Interested Article - Корзинин, Николай Иванович
- 2020-05-11
- 1
Никола́й Ива́нович Корзи́нин ( 18 декабря 1951 , Ленинград — 25 февраля 2011 , Санкт-Петербург ) — советский и российский рок-музыкант, вокалист , барабанщик , гитарист и композитор . Наиболее известен по выступлениям с группой « Санкт-Петербург ».
Биография
Николай Корзинин провёл детские годы в центре Ленинграда, на углу улиц Гороховой и Малой Морской ; начал заниматься музыкой с 5 лет; в 1959 году поступил в 232 школу с английским уклоном, откуда перешёл в 238 на Адмиралтейском канале . Весной 1967 года, заканчивая восьмой класс, Николай, который уже был знаком с музыкой « The Beatles », стал участником своей первой поп-группы «The Red Scarfs» (имеются в виду газовые шарфики, очень популярные у модниц 1960-х годов). В неё входили девятиклассники Дмитрий Мацко, соло-гитара, Сергей Рейман, бас, вокал, а также Корзинин, ритм-гитара, фортепиано, и Тимофей Александров, барабаны.
Собственных инструментов и аппаратуры не было, и «The Red Scarfs» заимствовали у знакомых, которые репетировали в ДК им. Володарского на Исаакиевской площади . Они играли англоязычные хиты из репертуара «The Beatles» и « The Animals » (самым лучшим номером их программы был « The House of the Rising Sun » последних) и за год своего существования успели пару раз выступить на школьных вечерах. К этому времени Корзинин увлекся барабанами, занимался в джазовой школе и, чередуясь с Александровым, начал осваивать их с помощью стоявшей во Дворце установки «Tocton». Влияние на манеру игры Николая оказали многие музыканты тех лет, но наиболее близким для себя он считал почерк Чарли Уоттса из « The Rolling Stones ».
До 1968 года учился в музыкальной школе при Ленинградской Консерватории им. Римского-Корсакова по классу фортепиано, а также осваивал игру на трубе.
Осенью 1968 года десятиклассник Корзинин познакомился с Николаем Зайцевым из группы «Викинги», которая репетировала в одном из общежитий ленинградского Политеха . Они исполняли, главным образом, инструментальные пьесы западных и отечественных классиков жанра (от « The Shadows » до « Поющих гитар ») и искали барабанщика. Корзинин им подошёл. Через два года «Викинги» перешли к собственным песням на русском языке, в связи с чем сменили имя на «Словяне», и быстро стали заметным явлением на местной рок-сцене.
Летом 1971 года «Словяне» познакомились с самой популярной тогда группой города, « Санкт-Петербургом », который был близок им по своим художественным вкусам, а после того, как в ноябре барабанщика Владимира Лемехова забрали в армию, его место занял Корзинин. На несколько месяцев зимой-весной 1972 года «Словяне» объединились с Владимиром Рекшаном , но альянс оказался непрочным и распался к началу лета. Тем не менее, в июле Корзинин, отыграв месяц на танцах в Парголово с коллективом «Аврора», был приглашен в новый состав «Санкт-Петербурга» . По традиции, начинали с песни Николая «Позволь».
Осенью 1972 года Корзинина призвали в Вооруженные Силы , но он не прошёл по состоянию здоровья. Из-за этого пару раз, когда Николаю пришлось скрываться от военкомата , снова за барабанами был Владимир Лемехов.
В мае 1973 года «Санкт-Петербург» выступил на ночном рок-фестивале в пригородных Юкках , который устраивал экс-гитарист «Шестого Чувства» Игорь Солуянов, однако, Рекшан в это время был на спортивных сборах, поэтому отыграли без него — в некоторых песнях Корзинин брал в руки гитару, а Никита Лызлов подменял его за барабанами. Осенью подобная ситуация повторилась ещё пару раз .
Группа неуклонно эволюционировала в направлении более организованного харда и арт-рока с продуманными и деликатными аранжировками, чему способствовал мелодизм Корзинина, тяготевшего в своих песнях к балладному изложению и среднему темпу («Позволь», «Двери открой, мой Санкт-Петербург», «Хвала воде»). Лишь один номер, «Я тебя давно не знал такой», Рекшан и Корзинин сочинили вместе .
