Час пик (фильм, 1998)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Час пик» — советская рок-группа из Куйбышева , записавшая в 1983 году совместно с диск-жокеем Александром А́стровым первый рэп -альбом на русском языке .
В начале 1980-х годов в Куйбышеве дискотеки играли важную роль в жизни города. С 1982 по 1986 год действовало сразу несколько дискотек, апофеозом которых стали ежегодно проводимые конкурсы. В 1982 году на одной из таких дискотек и появилась рок-группа «Час пик», предпочитавшая развлекать местную публику западными хитами, чередуя их репертуаром групп « Воскресенье » и « Машина времени ». Руководителем коллектива был клавишник Александр Черкес. В куйбышевскую четвёрку также вошли Игорь Маслов (бас-гитара), Валерий Петров (вокал, гитара) и Александр Савельев (ударные) .
Весной 1983 года на дискотеке «Канон» в студенческом клубе «Гаудеамус» группа познакомилась с местным диск-жокеем Александром А́стровым (род. 20 августа 1960 года ). Сдружившись с участниками коллектива, Астров стал их звукорежиссёром . Благодаря техническим возможностям «Канона» к концу года был записан магнитоальбом , запомнившийся блюзом поющего гитариста Петрова «Дождь» и меланхоличной балладой «Для вас», написанной Черкесом. Помимо этих двух песен для альбома были записаны «Странный сон», «Памяти Джона Леннона» и «Дискотека» . Астров был не только генератором идей, но и автором большинства текстов «Часа пик» .
В конце 1983 года диск-жокей Астров предложил группе «Час пик» записать у него несколько оригинальных номеров для очередной конкурсной программы «Канона» . В процессе работы у Астрова родилась идея записать несколько рэп -вставок в стиле американской рэп-группы The Sugarhill Gang , чей дебютный сингл « Rapper’s Delight » (1979) пользовался успехом у местных диск-жокеев, однако ставить запись на танцах никто не решался из-за отсутствия русского текста . И хотя на обратной стороне грампластинки находился инструментальный вариант композиции, с добавлением голоса также никто не спешил, пока не появилась ещё одна рэп-запись от британского рок-музыканта Кэптена Сенсибла « » (1982), которая оказалась более европейской по духу и подтолкнула Астрова на эксперимент с русским языком . Черкес отказался от этой идеи, а трое оставшихся участников «Часа пик» согласились . Как и их предшественники из The Sugarhill Gang, музыканты переиграли басовую партию из диско -композиции « » группы Chic , добавив свою перкуссию и гитарный проигрыш, чтобы песня звучала в стиле хип-хоп . Инструменталы всех пяти композиций были записаны в течение одной ночи, а голос был наложен Астровым под утро .
Диск-жокей исполнил несколько англоязычных строк из «Rapper’s Delight», а в качестве перевода в шутливой форме сначала зачитал текст из стихотворения Льюиса Кэрролла « Бармаглот », а затем исполнил примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения). Позже, используя дискотечную аппаратуру, пульт «Электроника» и два магнитофона «Олимп», Астров свёл все записи воедино, добавив в некоторых местах шумы и звуковые эффекты . Через несколько часов после завершения записи музыканты вместе с аппаратурой отправились в близлежащий Тольятти , где проходил очередной конкурс дискотек. После совместного выступления «Канона» и «Часа пик» один из членов жюри, Ольга Опрятная, попросил у участников запись прозвучавших номеров. Ей сделали копию, которая и отправилась в Москву, вернувшись обратно в Куйбышев через год в виде 25-минутного магнитоальбома «Рэп» (состоящего из песен «Дискотека», «Суббота», «Рэп», «Потанцуй», «Проходит время») .
В 1984 году выход пластинки вызвал в городе Куйбышев лёгкий шок, а музыканты группы «Час пик» решили, что своей популярностью запись обязана именно им, а не Астрову, и провели около года в безуспешных попытках записать ещё один альбом . Из-за разногласий между Черкесом и Петровым группа вскоре распалась, так и не записав «своего» альбома. Черкес занялся продюсированием группы «Приём по личным вопросам», а Петров основал вскоре распавшуюся группу «Полюс» .
Весной 1986 года Астров записал наброски к трём номерам — «Город», «Что они сделали с нашей песней» и «Чернобыль», в которых попытался уйти от дискотечной тематики. Осенью его пригласили в Ленинград для участия в шоу в ЛДМ , где он в сопровождении Петрова и трио «АВИА» в первый и последний раз исполнил старые хиты со сцены .
