Interested Article - Треугольник (альбом)

Треугольник — второй «естественный» студийный альбом советской рок-группы « Аквариум », который был записан на студии АнТроп в середине 1981 года и отличался от остальных альбомов группы многочисленными звуковыми и музыкальными экспериментами, а также текстами, написанными в стиле абсурдизма (многие — Анатолием «Джорджем» Гуницким ). Впоследствии лидер группы Борис Гребенщиков назвал альбом «Треугольник» «от начала и до конца продуманным музыкальным цирком ».

Альбом был включён в книгу « 100 магнитоальбомов советского рока » Александра Кушнира .

История альбома

Борис Гребенщиков вспоминал, что «половину песен альбома музыканты писали, сидя на крыльце Дома юного техника в ожидании Андрея Тропилло, а также во время прогулок и поездок в общественном транспорте» .

Запись

Осенью 1980 года после нескольких лет бродяжничества у «Аквариума» появилась возможность записать материал на начавшей функционировать студии Андрея Тропилло . После появления студии АнТроп и выпуска Синего альбома коллектив к середине 1981 года приступил к записи сразу нескольких альбомов: Электричество , Акустика и Треугольник . Все они создавались в течение весны и лета, причём строгих разграничений не было. Отличия заключались в том, что Электричество и Акустика воспринимались как программные альбомы, а Треугольник — своеобразным. Большая часть была придумана в паузах между сессиями, во время походов в кофейню или процессе ожидания опаздывавшего на несколько часов Тропилло .

Основная часть работы сопровождалась эйфорией, экспериментами и находками. В промежутки между разными по характеру песнями, музыканты вставляли бракованные треки, резервные фрагменты или взятые с учебного комплекта грампластинок грохот грома, пулемётную стрельбу, голоса животных. По мере приближения к концу записи «Аквариум» полностью освоились в студии Дома юного техника. Они изучили технические возможности магнитофона «Тембр-2М», используя его по максимуму .

Оформление

После завершения сессии Борис Гребенщиков задумался о названии и обложке альбома. Первоначально альбом планировалось назвать Инцест , и лишь впоследствии в просветлённом абсурдистском сознании Гребенщикова возник треугольник — исключительно в качестве символа. Возникало сразу нескольку вариантов обложки, но их создание было нереальным. Так, по одной из дизайнерских идей предполагалось провести фотосессию на развалинах деревянного дома, где все участники были одеты в пенсне и костюмы начала XX века. Гребенщиков работал над этим немало времени, но в итоге всё закончилось съёмками в соседнем с Домом юного техника дворе и в самой студии. Всеволод Гаккель залез за шторку на подоконнике, а Гребенщиков, надев на голову валяющийся на полу сломанный рефлектор, начал двигаться по направлению к окну. Прикинув, как всё это выглядит через объектив, он сказал: «Давайте снимать!» . Таким образом появилась лицевая обложка Треугольника . Её делал Андрей «Вилли» Усов, который делал оформление почти ко всем альбомам «Аквариума» и некоторым для « Зоопарка » . Надпись на развороте альбома, выполненная толкиеновским шрифтом на усиливала эффект загадочности , а именно, слово «Аквариум» на внутренней стороне конверта было нанесено посредством сразу двух различных видов письма: Тенгвар и Кирт , первое по внешнему виду напоминает древнеиндийское письмо , второе — германские руны .

Музыка и тематика песен

Шесть песен альбома были написаны на стихи сооснователя и бывшего участника «Аквариума» Анатолия «Джорджа» Гуницкого

Темы к Треугольнику подбирались легко. Половина песен была написана на стихи одного из основателей «Аквариума» Анатолия «Джорджа» Гуницкого . Такие песни, как «Хорал», «Марш», «Крюкообразность», «Поэзия», «У императора Нерона », «Мой муравей» были написаны ещё в середине 1970-х годов и особого успеха они не имели. Близким друзьям «Аквариума» эти вещи казались дикими и надуманными. По воспоминаниям Бориса Гребенщикова, в 1973 году никто не понимал, для чего это, как « Мочалкин блюз » может быть вообще написан. Часть песен («Матрос», «Сергей Ильич», «Миша из города скрипящих статуй») была придумана Гребенщиковым во время поездок в городском транспорте. Музыкальная фактура песни «Сергей Ильич» представляла собой кавер-версию мелодии Марка Болана «Cat Black» .

