Interested Article - Андерграунд (фильм)
- 2021-09-06
- 1
«Андергра́унд» ( серб. Подземље , англ. Underground ; в русских источниках также известен под названиями « Подполье » , «Под землёй» ) — пятый полнометражный фильм режиссёра Эмира Кустурицы , трагикомедия по сценарию Душана Ковачевича , основанному на его же пьесе. Действие ленты разворачивается на протяжении примерно пятидесяти лет (с 1941 года по начало 1992 ) в Югославии .
В Югославии и Франции фильм также выходил в телеверсии под названием Била једном једна земља («Жила-была одна страна»), состоявшей из шести серий общей продолжительностью в 5 часов. В телесети Германии фильм демонстрировался под названием «Underground» и был несколько раз показан как в полной 5-часовой, так и в сокращённой 3-часовой версиях.
Сюжет
Пролог
Действие фильма начинается в ночь с 5 на 6 апреля 1941 года . Двое подгулявших приятелей — Марко Дрен ( серб. Марко Дрен, Marko Dren ; Мики Манойлович ) и Петар Попара ( серб. Петар Попара, Petar Popara ; Лазар Ристовски ) по прозвищу Чёрный ( серб. Црни, Crni ) — возвращаются в Белград . Друзья проезжают мимо дома Ивана ( Славко Штимац ), брата Марко, и приветствуют его громкими криками. Затем процессия останавливается возле дома Чёрного, откуда выходит его беременная жена Вера ( Мирьяна Каранович ) и начинает укорять мужа, угрожая «бросить его, как бросила Марко его жена». Марко отводит Веру в сторону, просит её не поднимать шума и доверительно вполголоса сообщает ей, что накануне её мужа и лучшего друга Марко — Чёрного приняли в Коммунистическую партию . Вера не придаёт большого значения его словам.
Часть 1. Война
1941
Спустя несколько часов, утром, начинается первая в ходе Второй мировой войны . Жители города пытаются найти убежище от падающих бомб, а Иван предпринимает попытки спасти животных: бомбы попали и в зоопарк. Марко и Чёрный, тем не менее, не отвлекаются от своих занятий (первый занимается сексом с проституткой, второй завтракает). После окончания авианалёта Чёрный отправляется осмотреть значительно пострадавший город. По пути ему встречается плачущий Иван с маленьким шимпанзе по имени Сони на руках.
Кадры хроники показывают быструю оккупацию Югославского королевства немецкими войсками . Через некоторое время вся страна оказывается занята нацистской армией.
Чёрный ухаживает за ведущей актрисой из Национального театра — Натальей Зовков ( серб. Natalija Zovkov ; Мирьяна Йокович ). Наталья, как и другие члены труппы, участвует в разборе завалов в полуразрушенном городе. Чёрный навещает её на разборах завалов. Наталья рассказывает ему, что ходят слухи о том, что партизаны-коммунисты занимаются грабежами и показывает плакат, который обещает вознаграждение за голову Чёрного, а потом уезжает в ресторан со своим ухажёром, немецким офицером Францем ( ).
В это же время после ограбления немецкого поезда с военной техникой оккупантам становятся известны имена Марко и Чёрного, оба объявлены в розыск по радио. Нацисты начинают активные поиски партизан. Тогда Марко устраивает склад оружия и укрытие в подвале дома его дедушки ( Бата Стойкович ) и уводит туда Веру, Ивана и некоторых других жителей города (Чёрный в это же время прячется в лесах).
Когда беженцы спускаются в подвал, у Веры начинаются родовые схватки . Прямо на лестнице, ведущей в подземелье, она производит на свет мальчика и умирает родами, успев только назвать свою последнюю волю — назвать ребёнка Йованом.
1944
Прошло ровно три года. В одном из баров Белграда Чёрный празднует трёхлетие своего сына Йована вместе с другими деятелями коммунистического подполья. В погребе бара Марко, который уже стал секретарём местной партийной организации, совершает сделку, продавая неким лицам оружие и получая за это толстую пачку банкнот, а потом присоединяется к празднованию. В разгаре попойки Чёрный решает отправиться в Национальный театр за Натальей. Там ему удаётся проникнуть на сцену; Чёрный стреляет во Франца и похищает Наталью.
Чёрный с Натальей и Марко (а также сопровождающий их духовой оркестр) прибывают на небольшой речной корабль за пределами Белграда, на котором находится крупная партия оружия. Они ожидают священника, который должен обвенчать Наталью и Чёрного. Когда последний отлучается на несколько минут, Марко признаётся Наталье в любви. Она выглядит так, будто отвечает ему взаимностью, но по возвращении Чёрного сразу меняет своё решение и соглашается выйти замуж за Петара.
Утром (священник так и не появился) прибывают немецкие солдаты, и Франц, оставшийся в живых после выстрелов Чёрного благодаря бронежилету , требует выдать ему Наталью. Та немедленно соглашается ехать с Францем и бросить Марко и Чёрного. Марко сбегает с места событий на корабле, а Петар оказывается захвачен и помещён в психиатрическую больницу, где его пытают электричеством.
