Interested Article - Меня зовут Арлекино

«Меня зовут Арлекино» советская двухсерийная молодёжная драма 1988 года режиссёра Валерия Рыбарева по мотивам пьесы Юрия Щекочихина «Ловушка 46, рост второй» . Снят Творческим объединением художественных фильмов киностудии « Беларусьфильм » летом 1987 года . Из-за цензуры фильм целый год пролежал на полке . В широкий прокат картина вышла в августе 1988 года . Премьера фильма состоялась в Центральном доме кино (ЦДК) в Москве .

С 14 по 30 ноября 1988 года лента демонстрировалась в кинотеатре «Москва» на Смотре кинематографий союзных республик «Кино времён перестройки и гласности» . 22 ноября 1988 года фильм был показан в столичном кинотеатре «Мир» в рамках традиционного городского кинофестиваля «Семья, время, общество» . В московских кинотеатрах «Октябрь» и «Россия» показ картины начался с 3 января 1989 года . В апреле 1989 года был назван «одним из лучших фильмом 1988 года» читателями журнала « Советский экран », заняв 4 место в списке лауреатов конкурса. Помимо этого за исполнение роли Арлекино актёр Олег Фомин занял десятое место на звание «Лучшего актёра года», а за исполнение роли Лены актриса Светлана Копылова заняла шестое место на звание «Лучшей актрисы года» . Является самым кассовым белорусским фильмом за всю историю белорусского кино : за 12 месяцев проката фильм посмотрело 41,9 миллиона зрителей .

Сюжет

Конец 1980-х годов . Молодой парень Андрей Савичев по прозвищу Арлекино ( Олег Фомин ) живёт на небольшом полустанке возле железной дороги, недалеко от города. Он является лидером небольшой группы парней с железнодорожного посёлка «Вагонка» , которые зовут себя «Вагонка» и противостоят различным группам неформалов : хиппи , металлистам , а также просто богатеньким « мажорам » из города. Арлекино не в восторге от такой жизни, но он понимает, что другой у него быть не может.

Вместе со своей группировкой из 9 человек Арлекино отправляется в город на электричке. В одном из вагонов они встретили несколько парней, громко слушающую тяжёлую рок-музыку на магнитофоне. На просьбу выключить музыку рокеры никак не отреагировали. Тогда парень из «Вагонки» по имени Илья вынул их аудиокассету и предложил им взамен другую. Один из рокеров решил отобрать кассету назад, но был остановлен Арлекино и получил от него предупреждение: не попадаться больше на глаза, чтобы не быть побитым. В конце вагона парни подсели к трём девушкам. «Панцирь» начал расспрашивать их по пустякам, затем попросил своего приятеля «Джека» показать им декоративную крысу по кличке «Графиня», после чего девушки испугались и ушли в другой вагон. Парни запели гимн своей группировки «Вагонка». Арлекино отобрал у «Костыля» металлическую цепь и выкинул её в окно, добавив, что за такие цепи многих членов их банды посадили за решётку.

Девушка Арлекино по имени Лена ( Светлана Копылова ), в которую он по-настоящему был влюблён, уходит от него к обеспеченному молодому мажору Интеру (Игорь Кечаев). Однако любит она только Арлекино и позже возвращается к нему. Оскорблённый таким образом Интер решает разобраться с Арлекино. Он с группой других мажоров увозит Лену и Арлекино за город и там насилует Лену на глазах у Арлекино. Но справедливость восторжествует: всех антиобщественных мажоров арестовывает милиция (их судьба в фильме не показана).

В ролях

Съёмочная группа

  • Авторы сценария — Валерий Рыбарев
  • Режиссёр-постановщик — Валерий Рыбарев
  • Оператор-постановщик — Феликс Кучар
  • Художник-постановщик — Евгений Игнатьев
  • Композитор —
  • Звукооператор —
  • Режиссёры — А. Плесанов, В. Калашник
  • Оператор — С. Фомин
  • Костюмы —
  • Грим — Л. Игнатьевой
  • Монтаж — Л. Цыпкиной
  • Ассистенты:
    • режиссёра — Ж. Семеняка, Т. Семёнова
    • оператора — , В. Агранович
    • художника — С. Тын
    • по монтажу — Я. Кунтинская
  • Мастер по свету — Б. Боровик
  • Мастер по гриму — О. Матвейчук
  • Административная группа — О. Иванов, Н. Широкий, А. Марченко
  • Редактор —
  • Директор картины — И. Гуринович

Съёмки фильма

Съёмки фильма проводились в городах Гродно, Минск и на железнодорожной станции Поречье (в фильме мимо неё проходит пассажирский поезд сообщением Москва Друскининкай ) .