В 1972—1973 годах «Санкт-Петербург» доминировал в среде рок-н-ролльных команд Ленинграда, а песни Корзинина играли существенную роль в репертуаре группы, но расхождение во взглядах на её будущее у Рекшана, с одной стороны, и трёх остальных музыкантов во главе с Корзининым с другой, привело к тому, что в декабре 1973 года Николай со своими товарищами отделился и организовал не менее популярный в середине 1970-х «Большой Железный Колокол» .
Манера Корзинина отличалась алогичностью , нарочитой и эффектной небрежностью. Он интересно использовал медь, особенно любил хай-хэт , выделывая на нём любопытные, по тем временам, номера. К тому же Корзинин пел не только подпевки, но и соло; обычно, когда ударник одновременно поет и играет, то это сказывается, его игра становится более скупой, скованной; Корзинину же вокал ничуть не мешал держать даже довольно сложные ритмические рисунки. Если кому-то удавалось хотя бы случайно встретить его на улице, тому завидовали, а когда некоторым удавалось даже поговорить, или кто-то был с ним знаком, в крайнем случае, просто поздоровались, то немедленно происходило безоговорочное зачисление счастливчика в высшую фанскую элиту .
Начав свою карьеру на подпольных сейшенах, «Колокол» завершил её в марте 1977 года на склонах горы Чегет на Северном Кавказе, где музыканты развлекали своими песнями горнолыжников и местных жителей, после чего Корзинин вернулся в Ленинград, а осенью встретился с частью « Мифов » в кафе «Сюрприз» на Невском проспекте , из чего выросла недолговечная супергруппа «Неофициальный Визит».
С ноября 1977 по март 1978 года Корзинин и бас-гитарист Константин Петров играли на танцах в Песочном в компании тамошних музыкантов, после чего Николай и его коллега по «Колоколу» Виктор Ковалев объединились с участниками «Идеи Фикс» (которая годом раньше сменила их на Чегете) под вывеской «РИСК.О!». На пару вечеров в 1978 году Корзинин с Рекшаном возродили «Санкт-Петербург». Поскольку сейшены в этот период случались нечасто, с осени 1979 года «РИСК.О!» зарабатывал в кафе «Сонеты» и «Ровесник», ресторанах «Москва» и «Баку».
В канун 1980 года Корзинин подменял барабанщика в « Пикнике » , сезон пел в Володарском с группой экс-гитариста «Колокола» Владимира Сафронова, а осенью 1981 года в очередной раз воссоединился с Рекшаном под названием «Город».
«Город» вступил в Ленинградский рок-клуб и в 1981—1982 и 1984—1986 годах играл на его сцене (параллельно работая в ресторане «Метрополь» и Сестрорецке ), исполняя как старые хиты «Санкт-Петербурга», так и новый материал Рекшана.
Между тем, ещё в середине 1970-х у Корзинина, который, как правило, редко сам писал тексты песен (они принадлежат его жене Ирине Корзининой и Аркадию Драгомощенко ), появился новый знакомый, поэт и студент ФИНЭКа Андрей Соловьёв . Он приехал из Мурманска . Спустя недолгое время эта дружба вылилась в тесное сотрудничество и привела к появлению цикла удивительно романтичных и красивых песен: «Воздушный пух», «В переулках», «Скучаю и грущу», «Всё к лучшему».
Сумрачный, замкнутый Корзинин сочинял песни с ярко выраженным нонконформистким содержанием, в них чувствовался надрыв и горечь одиноких поисков. Сейчас они кажутся несколько наивными, в них не было появившейся гораздо позже проблемности, сатиры, гротеска и философии. Зато их отличает искренность, без чего дальнейшее развитие искусства невозможно.
Летом 1984 года на студии Андрея Тропилло Корзинин начал запись сольного альбома, в который вошли как песни, сочиненные им с А. Соловьёвым, так и классические номера 1970-х, «Древняя дорога» и «Верю я всему». Участие в работе приняли музыканты «Санкт-Петербурга» и «Большого Железного Колокола» ( Никита Зайцев , Сергей Курёхин ), «РИСК.О!» (Владимир Желудов, Вячеслав Черных), «Города» (Сергей Болотников), « ДДТ » ( ) и « Аквариума » ( Александр Титов , Борис Гребенщиков , который всегда высоко ценил мелодический талант Корзинина и «Колокол»).