Спустя несколько дней в больницу проникает Марко. Он убивает Франца и увозит из лечебницы Чёрного и слабоумного брата Натальи Бату ( Давор Дуймович ); Наталья уходит вместе с ними. В ходе бегства Чёрный, спрятанный в сундуке, случайно роняет данную ему взведённую гранату , и она взрывается. Чёрный выживает, но на период лечения его помещают в то же подполье.
Спустя несколько дней Марко и Наталья в одной из комнат дома танцуют под музыку, Марко снова говорит Наталье слова любви (а в это время Белград снова начинают бомбить, на этот раз — самолёты союзных войск ). Она отвечает ему словами: «Марко, как красиво ты лжёшь».
Кадры хроники показывают освобождение Югославии от оккупации. В освобождении активное участие принимает и Марко. В послевоенные годы он занимает важную должность в югославском руководстве, становится одним из соратников Тито , принимает участие в международных встречах, выступает с речами и стоит справа от Тито во время военных парадов.
Часть 2. Холодная война
1961 год . Марко Дрен — влиятельный политический деятель, один из соратников Тито. Оправившийся от ран Чёрный, его сын Йован, брат Марко Иван и другие горожане до сих пор находятся в подполье в уверенности, что снаружи всё ещё идёт война.
Вторая часть начинается с того, что Марко вместе с Натальей (она вышла за него замуж) присутствуют на открытии памятника Петару Попаре, который считается погибшим во время войны героем народного сопротивления; затем он спускается в подземелье, притворяясь избитым и израненным. Он говорит Чёрному, что его пытали в Гестапо , и что товарищ Тито просит Петара оставаться в подполье, пока не придёт решающий момент. Затем он осматривает подполье и, в частности, цех по производству оружия, который до сих пор активно работает. Единственный житель подземелья, который знает правду о происходящем — дед Марко. Он каждый день незаметно переводит большие часы, находящиеся в подземелье, назад, из-за чего людям кажется, будто они провели в подполье 15, а не 20 лет.
Поднявшись наверх, Марко заводит сирену, из-за чего жители подвала думают, что начался очередной авианалёт, и прячутся в убежище; также он передаёт сфабрикованные сводки новостей на немецком, из которых следует, что война до сих пор продолжается, и немцы с переменным успехом удерживаются на Восточном фронте . Получаемое из подземелья оружие Марко продаёт. В то же время вовсю идёт мифологизация истории (Марко и Наталья посещают съёмочную площадку фильма «Весна скачет на белом коне» ( сербохорв. Proleće stiže na belom konju ) по мемуарам Марко).
Марко подготовил для Натальи текст роли, которую она должна разыграть перед Чёрным, спустившись в подвал. Наталья поначалу сопротивляется, призывает Марко побояться Бога, обвиняет его во лживости; тому однако удаётся переубедить её, и Наталья сдаётся. Она покорно исполняет пожелания Марко в полном соответствии с его сценарием: спускается в подземелье, где притворяется избитой и изнасилованной немцами, произносит включённое в текст признание в любви Чёрному.
В этот же день в подземелье происходит свадьба Йована ( Срджан Тодорович ) и девушки по имени Елена ( ), с которой тот вместе вырос в подполье. На праздник приглашены Марко и Наталья. В самом начале праздника Чёрный, произнося речь, благодарит Марко за прошедшие годы, в которые тот «заботился» о жителях подполья. Когда начинается застолье, Чёрный отзывает в сторону Йована и предлагает ему выбраться наверх, когда все напьются.
Наталья быстро напивается и, возбуждённая алкоголем, говорит Марко, что тот украл её молодость, что он сам преступник и вовлёк в своё преступление её. Марко снова уверяет Наталью, что всё им содеянное — исключительно ради любви к ней. Наталья, как и двадцать лет назад, отвечает ему словами: «Как прекрасно ты лжёшь», и они мирятся. Конец их разговора удаётся случайно подслушать Чёрному, после чего он даёт Марко пистолет и просит покончить с собой.
В то время, как Чёрный привязывает Наталью к своей спине, Марко вместо того, чтобы пустить пулю себе в голову, несколько раз стреляет в колено. Шимпанзе Ивана Сони забирается в собранный жителями подземелья танк и стреляет в стену подвала. В открывшуюся дыру сначала убегает сама обезьяна, потом, следом за ней, Иван, затем — Чёрный вместе с Йованом (Наталью они отпускают для её безопасности). Сони и Иван поочерёдно попадают в некий подземный тоннель, соединяющий разные города Европы. Сони взбирается на один из проезжающих по нему грузовиков, и Иван теряет её. В это время Наталья возвращается в подполье, а невеста Йована, узнав, что её жених выбрался наружу, прыгает в находящийся в подвале колодец.
Чёрный и Йован выбираются на поверхность, и попадают на съёмочную площадку фильма «Весна скачет на белом коне». Чёрный уверен в том, что война всё ещё идёт, и сначала незаметно душит двух статистов в форме немецких солдат, а потом убивает исполнителя роли Франца и устраивает переполох на съёмочной площадке. Когда утром отец и сын плавают в Дунае (Чёрный учит плавать Йована), появляется вертолёт, который прислан на расследование вчерашних событий на съёмочной площадке. Чёрный выбегает на берег и пытается подстрелить людей на вертолёте из винтовки, а когда те улетают, возвращается к реке — однако Йована там уже нет.