Фильм сменил два названия: «Ловушка-87» и «Не бойся, я не трону тебя». По словам режиссёра, эта картина о молодых людях, которые выросли в разной среде и впитали разное отношение к жизни . Стая подростков из «Вагонки» объявила войну своим сверстникам, иначе устроенным в жизни .

В одном из эпизодов парни с «Вагонки» смотрят американский видеофильм « Улицы в огне » Уолтера Хилла ( англ. Streets of Fire ) 1984 года.

В сцене с рок-концертом снялась минская рок-группа «7 Герц».

Брейк-данс на улице Минска исполнила московская команда «Хип-хоп».

В общесоюзный прокат фильм вышел летом 1988 года . Перед премьерой фильма издательство «Рекламфильм» выпустило четыре рекламных плаката в июле 1988 года: «арлекин» (14.07.88) , «камень на шее» (15.07.88) , « » (15.07.88) и « » (20.07.88).

24 марта 1989 года в газете « Советский спорт » вышло интервью с режиссёром фильма, в котором он сообщил, что целью Арлекино и его друзей является «борьба с теми, кому уготованы жизненные блага». Автору картины не хотелось, чтобы его героя зрители воспринимали как обыкновенного хулигана, ведь Арлекино «соткан из противоречий, сформирован своим временем и несёт в себе его черты». По словам режиссёра, прообразом группировки «Вагонка» стала белорусская «команда» из Борисова . Некоторые эпизоды из их похождений в городе перенесены в картину почти буквально . По другой версии, прообразом группировки «Вагонка» стали люберы (даже эмблема) .

Критика

В 1987 году в декабрьском номере журнала « Советский экран », материал которого был написан в октябре, киновед Олег Сильванович резюмировал, что вражда, усугубляемая возникшим любовным треугольником «Интер» — «Лена» — «Арлекино», приводит героев картины к трагической развязке .

25 августа 1988 года в газете «Советская культура» писатель Михаил Левитин уловил мысль авторов фильма фразой «посеявший бурю от бури и погибнет»: осознав и увидев себя внизу социальной лестницы, «Арлекино» предпочёл бить всех, кто живёт не так, как он, а в финале был наказан ещё страшнее, чем привык «наказывать» он сам . 26 августа в кинотеатре «Восход» Первоуральска состоялась кинопремьера фильма и творческая встреча с его режиссёром. 1 сентября в первоуральской газете «Под знаменем Ленина» вышла статья от киноведа Дмитрия Стровского, в которой он подчеркнул в фильме «нравственную деградацию» тех, кому не доступны блага и тех, кто их имеет. Финальная сцена, по мнению автора, демонстрирует, что «страх, который ты вселяешь в других, в конечном итоге обернётся против тебя самого» . C 29 сентября фильм демонстрировался в видеокафе «Уралочка» в городе Реж Свердловской области . В октябре журналист Владимир Щербаков написал в режской газете «Правда коммунизма», что фильмы «Меня зовут Арлекино» и «Маленькая вера» являются доказательством того, что «эротика всё же входит в нашу жизнь» .

В 1988 году в ноябрьском номере журнала « Советский экран », материал которого был написан в сентябре, киновед Олег Ковалов пришёл к выводу, что герои Рыбарева — «это слепок с нас»: его герои показывают «социальные болезни, сформировавшие нас» .

17 декабря 1988 года в газете «Советская культура» киновед Владимир Цветов подчеркнул в картине «смелое открытие той стороны жизни, которая до сих пор скрывалась от зрителей». Татьяна Хлоплянкина посчитала, что такой фильм нам просто необходим, поскольку он привлекает внимание к важной проблеме жестокости подростков. Нина Агишева похвалила авторов за понимание, с которым они отнеслись к судьбе каждого молодого человека, каким бы он ни был, помня прежде всего о том, что он — человек .