К сожалению, работа над альбомом так и не была доведена до конца, так как весной 1986 года студия на Охте внезапно закрылась. Позднее его доработал на своей домашней студии старый друг Корзинина, флейтист Андрей «Доктор» Соколов. В начале 1988 года альбом «Камни Санкт-Петербурга» всё же появился под лейблом А-Студии и был удостоен диплома на конкурсе магнитоальбомов журнала « Аврора ». На CD издан в 2001 году.
Корзинин как композитор всегда тяготел к лирическим интонациям. Песни, представленные в альбоме, подчеркнуто камерны и достаточно далеки от социальных событий современности. Это — лирика, немного наивная и в то же время мужественная, жесткая и удивительно чистая. В роке подобные вещи — чрезвычайная редкость. Автором большинства текстов является Андрей Соловьёв, и надо сказать, что альбом в немалой степени появился благодаря ему. «Камни Санкт-Петербурга» — отнюдь не запыленный экспонат из рок-н-ролльного музея, наоборот, очень живой, искренний и цельный, несмотря на то, что все песни написаны в середине семидесятых — начале восьмидесятых, и дыхание ритм-энд-блюзового мейнстрима пронизывает каждый такт. Первая тема — «Все к лучшему». Одна из лучших песен альбома, элегический , грустный гимн тишине и забвению. Это своего рода «белая полоса», только вместо неё здесь — очень точный и емкий образ старой заброшенной станции, где постоянно горит «красный свет». «От 14 до 55» — не самая лучшая песня, есть в ней что-то эстрадное. «Скучаю и грущу». Компьютерная аранжировка, которой от Корзинина, как от представителя старой школы, казалось бы, трудно было ожидать. Однако механический и немного монотонный рисунок неплохо сочетается с наложенной сверху гитарой (Никита Зайцев) и флейтой (Андрей Соколов, он же звукорежиссёр альбома). «Воздушный пух» — очень прихотливая, загадочная мелодика и не менее загадочное, мистическое звучание гитары (Сергей Болотников). По тексту — нечто вроде рок-романса, однако со вкусом. «Древняя дорога» — наиболее динамичная, «энергетическая» тема альбома. Болотников здесь играет более традиционно, но не менее парадоксально, чем в предыдущей вещи. «В переулках». Удивительно гармоничное сочетание компьютерного саунда, тактичного, с мягкой экспрессией соло на флейте и проникновенного вокала (Корзинин всегда очень своеобразно пел, хотя больше известен как барабанщик), отголосков восточной музыки и неподдельно искренних стихов. Торжественно-маршеобразный ритм. Мелодия волшебной красоты. Магия просветленности. «Верю я всему». Классический мейнстрим с размеренной поступью ударных, сочными брейками и нарастающей эмоциональностью. На гитаре опять Н. Зайцев, его соло очень эффектно и расширяет пространство песни .
В апреле 1987 классический состав «Санкт-Петербурга» собрался для участия в ностальгическом рок-шоу Коли Васина . Во второй половине 1980-х они выходили на сцену ещё несколько раз, хотя к началу следующего десятилетия формула свелась к уравнению Рекшан*Корзинин плюс сессионные музыканты.
В декабре 1988 года Корзинин и Никита Зайцев создали «Неприкосновенный Запас». Они изредка выступали с концертами, записали несколько номеров на студии «ДДТ» и распались весной 1993 года.
Группа называлась «НЗ», как «Неприкосновенный Запас». Мы же переводили себя, как Никита Зайцев. А вообще-то, была мысль назваться «Новые Космополиты», но спонсоры не въехали. Со мной играли Никита Зайцев — гитара, Юра Задоров — клавиши, он записывал с нами «Пасху», «Засаду», «В переулках», «Верю я всему», живёт в Финляндии, играет в церкви на органе. На барабанах — Юра Соколов (Помидор), из «Поющих Гитар», который поигрывает с ними в лиге ветеранов. На басу — Юра Иваненко из «Поющих гитар», живёт в Израиле.