Марко решает, что им с Натальей нет жизни в Югославии. Включив сирену и дождавшись, когда жители подполья укроются в убежище, Марко взрывает дом вместе с подземельем.
Титр сообщает зрителю, что в 1962 году Марко Дрен таинственно исчез. Через двадцать лет умер Тито; кадры хроники показывают фрагменты похорон югославского лидера.
Часть 3. Война
1992 год . Иван Дрен находится в одной из психиатрических больниц Берлина . Он всё ещё ищет шимпанзе Сони и не верит, что Вторая мировая война закончилась. Тогда один из врачей (сам уроженец Югославии) показывает Ивану документы, которые показывают, что Марко и Наталью уже тридцать лет разыскивает Интерпол за преступления против человечности и торговлю оружием. Только тогда Ивану становится ясно, что Марко обманывал его; он убегает от докторов и спускается в туннель. Шофёр встретившейся в туннеле машины, миротворец из ООН , везущий людей из Боснии , говорит, что Югославии больше нет и там идёт война . Иван не может в это поверить и отправляется в сторону своей страны пешком. Там он наконец, после тридцати лет поисков, встречает Сони и выбирается вместе с ней наружу.
Иван оказывается в центре охваченного войной югославского города (вероятно, Сараево ). Он заглядывает в окно какого-то здания и видит там Марко, который пытается продать партию оружия полевому командиру ( Эмир Кустурица ). Когда Марко в своём инвалидном кресле выезжает из здания, его настигает Иван и своей тростью забивает брата до полусмерти, а потом вешается на колокольной верёвке ближайшей церкви.
Полубезумный от горя после потери Йована Чёрный командует небольшой анархистской армией. Один из его солдат обнаруживает Марко и только что приехавшую к нему Наталью и, согласно приказу Чёрного убивать на месте торговцев оружием, расстреливает их, а потом поджигает тела. Увидев паспорта убитых, Чёрный узнаёт в них Марко и Наталью. Раскаиваясь в своём приказе и потеряв всё и всех, Петар идёт в подземелье, в котором он провёл почти двадцать лет. В колодце Чёрному мерещится Йован, и он прыгает в воду.
Эпилог
В сюрреалистической концовке фильма все члены семей Марко и Чёрного, в том числе — умершие ещё в начале фильма, встречаются за свадебным столом Йована и Елены на берегу Дуная. Все они мирятся, Чёрный прощает Марко. Кусок земли, на котором стоит стол и танцуют гости, по линии где прошло стадо коров, отрывается от берега и уплывает вдаль по реке.
Художественная ценность
Некоторыми критиками «Андерграунд» признаётся вершиной творчества Кустурицы.
Одним из главных достоинств фильма, как и всего творчества Кустурицы в целом, критики и киноведы называют витализм , жизненную силу. Эта черта продолжает линию, заданную предыдущими фильмами режиссёра, который, по выражению киноведа Андрея Плахова , заменил идеологию и культуру чертами народной жизни; этим самым режиссёр стал частью «балканского мифа», который достиг своего апогея именно после выхода «Андерграунда».
Продолжая тему особой энергетики «Андерграунда», критики говорят о высокой поэтичности фильма.
Отмечается эклектичность картины, в которой трагические сцены перемежаются с комическими и даже фарсовыми , вызывая у зрителя прямо противоположные чувства. Из-за этого сложно определить жанр фильма; многие критики и киноведы называют ленту фантасмагорией . Тенденцией к смешению жанров и сочетанием смешного и трагического Кустурица, видимо, обязан влиянию пражской киношколы.
Эстетику «Андеграунда» называют барочной . Андрей Плахов считает, что из-за этой приверженности барочному стилю образы «Андерграунда» часто находятся на грани дурного вкуса и говорит об «эстетическом беспределе» фильмов Кустурицы, что компенсируется уже упоминавшейся особенной энергетикой картины; лента, по мнению Плахова, «величественна в своей дисгармонии».
Манеру Кустурицы также сравнивают с магическим реализмом .
Что касается фарса, то в «Андерграунде» ему, как и в большинстве лент Кустурицы, отведено значительное место, возможно, это связано с желанием Кустурицы определить всю историю двадцатого века как фарс. В фильме присутствуют китчевые сцены, среди которых можно выделить карикатурное изображение съёмок патриотического партизанского фильма под названием «Весна едет на белом коне».
Критиками отмечалась актёрская игра , особенно Мики Манойловича , который уже второй раз выступил в фильме Кустурицы. Даже некоторые критики фильма не подвергли сомнению режиссёрское умение Эмира Кустурицы , впрочем, , который полемизировал с режиссёром в прессе по поводу политической подоплёки фильма (см. раздел « »), назвал «Андерграунд» профанацией и подверг сомнению художественные качества фильма.
Визуальная составляющая фильма также заслужила высокие оценки, отмечалась работа оператора Вилько Филача и художника-постановщика. В основном, цвета фильма — тёмные, используются оттенки коричневого . Оригинальной находкой можно назвать кадр, снятый с точки зрения младенца, появляющегося на свет.
