Движение Сопротивления (Бельгия)
- 1 year ago
- 0
- 0
Группы сопротивления «Солидарные» ( польск. Grupy Oporu Solidarni ) — польская антикоммунистическая подпольная структура в последние годы существования ПНР . Были тесно связаны с нелегальными структурами Солидарности , но обладали организационной автономией. Действовали преимущественно в Варшаве . Комплектовались в основном из молодёжи. Отличались особым радикализмом в подпольной борьбе времён военного положения .
13 декабря 1981 в Польше было введено военное положение . Власть перешла к Военному совету национального спасения ( WRON) и неформальной « Директории » во главе с генералом Ярузельским — первым секретарём ЦК ПОРП , председателем Совмина и министром национальной обороны ПНР . Независимый профсоюз Солидарность был запрещён, около 10 тысяч активистов интернированы. Рабочие забастовки жёстко подавлялись и преследовались , демонстрации разгонялись милицейскими спецподразделениями ЗОМО и Службой госбезопасности (СБ) при армейской поддержке .
Лидеры и активисты «Солидарности», сумевшие избежать интернирования, формировали подпольные структуры. В январе 1982 был создан , в конце апреля — . Председателем TKK являлся Збигнев Буяк , он же возглавлял профсоюзное подполье в Варшаве и столичном регионе Мазовше . Уже в феврале столичный комендант милиции генерал Цвек информировал о нелегальном восстановлении профсоюзных ячеек на крупных промышленных предприятиях. Заместитель Буяка Виктор Кулерский инициировал в Варшаве движение — групп неподконтрольного общения, независимых собраний, устной, листовочной и самиздатовской агитации .
Наиболее радикальные оппозиционеры, особенно молодые, выбирали иные формы борьбы. В феврале-марте 1982 в Варшаве были созданы Группы сопротивления «Солидарные» (GOS) . Первоначально они часто назывались Городскими группами или Специальными группами . Название GOS утвердилось с 1984 .
Инициатором выступил 27-летний Теодор Клинцевич — выпускник Варшавского политехнического университета , убеждённый антикоммунист , активист КОС-КОР и «Солидарности», один из учредителей Независимого союза студентов . В ночь на 13 декабря агенты госбезопасности попытались арестовать Клинцевича, но ему удалось уйти от преследования и скрыться в подполье.
К Теодору Клинцевичу присоединились представители молодой интеллигенции, студенческой и рабочей молодёжи — , , , , . Первоначально сферы курирования Клинцевич распределил следующим образом: Недек и Фабиньский отвечали за формирование тайных ячеек и уличных команд; Мазурек — за полиграфию и печатную пропаганду; Рамотовский — за техническое обеспечение, Ячиньский — за подготовки химических препаратов . Старше других активистов был известный учёный-орнитолог, доктор зоологических наук Болеслав Яблоньский .
Со временем в GOS сформировались функциональные отделы . Транспортный отдел (логистика, доставка) возглавили Януш Рамотовский и Войцех Фабиньский; технический отдел (полиграфия, радио, пиротехника, спецсредства) — Гжегож Ячиньский и Пётр Изгаршев , отдел легализации (изготовление поддельных документов;) — и , издательство «Ритм» — руководители Теодор Клинцевич и Болеслав Яблоньский .
GOS действовали по сетевому принципу. Автономные ячейки координировались, но не имели единой структуры и общего руководства. В группах состояли по 20-30 человек. Группы носили условные названия: «Край», «Вальдек», «Гжегож», «Армения», «Толстый», «Гроховская», «Богдан». Соблюдалась строгая конспирация, большинство членов одной группы не знали участников другой. За время существования GOS через группы прошли 250—300 человек .