— Николай Корзинин
Этим составом, группа «НЗ» выступила в сентябре 1989 года на фестивале лауреатов конкурса магнитоальбомов «Аврора-89» в один день с « Разными людьми » и «Мифами».
Апогеем совместного творчества Андрея Соловьёва и Николая Корзинина можно назвать песню «Пасха», впервые прозвучавшую в 1988 году в рамках выступления группы «Санкт-Петербург» на VII фестивале Ленинградского Рок-Клуба. Позже песня была записана Корзининым и Никитой Зайцевым (в незаконченном альбоме проекта «НЗ»), и на неё был снят клип (режиссёр Олег Агафонов) .
Песню Корзинина «Спеши к восходу» очень любил Никита Зайцев и часто напевал её, исполнив также в составе «ДДТ» на гастролях в Японии 1990 года, когда группа оказалась вынуждена выступать без Шевчука .
В 1991 году на «Сигнальной серии пластинок 1991 (13)» значилась группа «БЖК» с фрагментом альбома «Все к лучшему»: 1 — «Пасха» (Н. Корзинин — А. Соловьев), 2 — «Верю я» (Н. Корзинин — А. Драгомощенко) .
Осенью 1991 года Корзинин записал барабаны на альбоме « Разных людей » «Бит» (студия «Фонтанка,39») , а в марте 1993 года был приглашён участвовать в дебютной работе Сергея Чигракова — «Чиж» . Помимо того, на протяжении 1990-х Корзинина можно было видеть и слышать в группах «СП Бабай» и «Храм Мира» (обе вместе репетировали в клубе «Перевал»), а также на нечастых концертах и альбомах «Санкт-Петербурга», среди последних были: Коллекционный «69-94» (запись 1993 года) , «Лирика Капитализма» (1996) , «Классика» (1997) , «Революция» (1997) , «Живьём!» (2003) , «Лучшие годы» (2009) , «Песни алкоголика» (2009, музыка к треку «Day of Eastern») , «1972-й» (2009) .
В 1998 году Корзинин составил сборник своего умершего друга Андрея Соловьева «„До востребования“, Стихи и Поэмы».
18 декабря 2001 года в петербургском клубе «Полигон» Николай Корзинин отметил свой пятидесятый день рождения. В приуроченном к юбилейной дате концерте участвовали почти все составы «Санкт-Петербурга», «СП Бабай», «Мифы» образца 1972 года, старые « Земляне » и другие музыканты-единомышленники. В том же году звукорежиссёр Виталий Муканяев на студии «SoftJoys» реставрировал альбом Корзинина, расширив его за счёт других архивных записей, а в 2002 году появился и отснятый на концерте видеофильм «День рождения в „Полигоне“» (режиссёр Андрей Костюшкин).
Он всегда умел найти себя в музыке — жесткий и бескомпромиссный лидер и тактичный аккомпаниатор, тонкий мелодист с безупречным вкусом и чутьём на верный звук, камертоном откликающийся на точную поэтическую строку, певец, барабанщик и гитарист Николай Корзинин являет собой редкий пример сочетания мастерства, таланта и подлинной творческой свободы.
Далее с течением времени Корзинин в музыкальной жизни участвовал лишь эпизодически. Появлялся с «Санкт-Петербургом» на фестивале « Окна открой! » в 2003—2004 годах. 31 октября 2009 года выступил по приглашению В. Рекшана в ЦВЗ « Манеж » на концерте, посвященному 40-летию коллектива. В 2011 году вышел DVD «Live in Manege».
В 2007 году на сборнике « Митьковская Олимпиада» значились треки «Николай Корзинин — Зенит в 1982 году» (CD 3) и «Корзинин & Курехин & Зайцев & Титов — Все к лучшему» (CD 4) . В 2010 году композиции «Скучаю и грущу» и «Пасха» оказались на памятном издании « ».
«Зенит в 1982 году» — Корзинин и Андрей Соловьёв написали песню, будучи болельщиками одноимённой команды . Трек сделали примерно в 1985 или 1986 году на домашней студии Андрея Соколова. Эта песня вызывала особую гордость автора, так как она ещё в 1982 году предрекла чемпионство «Зенита», когда команде было до этого ещё очень далеко .