В «Андерграунде» были использованы в качестве исторических документов кадры кинохроник, отобранные Кустурицей из архивов югославского телевидения. Ими игровое действие фильма перебивается трижды: в начале и в конце первой части (постепенная оккупация Югославии нацистами и освобождение страны с последующим возвышением Марко), а также в конце второй (смерть Тито). При этом использована технология, опробованная в вышедшем незадолго до «Андерграунда» фильме Роберта Земекиса « Форрест Гамп » — актёры были вклеены в кадры хроники. В одном из кадров времён войны на улицах Белграда виден Чёрный, а Марко в исполнении Мики Манойловича появляется в хрониках времён холодной войны стоящим справа от Тито на военном параде, танцующим с Натальей рядом с Тито, присутствующим на международной встрече в составе югославского руководства.
Музыка
Саундтрек к фильму написал известный югославский композитор и музыкант Горан Брегович . «Андерграунд» стал третьим и последним сотрудничеством Кустурицы и Бреговича: к последующим фильмам режиссёра музыку писали члены группы « The No Smoking Orchestra ». Саундтрек был записан оркестрами и . Архивные кадры сопровождаются песней « Лили Марлен » в исполнении киноактрисы Дорит Талмадж, сделанном для фильма The True Story of Lilli Marlene .
Основанная на цыганской музыке и народных сербских песнях (некоторые из треков — народные песни, которые Брегович только аранжировал) музыка стала одной из важных составляющих фильма и была признана в числе главных художественных достоинств «Андерграунда». Даже критики фильма отмечали саундтрек как удачу картины.
Британская газета « Daily Telegraph » в 2008 году включила саундтрек «Андерграунда» в число ста лучших в истории кинематографа. Критик Виктор Распопин, проводя параллели между «Андерграундом» и творчеством Федерико Феллини , сравнивает саундтрек фильма с музыкой из фильмов Феллини « 8½ » и « Амаркорд », написанной одним из известнейших мировых кинокомпозиторов Нино Ротой .
В самом начале фильма на экране появляется духовой оркестр, который затем регулярно играет в кадре. Сначала он сопровождает Марко и Чёрного, затем остаётся вместе с последним в подполье. Оркестр помогает жителям подземелья сохранять надежду. В концовке фильма тот же оркестр играет на уплывающем по реке острове.
Музыка является организующим компонентом фильма, связывая воедино разные его элементы. Концепция саундтрека как основы структуры фильма, вероятно, позаимствована Кустурицей у Лукино Висконти , чьи картины построены по принципу оперы .
Саундтрек был в 2000 году выпущен на компакт-диске Гораном Бреговичем, переписавшим для этого релиза некоторые музыкальные темы и песни (см. ).
Символика
Всё содержание «Андерграунда» наполнено разнообразными символами и метафорами . Некоторые даже считают фильм перегруженным символикой .
Центральным символом картины является подполье, что отражено и в названии фильма. Оно часто интерпретируется как образ Югославии, загнанной в подполье международной изоляции Иосипом Тито . В связи с этим можно вспомнить и предложенную ещё И. В. Сталиным формулу « социализм в отдельно взятой стране ». Параллелей с реальной Югославией несколько : в подземелье представлены люди разных возрастов и культур, Чёрный пытается доказать Марко, что даже будучи изолированными, жители подполья способны на большие дела (Югославия практически порвала отношения даже с СССР и другими странами Варшавского договора ). Одним из главных свершений стала сборка своими руками танка; гордостью СФРЮ был танк M-84 , разработанный и созданный в Югославии.
Такая интерпретация образа подземелья связана с платоновским мифом о пещере . В фильме узниками пещеры оказываются загнанные туда жители Белграда, в реальности там находится вся Югославия. Боязнь выйти из пещеры показана на примере Йована, сына Чёрного, который после некоторого времени, проведённого снаружи, говорит, что хочет назад в подполье: выйдя на поверхность, он как будто попадает в параллельный мир. Жители подземелья, запутанные мистификациями Марко, не могут отличить реальность от вымысла — Иван не может понять, краска течёт по стенам или кровь. Поместив персонажей фильма в подполье, авторы картины поступают как Платон, сравнивший положение людей с наглядным образом пещеры. Фильм позволяет зрителю почувствовать данный аспект режима Тито, а не объясняет его.
Важное место в фильме занимают животные. Разбежавшиеся из разрушенного зоопарка в начале первой части, они символизируют вырвавшиеся на свободу низменные инстинкты. В то же время обезьяна Ивана Сони — единственное существо, которое его не предало и единственный персонаж, оставшийся живым в конце событий фильма (избежав смерти в начале первой части).
Перевёрнутая фигура Христа, у которой стоит Чёрный после того, как ему стало ясно, что по его приказу были убиты Марко и Наталья, уже фигурировала в более раннем фильме Кустурицы « Время цыган » (см. раздел « »). Это прямо говорит о том, что Бог покинул Югославию. Церковный колокол же звонит только потому, что на его верёвке повесился Иван; церковь, в которой он совершил самоубийство, выглядит так же, как его макет из спичек, подаренный Иваном на свадьбу Йовану.
