Interested Article - Культовый фильм

Ку́льтовый фильм (от англ. cult film ) — фильм , ставший объектом почитания у сплочённой (иногда узкой) группы поклонников. Хотя культовым может стать как авторский , так и мейнстримный фильм, иногда к ним относят фильмы, не достигшие успеха в широком прокате и получившие популярность в некоторых социальных группах и субкультурах . Почитание может проявляться в регулярных просмотрах, традициях при совместном просмотре (« Один дома ») и вплоть до создания субкультуры на основе вымышленного мира ( «Звёздные войны» , « Звёздный путь » и др.).

Понятие культового фильма

Культовым фильмом называют фильм, вокруг которого сложился своего рода культ — узкий, но сплочённый круг фанатов, однако этот термин расплывчат, не имеет жёстких рамок и может применяться к различным фильмам . Так, например, это определение может уточняться таким образом, что культовым не считается фильм, добившийся широкого успеха у публики и критиков или выпущенный крупной студией с большим бюджетом . Культовые фильмы определяются через свою аудиторию в той же степени, что и своим содержанием . Поклонение может приобретать формы косплея , тематических вечеринок и фестивалей, ролевых игр .

В 2008 году журнал «Cineaste» опросил ряд киноведов, предложив им дать определение культового фильма. Некоторые из них определяют культовый фильм через оппозицию к мейнстримному кинематографу и наличие элемента трансгрессии . Другие возражают, указывая, что культовые фильмы стали частью мейнстрима и нацелены на аудиторию, преимущественно состоящую из белых молодых людей. Большинство определений так или иначе включали указание на существование вокруг фильма какого-то сообщества фанатов. Майкел Дж. Ковен указывает на различия между понятием «культовый фильм» и такими терминами как грайндхаус , фильм категории B , жанровое кино , , которые часто смешиваются с феноменом культового кино. Мэтт Хиллс предлагает определение в духе , где особая реакция фанатов может быть обусловлена свойствами самого фильма, и оба этих фактора имеют значение. Эрнест Матейс считает, что приобретение культового статуса — это случайный процесс, и одно из его свойств в том, что оно плохо поддаётся маркетинговым стратегиям .

Само понятие культовости часто путает с фан-базой фильмов, т.к. культовость по большей степени является признанием и поклонением, что в переносе на термин кинематографа является признанием не только зрителя, но и кинокритиков, именитых режиссеров и прочих экспертов, что значительно сужает круг культовости многих фильмов.

История

Культовые фильмы появлялись ещё в ранние периоды истории кино. Так, « Носферату. Симфония ужаса » (1922) был неавторизованной экранизацией романа Брэма Стокера « Дракула », и вдова Стокера через суд добилась уничтожения известных копий фильма. У «Носферату» сложился культовый статус, так как с фильмом стало возможно ознакомиться только через нелегально циркулировавшие пиратские копии . Чак Клейнханс относит к первым культовым фильмам работы братьев Маркс , вокруг которых стали появляться преданные фанаты, наизусть знавшие их фильмы . Некоторые фильмы, сейчас повсеместно признанные классическими и этапными для киноязыка, такие как « Ночь охотника » (1955), в момент выхода получали плохую прессу и терпели неудачу в прокате, затем долгое время довольствуясь культовым статусом у немногочисленных поклонников . В 1950-х и 1960-х из-за особенностей кинопроката в США европейские артхаусные фильмы и местное эксплуатационное кино распространялись и рекламировались сходным образом, вместе влияя на формирование нишевого культового кино .

Культовое кино в современном понимании выросло на рубеже 1950-х и 1960-х из кинотеатров-« грайндхаусов » и кинотеатров под открытым небом для автомобилистов («драйв-инов»), в которых показывались малобюджетные коммерческие фильмы («королём» таких фильмов был Роджер Корман ) и по тем или иным причинам ставшие маргинальными знаковые фильмы прошлых лет, в первую очередь « Уродцы » Тода Браунинга . Позднее, с появлением в начале 1970-х , специализировавшихся на фильмах ужасов , эксплойтейшне и разнообразном маргинальном кино, сложилась особая культура просмотра фильмов, включавшая посещение сеансов в самодельных костюмах, громкое обсуждение происходящего на экране и другие способы вовлечения зрителей. Именно полуночным кинотеатрам обязаны культовым статусом « Крот » А. Ходоровски , « Розовые фламинго » Дж. Уотерса , « Ночь живых мертвецов » Дж. Ромеро , « Голова-ластик » Д. Линча . Тогда же были заново открыты фильмы Эда Вуда , один из которых — « План девять из открытого космоса » — стал широко известен как «худший фильм всех времён». Фильм « Шоу ужасов Рокки Хоррора », вокруг которого сложилась собственная субкультура, ознаменовал приход к полуночным кинотеатрам широкой популярности .

В конце 1980-х феномен культовых фильмов был замечен зрителями и кинокритиками. Был придуман и стал всё чаще употребляться термин — «культовый фильм». В 1990-х Квентин Тарантино частично стилизовал свои картины под эстетику «старых» культовых фильмов, а также, безусловно, внёс и свой авторский вклад в культовое кино .

Примечания

  1. Павлов А. // Искусство кино . — 2011. — Вып. 11 . — С. 87-98 . — ISSN . 21 января 2017 года.
  2. Haigh, I. BBC (3 мая 2010). Дата обращения: 13 июня 2014. 10 ноября 2019 года.
  3. Dowling, S. . BBC (17 октября 2003). Дата обращения: 13 июня 2014. 31 октября 2019 года.
  4. Aftab, K. . 10 декабря 2010 . The Independent . Дата обращения: 13 июня 2014. 14 августа 2017 года.
  5. Church, D., Hills, M., Hunter, I. Q., Kleinhans, Ch., Koven, M., Mathijs, E., Rosenbaum, J., Weinstock, J. A. // Cineaste. — 2008. — Vol. 34. 28 августа 2013 года.
  6. Hall, Ph. . Film Threat (26 октября 2007). Дата обращения: 20 июня 2014. 9 октября 2019 года.
  7. Ventura, E. . Slate.com (9 ноября 2010). Дата обращения: 20 июня 2014. 7 января 2019 года.
  8. Defining Cult Movies: The Cultural Politics of Oppositional Tastes / Jancovich , M., Reboll, A. L., Stringer, J., Willis, A.. — Manchester University Press, 2003. — P. 202—205. — 244 p. — ISBN 978071906631.
  9. Patterson, J. . The Guardian (2 марта 2007). Дата обращения: 23 июня 2014. 2 октября 2014 года.
  10. от 12 мая 2014 на Wayback Machine // Arthouse.Ru

Литература

  • Ernest Mathijs, Jamie Sexton. Cult Cinema. Wiley, 2012. 304 с. (англ.)
  • Mathijs, Ernest, Mendik, Xavier. The Cult Film Reader. McGraw-Hill International, 2007. 549 с. (англ.)
  • Danny Peary. Cult Movies. Random House Publishing Group, 1982. (англ.)
  • Kate Egan, Sarah Thomas (ред.). . Palgrave Macmillan, 2012. 304 с. (англ.)
  • Mikita Brottman . // Schirmer Encyclopedia of Film (vol.2). Schirmer Reference, 2007. — С.17-23. (англ.)

Ссылки

Источник —

Same as Культовый фильм