со своими оппонентами, несёт ответственность за репрессии против целых семей .
Неджмие Ходжи была уверена в прочности коммунистического режима. Поначалу она рассчитывала, что Революции 1989 года не затронут Албанию. Но румынские события , казнь Николае и Елены Чаушеску , по собственному признанию Ходжи, повергли её в ужас . В 1990 году Албанию охватили массовые антикоммунистические выступления . Рамиз Алия попытался позиционироваться как «албанский Горбачёв » и «лидер демократических реформ», чем крайне разочаровал Неджмие Ходжу. В конце года Алия отправил в отставку нескольких консервативных партийных руководителей — Ленку Чуко , Мухо Аслани , Симона Стефани , Неджмие Ходжу (20 декабря она была смещена с должности главы Демократического фронта Албании).
После 20 февраля 1991 года, когда демонстранты в Тиране снесли памятник Энверу Ходже на площади Скандербега, Неджмие Ходжа прервала отношения с Алией. На выборах в марте 1991 она не баллотировалась, партийную реформу президента Алии — превращение коммунистической АПТ в Социалистическую партию Албании — не поддержала.
В мае 1991 года организовал всеобщую забастовку. Президент Алия и правительство Фатоса Нано были вынуждены согласиться на досрочные выборы парламента. К власти пришла оппозиционная Демократическая партия Албании . Президентом стал её лидер Сали Бериша . Коммунистический режим в Албании перестал существовать. Новые власти начали судебные преследования видных деятелей времён Ходжи.
70-летняя Неджмие Ходжа была взята под домашний арест ещё в декабре 1991, при правлении бывших коммунистов. Заключена в тюрьму в январе 1992 года. Суд признал её виновной в злоупотреблении властью и приговорил к 9 годам заключения. Попытка обжаловать приговор по инстанциям привела к тому, что срок наказания увеличился до 11 лет.
13 февраля 1995 президент Албании Сали Бериша издал указ № 1018 — об отмене всех наград и почётных званий, присвоенных руководителям коммунистического режима. Это решение касалось Энвера Ходжи (посмертно), Хаджи Леши (прижизненно), Хюсни Капо (посмертно), (посмертно), Спиро Колеки (прижизненно), (посмертно), Шефкета Печи (прижизненно), Неджмие Ходжи (прижизненно) .
Заключение Неджмие Ходжа отбывала в тиранской женской Тюрьме 325. Работала на швейном производстве. По отзывам надзирательницы, вела себя культурно, в конфликты не вступала (в отличие от агрессивной Ленки Чуко), место в камере содержала в чистоте . Писала из тюрьмы письма политического характера с обличениями новых властей, в защиту политики своего мужа.
Освобождена по амнистии в 1997 году, после пяти лет заключения.
После освобождения Неджмие Ходжа вела сравнительно замкнутый образ жизни. Однако она выступала с политическими заявлениями коммунистического и ходжаистского характера, вступила в ортодоксально-ходжаистскую Коммунистическую партию Албании , созданную в 1991 году литератором Хюсни Милоши . Регулярно давала интервью, в которых говорила о «мягком характере» Энвера Ходжи, о «вынужденности» репрессий. В то же время Неджмие Ходжа призналась, что, побывав в тюрьме, стала лучше понимать репрессированных .
При этом Неджмие Ходжа акцентировала внимание не на коммунистической идеологии, а на защите национального суверенитета Албании. Именно это ставила в главную заслугу своему мужу и его политике . При этом Неджмие отмечала, что Энвер уважал Иосипа Броз Тито как сильного врага, свой идеологический « дамоклов меч », и опасался его смерти, поскольку уход Тито означал сотрясение Балканского региона. Поддержала военно-воздушную операцию НАТО против Югославии , поскольку считала это необходимым для защиты косовских албанцев .
В браке супруги Ходжа имели сыновей Илира и Соколя и дочь Пранверу. известен как коммунистический активист, представитель ходжаистской партии, созданной в 2002 под названием АПТ.
По сообщению Илира Ходжи , его мать скончалась 26 февраля 2020 года в возрасте 99 лет. Похоронена на кладбище Шарра в Тиране.