Как и в других фильмах, в «Андерграунде» присутствует тема человеческого полёта. Кустурица по этому поводу говорит: «Когда я учился в Праге, один профессор сказал мне: „Разница между хорошим фильмом и плохим в том, что в хорошем персонажи преодолевают земное притяжение“. Тогда я сказал себе: „Почему бы не прямо заставить их летать, как у Шагала ?“» (о влияниях см. ). В «Андерграунде» летает невеста Йована Елена на их свадьбе, однако, в отличие от большинства других лент режиссёра, она не взлетает сама, её поднимает в воздух механическое устройство.
Одним из важнейших символов в фильме является его концовка, в которой танцующие и сидящие за столом гости на свадьбе Йована и Елены на оторвавшемся от берега куске земли уплывают в неизвестном направлении — это является аллегорией Югославии, которая окончательно откололась от Европы. Выходящее из воды стадо коров символизирует души мёртвых, которые возвращаются в новых телах (что и происходит в эпилоге). Также можно заметить, что кусок суши, на котором танцуют празднующие, по форме напоминает очертания Боснии и Герцеговины .
Цитаты и аллюзии
Как и остальные фильмы Эмира Кустурицы, «Андерграунд» наполнен отсылками к повлиявшим на режиссёра произведениям мирового искусства, в основном, конечно, кинематографа. Некоторые из них были озвучены самим режиссёром, об остальных можно догадываться.
Одной из таких обозначенных Кустурицей отсылок стала цитата из фильма Жана Виго « Аталанта ». По поводу кадра с Еленой, плывущей под водой в Дунае, режиссёр сказал: «Летающая невеста, которую мы видим под водой… — это дань уважения „Аталанте“ Жана Виго. Потом это стало чем-то большим» . Кустурица называл «Аталанту» своим любимым фильмом и говорил, что многому научился от Жана Виго — например, тому, что для того, чтоб снимать кино, надо быть поэтом .
Также Кустурица не раз упоминал в качестве одного из своих любимых режиссёров Федерико Феллини : признавался, что научился некоторым кинематографическим приёмам у итальянского режиссёра и утверждал, что им обоим присуще особое средиземноморское видение жизни . Сам Эмир получил от критиков прозвище «Балканский Феллини» . В связи с «Андерграундом» чаще всего упоминаются такие фильмы Феллини как « Амаркорд » (сам Кустурица говорил, что этот фильм вдохновил его на « Время цыган ») и « Интервью » (напрямую цитируется в сцене бомбардировки Белграда, когда по улицам города ходит слон , сбежавший из разрушенного зоопарка) . Андрей Плахов писал, что «Андерграунд» в 1995 году был воспринят как «эпохальная фреска сродни феллиниевской „ Сладкой жизни “» (см. раздел « »).
Кустурица также известен своим уважительным отношением к Ф. Ф. Копполе (который, как и сам Кустурица, является одним из немногих двукратных обладателей «Золотой пальмовой ветви»). Возможно, сцена в конце второй части фильма, в которой Чёрный стреляет по вертолёту из винтовки, цитирует фильм Копполы « Апокалипсис сегодня » .
Кроме произведений киноискусства, на Кустурицу повлияли и представители других искусств. В частности, он сам отмечал влияние художника Марка Шагала : «Мне кажется, я немного похож на Марка Шагала, потому что использую те же самые цвета и темы» . Невеста Йована Елена, которая «летит» над гостями, будучи поднята каким-то механическим устройством, видимо, является аллюзией на одну из картин Шагала .
Летающая невеста, кроме того, является автоцитатой Кустурицы: в его фильме « Время цыган » ( 1988 ) сначала в виде летающей невесты предстаёт мать главного героя, а потом — его собственная невеста Азра. Невесты вообще часто появляются в фильмах Кустурицы начиная с его первого телефильма, который называется « Невесты приходят » ( 1978 ); уже после «Андерграунда» этот мотив продолжают фильмы « Чёрная кошка, белый кот » ( 1998 ) и « Завет » ( 2007 ).
Другой элемент, связывающий «Андерграунд» с более ранними фильмами Кустурицы — Марко Дрен, персонаж Мики Манойловича. Во второй картине Кустурицы — « Папа в командировке » ( 1985 ) — Манойлович тоже исполнил главную роль. Там он играл того, кого предали, а в «Андерграунде» сыграл предателя. В конце фильма «Папа в командировке», когда персонаж Манойловича Меша возвращается из лагеря, его деверь [ уточнить ] , благодаря интригам которого Меша туда попал, просит прощения. Меша отвечает ему словами: «Я могу забыть, но не могу простить». В концовке «Андерграунда» Марко Дрен, которого играет Манойлович, просит прощения у Чёрного, и тот отвечает ему: «Я могу простить, но забыть не смогу» .
Перевёрнутая фигура Христа , возле которой стоит Чёрный в конце третьей части «Андерграунда», появлялась в финале «Времени цыган», а рыба, которую жарит на костре Йован в конце второй части, возможно, является отсылкой к предыдущей ленте Кустурицы « Аризонская мечта » ( 1993 ) .
История создания
На момент начала распада Югославии Кустурица уже некоторое время жил в США . В начале войны дом режиссёра в Сараево был сожжён, а его отец Мурат Кустурица умер от сердечного приступа. Эти события побудили Кустурицу вернуться в Югославию, чтобы снять там свой новый фильм , попытаться в нём нарисовать картину новейшей истории Югославии и определить её место в современном мире.