С самого начала GOS делали ставку на наступательные формы борьбы: агитация за прямое действие , акции возмездия, подготовка к силовой конфронтации с властями. Активно велась листовочная, настенная и радиопропаганда. Единовременно по Варшаве распространялись десятки тысяч листовок. Вывешивались крупные антирежимные и антикоммунистические баннеры. 1 августа 1982 (дата приурочена к годовщине Варшавского восстания ) был организован первый эфир подпольный радиостанции GOS — выступление Збигнева Буяка; это вещание велось с кладбища Воинские Повонзки . Самодельные радиоустройства из кассетных магнитофонов, громкоговорителей и усилителей — «болталки» — включались во время массовых мероприятий. Вещание «болталок», вывешивание баннеров проводились даже для заключённых тюрьмы Мокотув — с крыш близлежащих домов, где проживали офицеры милиции и тюремного ведомства . Доставку необходимых аксессуаров транспортный отдел обеспечивал через Швецию , там организовал поддержку видный деятель польской политэмиграции .
Листовки GOS призывали соотечественников к сопротивлению. Издательство «Ритм» распространяло запрещённые цензурой книги, периодику, почтовые марки. Издательская деятельность приносила доход и позволяла финансировать акции (денежная помощь поступала также от представителей польской диаспоры ). Отдел легализации качественно изготовил десятки поддельных удостоверений личности, в том числе для Збигнева Буяка.
1 и 3 мая 1982 в Польше прошли крупные демонстрации против военно-партийного режима. В Варшаве, а также в Щецине произошли ожесточённые столкновения протестующих с ЗОМО, несколько человек погибли . Активисты GOS участвовали в этих событиях. 27 сентября Рамотовский и Недек организовали установление мраморной мемориальной доски жертвам 3 мая.
Также GOS совершили ряд акций атакующего характера. Это направление рассматривалось как боевые действия без применения летального оружия . Клинцевич ставил вопрос перед вступающими: готовы ли они уничтожать оснащение властей и наказывать агентов режима? Принимались те, кто давал положительный ответ.
Поджоги, разрезание шин, пробивание бензобаков вывели из строя десятки единиц автотранспорта ЗОМО. Аналогично поступали с частными автомашинами известных сторонников режима. Обмазывались химикатами двери квартир партийных пропагандистов, осведомителей госбезопасности, судей, выносивших репрессивные приговоры по политическим мотивам. На дверях вывешивались объявления: «Сотрудничает с властями», «Сотрудничает с СБ» (такое обвинение часто приводило к жёсткому бойкоту). Резонансной акцией стал вброс химикатов в помещение музыкального театра «Сирена» , дирекция которого предоставляла сцену под пропагандистские мероприятия ПОРП и WRON .
Эти направления курировал транспортник Пётр Изгаршев по прозвищу Толстый Пётр. Он выступал за «подпольной армии против общего врага, где не ведётся идеологических дискуссий, а выполняются приказы» . Изгаршев лично совершал такие акции: например, бросал в квартиры капсулы с химикатами и быстро успевал скрыться (был случай, когда капсула лопнула в кармане Изгаршева, пришлось пережидать на конспиративном адресе и менять одежду) .
Был создан арсенал пиротехнических средств, приобретено некоторое количество огнестрельного оружия и боеприпасов . В то же время, реального насилия над физическими лицами, не говоря о кровопролитии, GOS никогда не практиковали.
GOS тесно сотрудничали с подпольными структурами «Солидарности», особенно с Региональной исполнительной комиссией ( RKW ) Мазовше. Непосредственную координацию действий от RKW осуществляли куратор безопасности подполья Эва Кулик и её муж . Председателем RKW был Збигнев Буяк, его заместителем Виктор Кулерский. Оба они, особенно Кулерский, выступали категорически против любых действий, имеющих признаки опережающего насилия (допустимой считалась только непосредственная самооборона при очевидном нападении — например, при атаке ЗОМО на мирную демонстрацию). Поэтому Кулерский требовал от GOS отказаться от использования пиротехники и химикатов, прекратить сбор оружия и порчу автозаков (по его мнению, это подрывало мировой имидж «Солидарности», сближало с террористическими организациями). Клинцевич отвечал на это, что GOS сотрудничают с RKW, но не подчиняются комиссии. Кулерский предупредил: если 3 мая 1983 GOS устроят поджоги с применением пиротехники, он прекратит деятельность в RKW. После этого Буяк прямо запретил такие акции . Два ящика с оружием и боеприпасами Клинцевичу пришлось утопить в Висле .