В январе 1989 года киновед свердловской газеты « На смену! » Светлана Дедюрина подытожила, что жестокость, которую герои-«неформалы» «считают своей главной силой, оборачивается против них же…» .

В сентябре 1989 года кинокритик Николай Суменов в брошюре «Они и мы» пришёл к выводу, что герой картины расплачивается за содеянное: он бросил бумеранг, который в конце концов больно ударил его самого .

В 2001 году кандидат филологических наук Александр Юрьевич Кожевников отметил в своей книге «Крылатые фразы и афоризмы отечественного кино» две фразы из фильма: «Под Котовского его, под самый корень!», «Это что у тебя, а? — Пуля бандитская» .

В 2002 году в книге «Новейшая история отечественного кино 1986—2000. Часть 2. Кино и контекст. Том 4» киновед Георгий Мхеидзе заключил, что Арлекино и его друзья по-детски самоутверждаются в противостоянии взрослому миру и детям совбуржуазии, «центровым» или «мажорам» .

В 2006 году киновед Сергей Кудрявцев назвал развязку фильма «отечественным и более варварским рефреном известного эпизода изнасилования из итальянской картины « Рокко и его братья » .

Музыка

  • В электричке магнитофон проигрывает мелодию «Touch Too Much» группы AC/DC .
  • В мастерской звучит композиция «Zoolookologie» Жан-Мишеля Жарра .
  • В кафе — песня «In the Army Now» группы Status Quo .
  • В комиссионном магазине — «No One Like You» группы Scorpions .
  • На дискотеке — песня «Lessons in Love» группы Level 42 и Mirage «No More No War».
  • На улице — брейк-данс исполняют под композицию «Wham! Rap '86» дуэта Wham!