Пьеса Душана Ковачевича «Весна в январе» ( серб. Пролеће у јануару ), на которой основан сюжет фильма, была написана ещё до событий распада Югославии . Кустурицу заинтересовала пьеса, и вместе с автором он переработал её в сценарий фильма. Сценарий в итоге значительно отошёл от пьесы Ковачевича (сохранив, тем не менее, главный мотив), он был значительно дополнен, в том числе, событиями, происходящими в 1990-е во время войн на Балканах.
На главные роли были приглашены как знакомые Кустурице по трём его первым полнометражным лентам актёры, так и те, с кем он ещё не работал. Славко Штимац был знаком режиссёру по первому фильму Кустурицы « Помнишь ли ты Долли Белл? » ( 1981 ); исполнитель роли Марко Мики Манойлович играл главную роль в фильме, впервые принёсшем Кустурице « Золотую пальмовую ветвь » — « Папа в командировке » ( 1985 ); Давор Дуймович был задействован в «Папе в командировке», а также в третьем полнометражном фильме режиссёра « Время цыган » ( 1988 ) (роль Баты стала последней для Дуймовича, который уже страдал наркотической зависимостью и в 1999 году покончил с собой). Кроме того, небольшие роли исполнили Бора Тодорович (Ахмед в фильме «Время цыган»), Нелле Карайлич (лидер группы « Zabranjeno Pušenje », в которой после её воссоздания под названием « The No Smoking Orchestra » стал играть Кустурица), в камео появился и сам режиссёр. Остальные главные роли исполнили уже прославившиеся на тот момент югославские актёры Лазарь Ристовски , Мирьяна Йокович и Мирьяна Каранович .
Съёмки, студийные и натурные, проходили в основном в Праге . Некоторые эпизоды, в том числе все сцены на реке, были сняты в Болгарии . Только две сцены фильма были сняты в Югославии.
Изначально картина длилась 320 минут , и по требованию продюсеров Кустурице пришлось значительно сократить её. После показа в Каннах режиссёр снова перемонтировал фильм для проката. Трёхсотминутная версия была разбита на шесть серий и показана как телеверсия фильма во Франции и Югославии [ источник не указан 4286 дней ] .
Реакция критики
Ещё во время фестиваля в Каннах, когда «Андерграунд» только был представлен широкой публике, его сопровождал крупный успех. Лента была воспринята как эпохальная. В голосовании, проведённом в 1995 году российским журналом « Искусство кино » к столетию кинематографа, Кустурица вместе с Квентином Тарантино лидировал в списке «режиссёров XXI века », а в анкете Сергея Кудрявцева режиссёры были объединены в одного персонажа по имени Квентин Кустурица. После выхода фильма режиссёр, которому было только сорок лет, фактически был причислен к классикам европейского кинематографа. Это было выражено и присуждением «Андерграунду» « Золотой пальмовой ветви », которая стала для Кустурицы уже второй — до него две «Ветви» смогли получить только два режиссёра, Фрэнсис Форд Коппола и Билле Аугуст ( Сёхэй Имамура , братья Дарденн и Михаэль Ханеке повторили это достижение уже после Кустурицы).
В отзывах критиков непосредственно после выхода фильма преобладали эмоциональные оценки. Критик Жерар Лефор назвал фильм «знаменитой речью Черчилля : „Я обещаю вам кровь и слёзы“, положенной на музыку „ Sex Pistols “». Встречаются оценки картины как важнейшего фильма своего времени , а также как одного из лучших когда-либо созданных фильмов о войне.
Такая реакция была вызвана как художественными достоинствами фильма (см. ), так и тем, что Кустурица заставил зрителей поверить в жизненную силу киноискусства на фоне шедших в 1990-е разговоров о кризисе кинематографа.
Скептики называли в числе главных отрицательных черт перегруженность символикой , стремление превратить всё в метафору и обилие символов, связанных с одной и той же темой ; претенциозность ; затянутость фильма, которой остались недовольны и некоторые благожелательно настроенные критики ; грубый юмор .
Обвинения в пропаганде
Непосредственно после выхода картины в прессе активно обсуждался её политический подтекст. Противники фильма утверждали, что «Андерграунд» — просербский пропагандистский фильм , защитники же говорили, что никакой пропаганды лента не содержит .
Сразу же после того, как жюри 48-го Каннского кинофестиваля объявило о том, что «Золотая пальмовая ветвь» присуждена «Андерграунду», некоторые либеральные журналисты подвергли это решение критике. Первым и наиболее активным критиком, с которым Кустурица вступил в полемику, стал французский философ и эссеист , опубликовавший (ещё не посмотрев к тому моменту фильм) в газете « Le Monde » статью L’imposture Kusturica . По его мнению, режиссёр извратил историю Югославии последних на тот момент пятидесяти лет, представив её с просербской националистической точки зрения. Кустурица, как утверждается в статье, пытается представить в виде нацистов боснийцев , хорватов и словенцев , а сам выступает на стороне Слободана Милошевича , который, по мнению Финкилькро, является одним из главных виновников войны в Югославии .