Идей возникло множество. К примеру, «Крюкообразность» первоначально была записана с барабанной дробью, боевым фортепиано и Дюшей Романовым в качестве вокалиста. Он пытался исполнять её в манере Эрнста Буша — немецкого певца, антифашистские марши которого любили транслировать по советскому радио в 1930-х годах . Пока Гребенщиков в соседней комнате дорабатывал «Графа Гарсию» из Акустики , музыканты собрались вокруг рояля и изобретали дополнительные варианты «Крюкообразности». В итоге её неожиданно спела Ольга Першина , сыгравшая в Треугольнике в ряде вещей на пианино и придумавшая мелодию к «Двум трактористам» .

Ещё один характерный пример — композиция «Поручик Иванов», в середине которой была совершенно другая мелодия, по воспоминаниям музыкантов — «очень красивая». Но внезапно эту песню решили записать с импровизированным оркестром: с ходу и без репетиций. Этот полуджазовый вариант понравился всем и его решили оставить. Управлял этим ансамблем джазово-авангардный пианист Сергей Курёхин , который, по словам музыкантов «навёл тогда в студии клавишного блеска» .

В композиции «Миша из города скрипящих статуй», посвящённой популярному в кругах питерской богемы носителю аутентичного фольклора журналисту Михаилу Шишкову, музыканты изобрели идею имитации завываний ветра. Флейта направлялась прямо внутрь рояля, у которого в этот момент была нажата педаль и отпущены струны. Делалось это для большей реверберации — спущенные струны начинали резонировать и создавали специфический гудящий фон .

По воспоминаниям создателя обложки «Треугольника» Вилли Усова, во время записи композиции «Поэзия» больше смеялись, чем работали. Гребенщиков играл на рояле и при этом говорил: «Финская баня, где ты сгоришь?» . Затем плёнку переворачивали задом наперёд, и финская баня «горела» наоборот. Потом все сидели и слушали: «арокс, арокс, штер» . Аналогично записана фраза «Колесница из шёлка» в заключительной композиции альбома, что есть перевод в единственном числе «Chariots of Silk» , названия первой песни в альбоме Марка Болана « Unicorn », пятая песня с которого — «Cat Black (The Wizard’s Hat)» собственно и легла в основу «Сергея Ильича» . Заканчивается «Треугольник» фразой: «Lasto beth lammen» заклинанием на эльфийском языке из эпопеи Дж. Р. Р. Толкиена « Властелин Колец » (кн.2, гл.4), что в дословном переводе может значить — «слушайте слово моего языка» .

Отзывы и критика

Осенью 1981 года, во время очередных концертов «Аквариума», Борис Гребенщиков привёз в Москву первые десять экземпляров альбома, предназначавшихся для Артемия Троицкого и другим деятелям рока. Троицкий, прослушав на даче у Александра Липницкого , сказал, что «всё это конечно замечательно и концептуально, но в Москве такой бред слушать никто не будет» . Обозреватель подпольного рок-журнала Рокси отмечает, что песня «Миша из города скрипящих статуй» наиболее характерна, как пример рок-аранжировки в сочетании со странным текстом и думает, что музыканты вознамерились создать свою мифологию, исследуя при этом чисто музыкальные возможности. В конце он подчёркивает: удалось ли ребятам сказать то, что они хотели, остаётся без ответа, потому что неясно, что же именно они хотели сказать здесь . Александр Кушнир в книге 100 магнитоальбомов советского рока называет запись альбома самой весёлой, свежей и непрогнозируемой. Сам Борис Гребенщиков был счастлив, что выпустил этот альбом . Юрий Шевчук вспоминал, как его в Уфе в начале 1980-х годов поразил альбом «Треугольник», аранжировки которого сделал Сергей Курёхин: «Удивительный, ни на что не похожий разум» .

Успех альбома

Режиссёр Сергей Соловьёв (крайний справа) использовал песни «Треугольника» для двух своих картин

Помимо по достоинству оценённой концептуальности и абсурдности альбома, альбом запомнился несколькими песнями, ставшими визитными карточками группы: так, песни « Козлодоев » и « Мочалкин блюз » удостоились исполнения в кинофильме Сергея Соловьёва « АССА » 1987 года и были записаны для одноимённого альбома-саундтрека . Песня «Марш» была использована в другом фильме Соловьёва — « Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви » 1989 года.

Песня «Два тракториста» была исполнена группой в телепередаче « Весёлые ребята », однако, согласно цензурным и идеологическим соображениям, песня претерпела изменения в тексте и была переименована в «Два пианиста» . Также песня «Два тракториста» исполнялась Всеволодом Гаккелем и Борисом Гребенщиковым на юбилейном концерте, посвящённом 25-летию группы в 1997 году.