Примечания

  1. Р. Б. Смольскі. . — Мн. : Арты-Фэкс, 1998. — С. 21. — 241 с. — ISBN 985-6119-14-6 .
  2. Кудрявцев С. В. Своё кино. — М. : Дубль-Д, 1998. — С. 416. — 492 с. — ISBN 5-900902-05-7 .
  3. Д. Стровский. Мы в ответе (Заметки с кинопремьеры фильма «Меня зовут Арлекино») // Под знаменем Ленина (Первоуральск) : газета. — 1988. — 1 сентябрь ( № 168 ). — С. 3 .
  4. С. Дедюрина. Что идёт в кино? Король-неформал и «Сон о юности» // На смену! (Свердловск) : газета. — 1989. — 1 январь ( № 1 ). — С. 3 .
  5. Олег Сильванович. На студии «Беларусьфильм» Валерий Рыбарев заканчивает новый фильм «Не бойся, я не трону тебя» // Советский экран : журнал. — 1987. — Декабрь (сдано в набор: 19.10.1987) ( № 23 ). — С. 6-7 . — ISSN .
  6. Людмила Саенкова. Профессия: режиссёр. Валерий Рыбарев. На экраны выходит фильм «Меня зовут Арлекино», поставленный режиссёром Валерием Рыбаревым // Советский экран : журнал. — 1988. — Октябрь (сдано в набор: 01.09.1988) ( № 20 ). — С. 16-17 . — ISSN .
  7. Сергей Малиновский. . kp.ru (17 октября 2019). Дата обращения: 28 января 2024. 7 декабря 2022 года.
  8. Владимир Козлов. Место в культуре // . — М. : Амфора, 2009. — С. 119. — 416 с. — ISBN 978-5-367-00786-2 .
  9. . youtube.com . Дата обращения: 28 января 2024.
  10. Афиша. Мосгоркинопрокат. 66-й годовщине образования СССР и V пленуму Союза кинематографистов СССР посвящается Смотр кинематографий союзных республик «Кино времён перестройки и гласности». Кинотеатр «Москва» и Союз кинематографистов СССР приглашают на просмотры новых художественных фильмов: // « Вечерняя Москва » : газета. — 1988. — 12 ноябрь ( № 259 (19743) ). — С. 4 .
  11. В. Сергеев. Кино: традиционный фестиваль. Семья, время, общество. Демонстрацией нового художественного фильма «Меня зовут Арлекино» в столичном кинотеатре «Мир» открылся традиционный городской кинофестиваль «Семья, время, общество» // « Вечерняя Москва » : газета. — 1988. — 22 ноябрь ( № 267 (19751) ). — С. 3 .
  12. Что? Где? Когда? Завтра в кино. «Меня зовут Арлекино» (2 серии) — Октябрь, Россия // « Вечерняя Москва » : газета. — 1989. — 2 январь ( № 1 (19785) ). — С. 4 .
  13. Андрей Зоркий. Традиционный ежегодный конкурс проведён в 31-й раз: читатели журнала о фильмах 1988 года // Советский экран : журнал. — 1989. — Апрель (сдано в набор: 04.04.89) ( № 8 ). — С. 4-7 . — ISSN .
  14. . Afisha. tut.by . Дата обращения: 24 марта 2014. Архивировано из 25 марта 2014 года.
  15. Аркус Любовь Юрьевна. 1988. Март, 3. «Меня зовут Арлекино» Валерия Рыбарева провоцирует новый виток истерических дискуссий о молодежи. Картину посмотрят 41,9 миллиона зрителей // . — СПб. : Сеанс, 2002. — С. 552. — 764 с. — ISBN 5-901586-04-2 .
  16. Людмила Соколова. . — М. : АСТ, 2021. — С. 110. — 320 с. — ISBN 978-5-17-114502-6 .
  17. Костюкович, М.Г. Особенности повествовательного сюжета // . — Мн. : Белорусская наука, 2019. — С. 102—109. — 245 с. — ISBN 978-985-08-2466-0 .
  18. . Дата обращения: 31 июля 2013. 23 октября 2012 года.
  19. Лидия Зайцева. . — М. : ВГИК, 1991. — С. 41. — 66 с.
  20. . gosfilmofond.ru . Дата обращения: 28 января 2024.
  21. dvaveka.ru . Дата обращения: 28 января 2024.
  22. В. Писарев. Кинозал: Послесловие к сеансу. Эй, Арлекино! // « Советский спорт » : газета. — 1989. — 24 март ( № 68 (12587) ). — С. 4 .
  23. Овчинский В. С. IV. Один шаг до правонарушения и этот шаг сделан. «Мама, я любера люблю…» // . — М. : «Юридическая литература», 1991. — С. 251. — 336 с. — ISBN 5-7260-0391-8 .
  24. М. Левитин. Кинообозрение. Путь к себе и другим // «Советская культура» : газета. — 1988. — 25 август ( № 102 (6514) ). — С. 4-5 .
  25. Видеокафе в «Уралочке» // Правда коммунизма (Реж) : газета. — 1988. — 29 сентябрь ( № 117 ). — С. 4 .
  26. В. Щербаков. Видеострасти // Правда коммунизма (Реж) : газета. — 1988. — 11 октябрь ( № 122 ). — С. 3 .
  27. О. Ковалов. Фильм, о котором говорят // Советский экран : журнал. — 1988. — Ноябрь (сдано в набор: 16.09.1988) ( № 21 ). — С. 14-15 . — ISSN .
  28. Цветов В., Демин В., Хлоплянкина Т., Агишева Н. Фильм: Спектр мнений. «Меня зовут Арлекино» // «Советская культура» : газета. — 1988. — 17 декабрь ( № 151 (6563) ). — С. 3 .
  29. Наше справочное бюро. «Космос». «Меня зовут Арлекино». Сеансы: 11-30, 15-30, 19-30 // На смену! (Свердловск) : газета. — 1989. — 1 январь ( № 1 ). — С. 4 .
  30. Суменов Н. М. «Неформалы» — кто они? // Они и мы. — Знание, 1989. — С. 22-26. — 58 с. — 42 010 экз. ISBN 5-07-000969-9 .
  31. Кожевников А. Ю. Крылатые фразы и афоризмы отечественного кино. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2001. — С. 238, 321. — 825 с. — ISBN 978-5-373-00972-0 .
  32. Сергей Кудрявцев. . // kinanet.livejournal.com. Дата обращения: 23 августа 2022. 17 июля 2017 года.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • на сайте « Беларусьфильм »
  • . Онлайн энциклопедия Кирилла и Мефодия. Дата обращения: 18 ноября 2012.
  • Логотип YouTube — фильм о фильме «Меня зовут Арлекино» и бандах 80-х.
Источник —

Same as Меня зовут Арлекино