В ходе массовых протестов 31 августа 1982 активисты GOS организованно участвовали в уличных столкновениях с ЗОМО. Госбезопасность рассматривала GOS как опасного противника. Акция с химикатами в театре «Сирена» и ставший известным план избиения офицера милиции заставили ускорить розыск . В конце 1982 и начале 1983 СБ арестовала десятки активистов, в том числе Теодора Клинцевича. Впоследствии они были освобождены и вернулись к политической борьбе, но специальные «дезинтеграционные мероприятия» СБ разожгли внутренние конфликты. Это привело к нескольким расколам и выходу из GOS ряда лидеров. Особую роль сыграло удачное внедрение в GOS поручика СБ под именем Мариан Котарский и прозвищем Тадеуш. Ему удалось стать личным водителем Клинцевича , войти в неформальное руководство и в значительной степени взять под контроль «Ритм».
Однако GOS продолжали действовать весь период военного положения и несколько лет после его отмены. Они сохраняли подпольный формат деятельности. С апреля 1985 издавался листовочный бюллетень «Курьер Мазовше». До весны 1988 продолжало выходить в эфир радио GOS. До 1989 продолжалась баннерная кампания: «„Солидарность“ победит», «Солидарность с Афганистаном против коммунизма», «СТОП ценам. Требуем экономической реформы». Последними мероприятиями GOS были организованные Изгаршевым разведки в казармах ЗОМО осенью 1988 и весной 1989 — проверялось, не планируется ли руководством МВД срыв переговоров Круглого стола .
Источниками действий GOS современные исследователи называют «польское свободолюбие, молодёжную браваду и тягу к приключениям» .
Теодор Клинцевич погиб в автокатастрофе в 1991 . Пётр Мазурек покончил с собой в 1988 под преследованиями СБ. Пётр Изгаршев в 1989 — 1991 активно помогал антикоммунистическим движениям Украины , Беларуси , Литвы , Монголии , потом работал в Институте демократии Восточной Европы, скончался в 2007 . Януш Рамотовский эмигрировал во Францию. Ежи Гумовский стал известным фотожурналистом. Гжегож Ячиньский — видный деятель либерального движения и местного самоуправления. Болеслав Яблоньский — доктор зоологических наук, автор научных трудов по орнитологии, был ведущим научным НИИ при министерстве сельского хозяйства. Президент Польши Анджей Дуда отметил заслуги GOS при посмертном награждении Теодора Клинцецвича в 2017 .
Внедрённый офицер госбезопасности Мариан Пенкальский в 1989 уволился из СБ, направив письмо министру внутренних дел генералу Кищаку . По его последующим уверениям, длительное общение с Теодором Клицевичем изменило его взгляды. Псевдоним Мариан Котарский он принял как личное имя и продолжил руководить издательством «Ритм» (получая при этом пенсию за службу в СБ). Более двадцати лет его подлинная роль в GOS оставалась неизвестной. Однако после её раскрытия издательство стало подвергаться обструкции. Пенкальский-Котарский пытался установить связь и объясниться с ветеранами Армии Крайовой . Свои агентурные действия характеризует как предотвращение насилия. Напоминает, что ни один подпольщик не был арестован по его вине .
В современной Польше Группы сопротивления «Солидарные» считаются радикальной силой борьбы против тоталитарного режима. Отмечается, что их креативные акции морально поддерживали и воодушевляли многих поляков . Институт национальной памяти проводит тематические мероприятия с участием ветеранов . В то же время, именно эта часть «Солидарности» менее известна в Польше и рассматривается как своего рода «ответвление» движения.