С петлёй на шее
- 1 year ago
- 0
- 0
« Анна на шее » — советский художественный фильм, снятый в 1954 году Исидором Анненским по своему сценарию, написанному по одноимённому рассказу А. П. Чехова . Лидер кинопроката (31,9 млн зрителей).
Приз — «Золотая оливковая ветвь» на Международном кинофестивале в Италии, 1957 год .
«После венчания не было даже лёгкой закуски…» — Антон Чехов пишет в рассказе, положенном в основу сценария картины, о 18-летней девушке Анне, которая, желая помочь своей бедствующей семье, вынуждена была согласиться на брак с 52-летним чиновником Модестом Алексеевичем. После смерти матери её отец, учитель чистописания и рисования в гимназии, Пётр Леонтьич начал пить запоем, семья, в которой было ещё два младших брата, Петя и Андрюша, бедствовала, имущество грозили описать за долги... Свахи находят для Анны «выгодную партию»: немолодого чиновника, Модеста Алексеевича, обладателя поместья и значительного капитала.
Брак, который казался выходом из положения, помимо того, что был заключен без любви, принес и другие разочарования: мужа Анна боялась, он проявлял скаредность, любил нравоучения, держал молодую жену практически взаперти — единственным обществом для Анны стали пожилые сослуживцы мужа, а также их не менее пожилые супруги. Отец и братья, оставшись одни, продолжали бедствовать, Модест Алексеевич помогал, но сопровождал свою помощь очередной порцией нотаций и упрёков. Анна постепенно дошла до мысли о неминуемом побеге из дома мужа, но все не могла решиться.
Все изменилось во время Рождественского бала. Муж, надеявшийся на то, что Анна может понравиться губернаторше, а это поспособствует получению им ордена Св. Анны II степени, выдал деньги на платье и Анна вложила в него весь свой вкус и фантазию. В новом платье и украшениях, сияющая, обрадованная долгожданной возможности развлечься, Анна была ослепительна и поразила всё губернское общество: от местных щеголей, до богача Артынова и самого губернатора. Модест Алексеевич, надеявшийся, что успех супруги поможет ему в продвижении по службе, не сразу понял, что с таким покровителем, как Его Сиятельство — Анна вдруг перестала его бояться и превратила в «род своего дворецкого»: и ему ничего не оставалось отныне как оплачивать счета супруги, которая вообще не обращала на него внимание, проводя время за развлечениями в обществе других мужчин. Впрочем, долгожданный орден Св.Анны «на шею» Модест Алексеевич все-таки получает.
...но, наслаждаясь долгожданной свободой и удовольствиями, Анна совсем забыла своего отца и братьев. Их имущество было описано и отца с мальчиками выгнали из казённой квартиры.
Критика ставила в вину фильму «облегчённость», некую «водевильность», отступления от первоисточника («больше Островского, чем Чехова») .
Кинокритик Людмила Погожева называла фильм «наиболее ярким примером экранизации Чехова, сделанной без понимания художественной идеи и стиля подлинника» . Она писала, что «„роскошная жизнь“, окружающая Анну, показана добротно, с упоением, даже с каким-то восторгом», «то же произошло и с трактовкой образа героини, роль которой исполняла в фильме молодая актриса Алла Ларионова» .
Известный критик Виктор Шкловский писал: «…получилась лента, в которой была изображена польза лёгкого поведения. Женщина оказалась морально не разоблачённой. И это произошло прежде всего оттого, что не было передано чеховское отношение к жизни» . Шкловский утверждал: «Мир, в который попадает Анна, не страшен, а привлекателен. При кажущемся повторении сюжета, при его помощи раскрыто не то, что раскрывал Чехов… Сюжет Чехова был взят Анненским не как результат авторского познания мира, не как результат выявления нравственного отношения к явлениям жизни, а просто как занимательное событие» .
Режиссёр и педагог Михаил Ромм высказывал следующее мнение: «Анненским снят не чеховский материал по самой стилистике… Большинство персонажей этой картины — не из того круга людей, который живописал Чехов». Он дал также следующую оценку: «Ошибочный выбор актёров, ошибочная трактовка образов, неверно сделанная среда — всё это следствие непонимания Анненским самого существа „Анны на шее“» .
Кинокритик Пётр Багров отмечал: «…нарядная „костюмная“ лента с красавицей А. Ларионовой в главной роли была обречена на успех. Чеховского в картине было немного, скорее, опять возникало ощущение Чехонте…» .
Киновед Cемён Фрейлих утверждал, что в фильме «есть скрытые достоинства, и это — мелодрама, то, что казалось „грехом“, изъяном, — как раз и дало долгую жизнь картине» .