Провалинская-Корольчик, Янина Диславовна
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ясь и Яни́на» ( белор. Ясь i Яніна ) — белорусский советский музыкальный художественный фильм 1974 года производства киностудии « Беларусьфильм ».
Натурные съёмки проходили в деревне Вертелишки Гродненской области .
Студенты- стройотрядовцы работают на строительстве фермы , а ещё выступают как самодеятельный ВИА — после работы на речном берегу, на речном судне, в обеденный перерыв на стройке, на концерте в клубе, поют, выполняя роли сватов .
В посёлок приезжает красавица Янина ( Светлана Акимова ), она будет руководить секцией конной выездки .
Янина полюбилась Ясю ( Владимир Тихонов ), пилоту местного авиаотряда. Они действительно созданы друг для друга, оба высокие, стройные, улыбчивые, даже оттенок их роскошных волос — золотистый — совпадает.
У местных жителей есть свои любители музыки. Участковый милиционер Данила ( Юрий Волынцев ) руководит народным хором и деятельно ищет в него новых певцов. Уговаривает работницу местного молокозавода Клару, приглашает и недавно приехавшую в посёлок красавицу Янину. Янина соглашается, на первой репетиции проникновенно поёт свою песню «Ты моя надежда, ты моя отрада».
У зоотехника Адама ( Владимир Мулявин ) большая семья — четверо детей (все мальчишки), но душа его просит песни. В клубе он знакомится со стройотрядовским ВИА, только что потерпевшим фиаско со своей музыкой. Он учит их исполнять народную песню « Косил Ясь конюшину » в новой аранжировке. Местные жители собираются послушать их. Студенты и Адам создают ансамбль «Песняры».
Видя, какими глазами смотрит Данила на Янину, когда та поёт (к тому же Янину, а не её подвозит Данила на мотоцикле), Клара идет к Янине и, не называя имени, просит её отступиться от Данилы. Янина думает, что кавалер Клары — её возлюбленный Ясь, но, слыша горячие слова Клары («мы созданы друг для друга»), соглашается уступить. Недавно приехавшая, она чувствует себя неловко разрушившей чужие чувства.
Ничего не подозревающий Ясь в сопровождении «Песняров» приезжает свататься к Янине, и она отказывает ему. В купальскую ночь Ясь пытается объясниться с Яниной, но та, связанная обещанием Кларе, отказывается его слушать. Зато удаётся объясниться Даниле и Кларе. Увидев это, Янина понимает, что ошиблась…
Ясь уезжает вместе со стройотрядовцами, которым пора на учёбу в институт. Все, поняв, что наломали дров, кидаются за ними в погоню — Янина с дедом-капитаном на баркасе по реке, многочисленные сочувствующие на моторных и вёсельных лодках с ними вместе, Данила и Клара на автомобиле… Ясь и Янина вновь соединяются. Все смотрят на них восхищёнными глазами, и даже водолаз из реки приветственно машет рукой, удачно к месту звучит куплет белорусской народной песни «Дык бяры ж ты Яніну, Працавітую дзяўчыну».
Фильм очень музыкальный, в нём кроме «Песняров» и Янины поют и Ясь, и ансамбль при доме культуры, и даже не обученный этому Данила; в фильме много танцев — танцуют, играя на дудочках, дети Адама, танцуют жители поселка в клубе, танцуют Ясь и Янина, танцуют в рабочий перерыв на строительстве фермы, танцуют парни и девушки в купальскую ночь .
В фильме представлена советская действительность — стройотрядовское движение, шефская помощь городских специалистов сельскохозяйственным работникам в наладке оборудования, рабочая культурная самодеятельность, доступность занятий для жителей физкультурой и спортом, руководяще-организующая роль на селе участкового милиционера.
В фильме присутствует лёгкий юмор — телевизор желает здоровья чихнувшему Даниле, от пения Данилы на глазах засыхает домашнее растение, упавший в воду с пристани студент выпрыгивает обратно совершенно сухим, самый крепкий из стройотрядовцев Саша ( Александр Демешко ) легко поднимает поддон с полутора сотнями кирпичей, а потом оказывается, что поддон тянет ещё и подъемный кран, стройотрядовцы чинят посудомоечную машину на молокозаводе, устраивают её пробный пуск, но в ней что-то взрывается и на конвейер вместо череды молочных бутылок выезжает одна сверкающая чистотой бутылка из-под спиртного Саши (но он пил из неё перед этим молочный продукт), он же, перепрыгивая реку с шестом с высоких мостков, берёт вторую попытку, но всё равно падает на середину реки, которая оказывается ему по колено, капитан речного баркаса изображает из себя «морского волка» («да я кроме гавайского рома…», «от меня ещё никто не уходил») и т. д.
В фильме есть элементы триллера — захватывающая (с поправкой на время — начало 70-х годов) погоня за Ясем на автомобиле начинающего шофёра, Данилы и Клары — в ней есть и разбрызгивающая лужи езда на сумасшедшей скорости по просёлочным грунтовым дорогам, каскадёрские трюки Данилы, когда он с крыши автомобиля протирает тряпкой заляпанное грязью лобовое стекло и когда он, сменив за рулём неумелого шофёра, вылетает лоб в лоб гордости белорусского автопрома — грузовику « БелАЗ » и, соблюдая спокойствие, проскакивает между колёс грузовика и у него под днищем (а может быть, и мимо).
Экран и культурное наследие Беларуси. Минск, 2011. ISBN: 978-985-08-1321-3