Когда «Андерграунд» вышел в прокат, Кустурица написал ответ Алену Финкилькро и опубликовал его в той же «Le Monde» 26 октября 1995 года. В этой статье, названной Mon imposture , режиссёр сделал попытку довести до абсурда предъявленные ему обвинения в поддержке националистических сил, тем не менее, не опровергая их .
Финкилькро, посмотрев фильм, опубликовал ещё одну статью — La propagande onirique d’Emir Kusturica в газете « Libération ». В ней он заявил, что необязательно было смотреть фильм для того, чтобы понять, что он является оскорбительной мистификацией истории Югославии и наполнен пропагандой. Кроме того, Финкилькро подверг критике художественную сторону фильма .
Ещё одним противником Кустурицы был Станко Церович, французский журналист родом из Черногории , который назвал решение каннского жюри политизированным и заявил, что реконструкция истории, проведённая Кустурицей, не имеет ничего общего с действительностью .
Среди деталей, на которые обращали внимание оппоненты Кустурицы, — имена тех партизан, которых Чёрный обвиняет в воровстве (один из них, судя по имени — босниец, второй — хорват) ; кадры хроники Второй мировой войны, в которых показано, как немецких оккупантов приветствуют в Мариборе ( Словения ) и Загребе (но не в сербском Белграде ) ; миротворцы ООН (« голубые шлемы »), которые охраняют торговца оружием — Марко в третьей части .
Кустурица был настолько уязвлён обвинениями, что заявил о том, что уходит из кино , однако не сдержал обещания и через три года представил свой следующий фильм « Чёрная кошка, белый кот ». История же с полемикой вокруг «Андерграунда» была использована режиссёром Паскалем Боницером , в фильме которого « » ( 1999 ) критик пишет рецензию на фильм хорватского режиссёра, не посмотрев его фильм .
История проката
После успеха «Андерграунда» в Каннах, где фильм был показан впервые 25 мая 1995, многие страны приобрели его для проката. С 25 октября картина демонстрировалась в кинотеатрах Франции, затем фильм прошёл и в других странах. Долго не удавалось найти дистрибьютора в США , и в итоге «Андерграунд» только 20 июня 1997 вышел на экраны в Соединённых Штатах. В России своеобразная «премьера» фильма произошла уже в 90-е годы на видеокассетах и в телетрансляциях; интерес к фильму подогревался публикациями в прессе, причём не только специализированной киноведческой, но и в общественно-политических изданиях навроде « Ъ ». На большом же экране фильм был показан только в 2001 году .
После Каннского «Андерграунд» был вне конкурса показан на фестивалях в Нью-Йорке , Ванкувере и Рейкьявике .
Общие мировые сборы фильма составили 17 155 263 долларов США . В США было собрано $ 6 719 864, в России — $ 195 000 .
Даты премьер
Даты приведены в соответствии с данными IMDb .
- Франция — 25 октября 1995
- Дания — 10 ноября 1995
- Германия — 23 ноября 1995
- Польша — 24 ноября 1995
- Нидерланды — 21 декабря 1995
- Австралия — 26 декабря 1995
- Республика Корея — 6 января 1996
- Испания — 24 января 1996
- Швеция — 2 февраля 1996
- Турция — 23 февраля 1996
- Великобритания — 8 марта 1996
- Португалия — 22 марта 1996
- Венгрия — 28 марта 1996
- Япония — 20 апреля 1996
- Финляндия — 19 июля 1996
- Аргентина — 12 сентября 1996
- Мальта — 18 сентября 1996
- Гонконг — 19 декабря 1996
- США — 20 июня 1997
- Эстония — 31 октября 1997
- Россия — 1 февраля 2001
Награды и номинации
Список наград и номинаций приведён в соответствии с данными IMDb .
Награды
Год | Награда | Награждённый |
---|---|---|
1995 | « Золотая пальмовая ветвь » ( Каннский кинофестиваль ) | Эмир Кустурица |
1996 | Премия « Люмьер » за лучший иностранный фильм | Эмир Кустурица |
1997 | Премия Бостонского объединения кинокритиков за лучший фильм на иностранном языке | |
1997 | Премия « » за лучшую режиссуру в фильме на иностранном языке | Эмир Кустурица |
Номинации
Год | Номинация | Номинант |
---|---|---|
1995 | « » ( Camerimage ) | Вилько Филач |
1996 | Премия « Сезар » за лучший иностранный фильм | Эмир Кустурица |
1997 | Премия « Серебряный кондор » Ассоциации кинокритиков Аргентины за лучший иностранный фильм | Эмир Кустурица |
1997 | Премия « Чешский лев » за лучший фильм (Nejlepsí film) | , |
1998 | Премия « Независимый дух » за лучший иностранный фильм (Best foreign film) | Эмир Кустурица |
Создатели
Съёмочная группа
- Режиссёр — Эмир Кустурица
- Продюсеры — ,
- Исполнительный продюсер — Пьер Спенглер
- Авторы сценария — Душан Ковачевич , Эмир Кустурица
- Композитор — Горан Брегович
- Оператор — Вилько Филач
- Художник —
- Монтаж —
- Художник по костюмам —
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Мики Манойлович | Марко |
Лазарь Ристовски | Чёрный |
Мирьяна Йокович | Наталья |
Славко Штимац | Иван |
Франц | |
Срджан Тодорович | Йован |
Мирьяна Каранович | Вера |
Елена | |
Бата Стойкович | Дедушка Марко |
Давор Дуймович | Бата |
Бора Тодорович | Голуб |
Нелле Карайлич | Цыган |
Мустафа | |
Драган Николич | режиссёр |
Эмир Кустурица | торговец оружием |
Саундтрек
Саундтрек фильма за авторством Горана Бреговича был выпущен в виде компакт-диска в 2000 году . Некоторые песни были записаны заново специально для альбома .
