Interested Article - Вайгель, Хелена

Хелена Вайгель ( нем. Helene Weigel ; 12 мая 1900 , Вена , — 6 мая 1971 , Берлин ) — немецкая актриса и театральный администратор, вторая жена Бертольта Брехта .

Биография

Хелена Вайгель родилась в зажиточной семье; её отец был управляющим в текстильной фирме, матери принадлежал магазин игрушек. Актёрскому мастерству Вайгель обучалась в Вене у актёра Р. Шильдкраута. В 1919 году была принята в труппу Драматического театра во Франкфурте-на-Майне , где играла, в частности, Марию в «Войцеке» Г. Бюхнера и Пиперкарку в «Крысах» Г. Гауптмана ; исполнением главной женской роли в пьесе А. Броннена «Отцеубийство» потрясла самого автора, в то время ближайшего друга Бертольта Брехта .

В 1923 году Хелена Вайгель была принята в труппу берлинского Государственного театра под руководством Л. Йеснера, в 1925 году перешла в Немецкий театр , которым в те годы руководил Макс Рейнхардт . Одновременно выступала на других столичных сценах — «Фольксбюне» и экспериментальной «Юнге бюне» .

В 1924 году в процессе работы над спектаклем « Барабаны в ночи » Вайгель познакомилась с автором пьесы — Брехтом. В ноябре того же года у них родился сын Стефан. В 1929 году, после развода Брехта с первой женой, оперной певицей , они поженились, и в 1930 году у них родилась дочь Барбара.

В Берлине Вайгель сыграла свои первые роли в пьесах Брехта — «Барабаны в ночи», «Высшая мера», «В джунглях городов», « Человек есть человек ». С конца 20-х годов была актрисой Театра на Шифбауэрдам, где Брехт впервые пытался воплотить в жизнь принципы своего « эпического театра »; здесь Вайгель, в частности, сыграла Пелагею Власову в пьесе Брехта «Мать» (по мотивам романа А. М. Горького ) .

После прихода нацистов к власти в 1933 году Вайгель вместе Брехтом эмигрировала сначала в Данию , затем в Швецию , в Финляндию и наконец в США . Успешная карьера актрисы без хорошего знания иностранных языков за рубежом была невозможна, Брехт создал специально для жены роль немой Катрин в своей пьесе « Мамаша Кураж и её дети ». Однако эту антифашистскую пьесу немецкого драматурга европейские театры к постановке не принимали. В течение 15 лет Вайгель играла преимущественно «жён» и «матерей». В 1938 году на датской сцене она сыграла главную роль в пьесе Брехта «Винтовки Тересы Каррар» вместе с актёрами-любителями из немецких эмигрантов. В Соединённых Штатах Брехт написал сценарий для антифашистского фильма Фрица Ланга «И палачи умирают»; в нём была предусмотрена и роль для Вайгель. Однако в последнюю минуту Ланг заменил её другой актрисой. Это положило конец всяким отношениям между Брехтом и Лангом, больше они никогда не виделись. В США Вайгель сыграла в 1944 году немую роль в голливудском фильме « » по знаменитому роману Анны Зегерс .

После возвращения в Европу, в 1948 году, Вайгель сыграла в швейцарском Куре главную роль в брехтовской постановке «Антигоны» Софокла . В октябре того же года Брехт и Вайгель приехали в Берлин, в его восточный сектор, где получили наконец возможность создать свой театр — « Берлинер ансамбль », открывшийся в январе 1949 года спектаклем « Мамаша Кураж и её дети », заглавную роль в котором играла Вайгель. С момента основания и до своей смерти, в 1971 году, Вайгель официально, в качестве интенданта, возглавляла театр, уже в 50-х годах получивший мировое признание — начиная Всемирного театрального фестивале в Париже в 1954 году, где «Мамаша Кураж» была удостоена первой премии .

В 1950 году Хелена Вайгель стала одним из основателей Академии искусств ГДР . Став членом СЕПГ , она в 1954 году баллотировалась на выборах в Берлинский совет. Трижды актриса награждалась Национальной премией ГДР . В 1960 году Вайгель получила звание профессора искусств, в 1965 году была награждена золотым орденом «За заслуги перед Отечеством» .

Похоронена в Берлине на Доротеенштадтском кладбище , рядом со своим мужем, скончавшимся в 1956 году.

Творчество

Многие женские образы в пьесах Бертольта Брехта были созданы под влиянием Вайгель, актрисы с мощным внутренним темпераментом, при внешней сдержанности игры, особенно успешно выступавшей в острохарактерных ролях . Среди лучших ролей актрисы — Пелагея Власова, Тереса Каррар, Еврейская женщина в пьесе « Страх и отчаяние в Третьей империи », Нателла Абашвили в « Кавказском меловом круге » Брехта. Вершиной творчества Хелены Вайгель считается Анна Фирлинг — мамаша Кураж в знаменитой пьесе Брехта .

До 1933 года

Берлинер ансамбль

Примечания

  1. Helene Weigel // — 2005.
  2. Helene Weigel // (нем.)
  3. (нем.) : Frauen in Gesellschaft, Kultur und Wissenschaft — Wien: , 2015. — S. 171. — ISBN 978-3-9503655-5-9
  4. Глумова Э. И. // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М. : Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 1 . 24 апреля 2016 года.
  5. Шумахер Э. Жизнь Брехта. — М. : Радуга, 1988. — С. 42—43.
  6. Эткинд Е. Мамаша Кураж и её дети // Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах. — М. : Искусство, 1964. — Т. 3 . 4 марта 2013 года.

Литература

  • Werner Hecht: Helene Weigel. Eine große Frau des 20. Jahrhunderts . Suhrkamp, Frankfurt am Main 2000 ISBN 3-518-41129-2
  • Christine Herold: Mutter des Ensembles. Helene Weigel — ein Leben mit Bertolt Brecht . Ars Vivendi, Cadolzburg 2001 ISBN 3-89716-230-X
  • Sabine Kebir: Abstieg in den Ruhm. Helene Weigel. Eine Biographie . Aufbau, Berlin 2000 ISBN 3-351-02501-7
  • Wolfgang Pintzka (изд.): Die Schauspielerin Helene Weigel. Ein Fotobuch . Mit Texten von Bertolt Brecht und Fotografien von Gerda Goedhart. Henschel, Berlin 1959
  • Carola Stern: Männer lieben anders. Helene Weigel und Bertolt Brecht . Rowohlt Berlin, Berlin 2000 ISBN 3-87134-411-7
  • Vera Tenschert: Helene Weigel in Fotografien von Vera Tenschert . Henschel, Berlin 2000 ISBN 3-89487-342-6
  • Anita Wünschmann: Helene Weigel. Wiener Jüdin, große Mimin des Epischen Theaters , Hentrich & Hentrich Verlag Berlin 2006, ISBN 978-3-938485-29-3 .
Источник —

Same as Вайгель, Хелена