В 1990 году музыкальный критик Артемий Троицкий в своей книге «Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии» разместил историю группы «Час пик», написанную Александром А́стровым. Коллектив был отмечен как «первая куйбышевская группа, добившаяся всесоюзной известности (если не брать в расчёт ансамбль « Синяя птица »)» .
В 1991 году журналисты Александр Алексеев, Андрей Бурлака и Алексей Сидоров в своей книге « Кто есть кто в советском роке », описывая «рэп» в словаре музыкальных терминов, упомянули, что композиции журналиста и диск-жокея Александра Астрова и группы «Час пик» являются «первыми опытами в стиле рэп в отечественной истории» .
В 1994 году в книге Александра Кушнира «Золотое подполье: полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата 1967-1994» был опубликован обзор на альбом «Рэп» от Артемия Троицкого, написанный им в статье «Заверните десяток, пожалуйста!» («Сделай сам»-84) для самиздатовского журнала « Рокси » в январе 1985 года. В своём обзоре Троицкий написал, что на 25-минутной катушке «Рэп» музыканты играют электро-фанк и «рэплются» по поводу дискотек, причём рэп по тексту «намного веселее, чем аналогичная болтовня диск-жокеев». Среди минусов альбома отметил затянутость и однообразность, но в итоге назвал «лучшей танцевальной записью года» и «хорошим подарком для наших дискотек» .
В 1999 году журналист Александр Кушнир подробно описал историю записи альбома «Рэп» (1984) в своей книге « 100 магнитоальбомов советского рока » и отметил, что эта форма подачи «русского рэпа» в его приволжской интерпретации «предвосхитила большинство будущих хитов Сергея Минаева и К°» .
В 2009 году журналисты портала Rap.ru , Андрей Никитин и Руслан Муннибаев, упомянули на сайте интернет-издания OpenSpace.ru , что первую композицию в стиле рэп на русском языке записал куйбышевский ВИА «Час пик» в 1983 году, взяв за основу инструментальную версию The Sugarhill Gang « Rapper’s Delight » (1979) .
В 2011 году журнал « Собака.ru » добавил творчество группы «Час пик» в свою хронологию русского рэпа как «первый в истории русскоязычный рэп» .
В 2015 году редактор самарского интернет-портала SamCult.ru журналист Илья Сульдин упомянул, что во время записи альбома группы «Час пик» Астров «изобрёл русский рэп» .
В марте 2016 года известный баттл-рэпер Oxxxymiron опубликовал в своём Твиттере ссылку на альбом «Рэп» группы «Час пик» и предложил обратить внимание на двойные рифмы, которые использовал Астров: «Чекните первые 8 строк. Объясните, почему в 1984 в русрэпе были двойные рифмы, а с 90х и до недавнего времени — нет?» . Этот отзыв привлёк внимание к творчеству Астрова и группы «Час пик» .
В 2016 году редактор самарского издания «Свежая газета. Культура», журналист Илья Сульдин, назвал Александра Астрова «крёстным отцом русского хип-хопа» .
В 2016 году сайт « Звуки.ру » назвал диск-жокея Астрова первым советским рэпером, чей «Рэп» был классическим образцом жанра по лекалу The Sugarhill Gang . Но в отличие от своих западных коллег Астров использовал в качестве «минусовки» не семплерные коллажи, а оригинальную музыку .
В 2016 году интернет-издание « Афиша Daily » назвало Александра Астрова «праотцом русского рэпа» за запись первого рэп-альбома на русском языке .
В 2017 году редактор портала Rap.ru , Антон Мартынов, также упомянул Астрова как «праотца русского рэпа», который выступил «духовным лидером» для советской группы «Час пик» .
В 2017 году интернет-издание Lenta.ru заметило сходство композиции «Рэп» с песней « Rapper’s Delight » группы The Sugarhill Gang , строчки из которой Астров даже зачитал на английском. Журналист Алёна Кожевникова также упомянула, что пластинка «Рэп» считается первым рэп-релизом на русском языке .
В 2017 году песня «Рэп» группы «Час пик» вошла в список «История русского рэпа в 15 важнейших треках» компании « Союз ». Составитель списка, Анатолий Зайков, подчеркнул, что Астров совместно с группой «Час пик» записал первый советский альбом в рэп-формате .
В 2018 году редактор сайта « Пятого канала », Денис Балин , в своей статье «Русский рэп: Мифы и реальность» упомянул, что рэп появился в СССР в далёком 1984 году, когда советская группа «Час пик» записала магнитоальбом «Рэп» .
В 2021 году редактор самарского издания «Свежая газета. Культура», журналист Елизавета Березина, отметила, что Астров осуществил «запись первого рэпа на русском языке» .