Песни «Мочалкин блюз» и «Старик Козлодоев» до сих пор исполняются Гребенщиковым на концертах. В частности, песня «Козлодоев» заняла 49-е место в списке лучших песен русского рока в XX веке по версии радиостанции « Наше радио », а также исполнялась другими российскими музыкантами: Олегом Гаркушей , Глебом Самойловым (в изменённом, пародийном варианте), Сергеем Рыженко (не только в фильме «Асса», но и в будущем на сольных концертах), группой «Выход» и многими другими музыкантами (часть кавер-версий вошла в трибьют -сборник « Re:Аквариум »).

Хронология выпуска

Регион Дата Лейбл Форматы Каталог
СССР 1981 АнТроп Бобина нет
Россия 1994 Триарий CD AM 008
1995 Союз CS SZ0418-95
1996 Триарий CD AM 008
1998 Moroz Records dTR 07998 CD
1999 Триарий AM 008 B
Украина JRC JRC 00157-99
Россия 2002 Союз SZCD 1456-02
15 апреля 2002 CS SZ 1456-02
2013 SoLyd Records LP SLR LP A02

Участники записи

Список композиций

Сторона жести

Название Слова Музыка Длительность
1. «Корнелий Шнапс» Б. Гребенщиков Б. Гребенщиков 1:07
2. «Поручик Иванов» Б. Гребенщиков Б. Гребенщиков 1:48
3. «Марш» А. Гуницкий Б. Гребенщиков, А. Романов 1:28
4. « Старик Козлодоев » Б. Гребенщиков Б. Гребенщиков 2:28
5. «Поэзия» А. Гуницкий Б. Гребенщиков 0:47
6. «Два тракториста» Б. Гребенщиков О. Першина 1:56
7. « Мочалкин блюз » Б. Гребенщиков Б. Гребенщиков 3:42
8. «Хорал» А. Гуницкий Б. Гребенщиков 0:24
9. «Крюкообразность» А. Гуницкий А. Романов, исполняет Ольга Першина 1:37
10. «Матрос» Б. Гребенщиков Б. Гребенщиков 1:36

Сторона бронзы

Название Слова Музыка Длительность
11. «Миша из города скрипящих статуй» Б. Гребенщиков Б. Гребенщиков 3:12
12. «Гиневер» инструментал А. Романов, А. Александров («Фагот») 1:50
13. «Начальник фарфоровой башни» Б. Гребенщиков Б. Гребенщиков 4:39
14. «У императора Нерона » А. Гуницкий Б. Гребенщиков 1:30
15. «Мой муравей» А. Гуницкий Б. Гребенщиков 3:46
16. «Сергей Ильич (Песня для Марка Болана Б. Гребенщиков М. Болан 2:52

Бонус-трек

Присутствует на диске Антология — II. Треугольник .

  1. Географическая (автор — Б. Гребенщиков) (1:35)

Примечания

Источники
  1. . Дата обращения: 7 января 2008. Архивировано из 26 октября 2007 года.
  2. в эфире радиопередачи «Летопись» на Нашем радио (2003)
  3. Антон Чернин. «Наша Музыка: История Русского Рока»// Группа «Аквариум». Альбом «Треугольник» (1981)
  4. Кушнир, Аквариум Треугольник (1981).
  5. , p. 60.
  6. . re-censor.ru . Дата обращения: 27 февраля 2022. 27 февраля 2022 года.
  7. . handbook.severov.net . Дата обращения: 26 февраля 2022. 26 февраля 2022 года.
  8. . handbook.severov.net . Дата обращения: 26 февраля 2022. 26 февраля 2022 года.
  9. . Дата обращения: 5 декабря 2017. 16 сентября 2017 года.
  10. . Дата обращения: 24 июля 2022. 6 марта 2022 года.
  11. . Дата обращения: 15 декабря 2019. 15 декабря 2019 года.
  12. ( В. Гаккель в автобиографической книге «Аквариум как средство ухода за теннисным кортом» в качестве соавтора музыки указывает себя и А. Романова )
  13. . Дата обращения: 18 апреля 2018. 15 апреля 2018 года.
  14. . Дата обращения: 18 апреля 2018. 19 апреля 2018 года.
Библиография
  • Ольга Сагарева. Аквариум 1972-1992. — Москва: Алфавит, 1992. — 378 с. — ISBN 5-7044-0013-2 .
  • Александр Кушнир . Аквариум Треугольник (1981) // . — Москва: Крафт+, 2003. — 400 с. — ISBN 5-7784-0251-1 . от 28 сентября 2017 на Wayback Machine

Ссылки

  • в Павла Северова
  • в Яндекс. Музыке.
Источник —

Same as Треугольник (альбом)