Черторицкая, Татьяна Владимировна
- 1 year ago
- 0
- 0
Копнина Татьяна Владимировна ( 11 ноября 1921 , Красноярск , РСФСР — 6 марта 2009 , Санкт-Петербург , Российская Федерация) — советская художница, живописец, педагог, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР) .
Татьяна Владимировна Копнина родилась 11 ноября 1921 года в Красноярске.
В 1941 году Копнина поступила на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры . Занималась у Александра Зайцева , Генриха Павловского , Семена Абугова . В 1950 с отличием окончила институт по мастерской профессора Михаила Авилова с присвоением квалификации художника живописи, дипломная работа — жанровая картина «На текстильной фабрике» .
В одном выпуске с Копниной институт окончили Евгения Антипова , Валентин Бернадский, Любовь Валева, Анатолий Васильев , Нина Веселова , Ольга Десницкая, Мария Добрина, Екатерина Ефимова, Вячеслав Загонек , Владимир Захаотин, Александра Левушина , Никита Медовиков, Николай Мухо , Леонид Петров, Александр Пушнин , Ефим Рубин, Александр Соколов , Юрий Тулин , Борис Харченко и другие известные в будущем художники . Тесное творческое общение и дружба со многими из них сохранится у Татьяны Копниной на многие годы. Художник Александр Пушнин станет её мужем. В 1961 году у них родится дочь Наталья Александровна Пушнина, которая в 1989 году также окончит Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и станет и станет известным живописцем.
С 1949 года Копнина участвовала в выставках ленинградских художников. Писала портреты, жанровые композиции, пейзажи, натюрморты, этюды с натуры. На городской выставке 1951 года были отмечены её работы «Портрет учительницы А. Карновской» и «Портрет школьницы» (обе 1951) . Этот успех помог утвердиться в выборе ведущего жанра, которым стал живописный портрет, а главными темами — детские и юношеские образы, мир молодого современника. В работах Копнина неизменно стремилась передать характер и настроение своих героев, которые угадываются не только по выражению лиц, глаз и детской мимике, но и в позе, характерном взгляде, наклоне головы, деталях костюма.
Наблюдательность, искренний интерес к своему герою объясняют и другое важное качество её живописи: в создаваемых образах незримо, но явственно присутствует время, эпоха, которой принадлежит герой. Таковы показанные на выставках работы «Портрет студентки института им. Лесгафта Цянь Ли-хуа» и «Портрет аспирантки» (обе 1956) , «Портрет студентки Н. Ямковой» (1957) , «Девочки» (1960) , «На катке» (1964) , «Портрет Володи Синегубова» (1971) , «Наташа» (1973) , «Девочка» (1973) и другие.
Помимо портрета и портрета-картины Копнина часто обращалась к натюрморту, создав в этом жанре немало оригинальных по композиции и тонких по живописи работ. Среди них «Натюрморт» (1957) , «Рыбы» (1967) , «Подсолнухи» (1972) , «Розы» (1986) и другие.
Живописную манеру Татьяны Копниной отличают широкое письмо и свободное владение рисунком. Колорит произведений сдержанный, строится преимущественно на отношениях теплых и холодных тонов и звучных светотеневых контрастах . В 1950 Копнина была принята в члены Ленинградского Союза советских художников по секции живописи . Свыше тридцати лет (1960—1991) преподавала в Средней художественной школе (ныне Художественный Лицей имени Б. В. Иогансона) при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина .
Скончалась в Петербурге 6 марта 2009 года на 88-м году жизни.
Произведения Т. В. Копниной находятся в художественных музеях и частных собраниях в России, Японии, КНР, США и других странах .