В 2009 году петербургский звукорежиссёр Игорь Пленов провел реставрацию и ремастеринг альбома «Камни Санкт-Петербурга» . В 2010 году при помощи самого Корзинина были собраны неизданные записи начала 1990-х и составлен альбом «Верю я всему…», также реставрация и мастеринг осуществлены Пленовым .
В 2009 году И. Пленов отреставрировал также демозапись, сделанную Сергеем Курёхиным в 1985 г. при подготовительной работе над альбомом «Камни Санкт-Петербурга». Николай Корзинин играл Курёхину свои песни, а тот давал комментарии и записывал всё на магнитофон, чтобы потом сделать собственные аранжировки .
У Корзинина было не так много песен. Он говорил: «Чем мне нравится моё творчество: у меня немного песен — зато, плохих нет!». В своё время Константину Никольскому приписывали похожую фразу: «Новые песни пишут те, у кого старые плохие».
10 февраля 2010 года присоединился к «Мифам», выступавшим в петербургском клубе «Jagger», исполнил песню «Спеши к восходу» .
В последний раз сыграв за барабанами на концерте с группой «Санкт-Петербург», Николай перенес инсульт и попал в коме в реанимацию. Врачи говорили, что нужно ждать и жить во всяком случае он хочет. Вопреки этому, в ночь на 25 февраля 2011 года музыкант скончался . Похороны прошли в большом зале петербургского Крематория . В объявлении было написано: «Кто хочет попрощаться с Николаем Ивановичем Корзининым, приходите…» . 10 апреля 2011 года о нём вспоминали звуком инструментов и словом стихов коллеги и друзья.
Он был легендарным и загадочным персонажем ленинградской рок-музыки, которого почти не знают слушатели. Он не любил концертных сборищ и тусовок. Он не любил пустых разговоров, но начавшийся простой разговор мог затянуться на часы, и иногда после было трудно с определённостью сказать, что именно важного было в этом разговоре, но то, что он был важен, не вызывало сомнений.
Он был отделен от суеты и общепринятых систем существования. Отделен. Именно отделен, а не отделён. Отделен от всех, от всего…
— Катерина Никитина, создатель «Тонкой Игры»
27 февраля 2012 года в Санкт-Петербурге состоялся вечер памяти Николая Корзинина.
Примечания
- Бурлака А. Рок-энциклопедия: Популярная музыка в Ленинграде—Петербурге. 1965—2005: Т. 2 / А. Бурлака. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. — С. 81—82
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. Архивировано из 18 октября 2013 года.
- . Дата обращения: 3 ноября 2012. 4 марта 2016 года.
- Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии. — М.: Книга, 1990. — С. 61
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. Архивировано из 4 августа 2012 года.
- . Дата обращения: 3 ноября 2012. 8 декабря 2015 года.
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. 12 августа 2016 года.
- Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке. Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки. — М.: МП «Останкино», 1991. — С. 217
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. 13 сентября 2012 года.
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. 21 июля 2012 года.
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. 14 января 2013 года.
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. Архивировано из 25 июня 2010 года.
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. Архивировано из 25 июня 2010 года.
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. Архивировано из 26 июня 2010 года.
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. Архивировано из 27 июля 2010 года.
- Дата обращения: 2 ноября 2012. Архивировано из 26 июня 2010 года.
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. Архивировано из 26 июля 2010 года.
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. Архивировано из 26 апреля 2010 года.
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. Архивировано из 26 апреля 2010 года.
- . Дата обращения: 7 июля 2022. Архивировано из 20 сентября 2014 года.
- . Дата обращения: 3 ноября 2012. 10 мая 2012 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 15 ноября 2012. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 15 ноября 2012. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 22 ноября 2012. 28 ноября 2012 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. 8 августа 2012 года.
- . Дата обращения: 2 ноября 2012. 25 ноября 2011 года.
- (недоступная ссылка)
Литература
- Алексеев А., Бурлака А. , Сидоров А. Кто есть кто в советском роке. Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки. М.: Издательство МП «Останкино», 1991. 320 с. С. 217. ISBN 5-86018-001-2
Ссылки
- на сайте Discogs .
- 2020-05-11
- 1