Список композиций
- Kalasnijkov
- Ausencia
- Mesecina (Moonlight)
- Ya Ya (ringe ringe raja)
- Kajesukarije
- Wedding
- War
- Undeground
- Undeground Tango
- The Belly Button of the World
- Sheva
Примечания
- — 2005.
- ↑ (чеш.) — 2001.
- ↑ — 1949.
- ↑ (нем.) — .
- ↑ Андрей Плахов . Священные чудовища // Всего 33. Звезды мировой кинорежиссуры . — Вн. : «Аквилон», 1999. — С. 137—146. — 464 с. — (Студия 1+1). — ISBN 966-95520-9-5 .
- ↑ Первый век кино ISBN 5-320-00125-8 . . — «Локид», 1996. — С. 264—265. — 720 с. —
- (недоступная ссылка) (нем.) немецкой телекомпании
- ↑ Alain Finkielkraut . // Liberation : газета. — Париж , 30 октября 1995 . — С. 7 . 5 декабря 2008 года. (фр.)
- ↑ Виктор Распопин. от 24 марта 2009 на Wayback Machine
- ↑ Jim Ridley. от 23 декабря 2008 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ Андрей Плахов . 24 марта 2009 года.
- ↑ // Le Point : газета. — 21 октября 1995. — № 1205 . 25 ноября 2012 года. (фр.)
- Jeff Vice. 21 февраля 2009 года. (англ.)
- ↑ Сергей Кудрявцев . Подполье: Жила-была одна страна. // 3500. Книга кинорецензий, том 2. Н — Я. — Москва , 2008. — С. 183—184. — ISBN 978-5-9901318-2-8 .
- ↑ Frederic and Mary Ann Brussat. от 1 ноября 2014 на Wayback Machine (англ.)
- от 30 июня 2017 на Wayback Machine (англ.)
- от 21 июня 2017 на Wayback Machine (англ.)
- Алексей Тарханов. // Weekend : журнал. — 29 июня 2007 . — № 44 (20) .
- ↑ Ed Gonzalez. 28 декабря 2008 года. (англ.)
- ↑ Lucía Solaz. от 17 декабря 2008 на Wayback Machine (исп.)
- от 4 декабря 2008 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ Dennis Schwartz. от 24 марта 2009 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ Marc Savlov. от 25 марта 2009 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ Janet Maslin. (англ.) // New York Times : газета. — 1996. (англ.)
- ↑ . от 1 июля 2017 на Wayback Machine
- ↑ от 4 декабря 2008 на Wayback Machine (англ.)
- от 22 января 2009 на Wayback Machine (англ.)
- от 25 декабря 2008 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ от 4 декабря 2008 на Wayback Machine (англ.)
- от 26 декабря 2008 на Wayback Machine (англ.)
- от 22 ноября 2008 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ от 22 ноября 2008 на Wayback Machine (англ.)
- Анатолий Филимонов. Труд : газета. — Молодая гвардия , 24 июня 2004 . — № 117 . 24 марта 2009 года. //
- Алекс Экслер . от 23 января 2009 на Wayback Machine
- от 26 декабря 2008 на Wayback Machine (англ.)
- от 29 декабря 2008 на Wayback Machine (англ.)
- от 4 декабря 2008 на Wayback Machine (англ.)
- от 4 декабря 2008 на Wayback Machine (англ.)
- от 25 ноября 2012 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ Andrew James Horton. от 14 февраля 2009 на Wayback Machine (англ.)
- IMDb : от 4 апреля 2022 на Wayback Machine (англ.)
- IMDb : от 26 февраля 2010 на Wayback Machine (англ.)
- Андрей Плахов . от 26 июля 2008 на Wayback Machine
- Арсений Шмарцев. 9 марта 2009 года.
- ↑ Jeffrey M. Anderson. от 4 декабря 2017 на Wayback Machine (англ.)
- Christopher Null. (недоступная ссылка) (англ.)
- ↑ Stanko Cerovic. от 8 ноября 2017 на Wayback Machine (англ.)
- Alain Finkielkraut . // Le Monde : газета. — Paris , 1995 . — 2 июня. — С. 16 . 20 декабря 2008 года.
- Emir Kusturica. = // Le Monde : газета . — Paris , 1995 . — 26 октября. — С. 13 . 20 декабря 2008 года.
- от 26 декабря 2008 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ IMDb : от 23 января 2009 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ 24 марта 2009 года.
- IMDb : от 23 января 2009 на Wayback Machine (англ.)
- от 11 ноября 2022 на Wayback Machine // AllMusic
- Develegas, Cosmas 48. Billboard (24 мая 1997). Дата обращения: 8 октября 2018. 2 марта 2023 года.
Ссылки
- (англ.) на неофициальном сайте
- 2021-09-06
- 1