Interested Article - Булгаков, Алексей Дмитриевич
- 2020-09-29
- 1
Алексе́й Дми́триевич Булга́ков (12 [24] марта 1872 , Санкт-Петербург — 14 января 1954 , Москва ) — русский и советский артист балета , режиссёр и балетный педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949).
Биография
М. В. Борисоглебский (точнее Д. И. Лешков ) сообщал, что А. Д. Булгаков был сыном отставного писаря .
В 1889 году окончил Петербургское театральное училище , где числился пансионером К. Дидло и обучался в классах М. И. Петипа и П. А. Гердта . Воспринятое от наставников русской классической школы мастерство Булгаков воплощал от первой и до последней в ряду своих значительных ролей: от Ротбарта на петербургской премьере «Лебединого озера» (1895) до Лоренцо на московской премьере «Ромео и Джульетты» (1946) . После выпуска из училища был зачислен в труппу Мариинского театра танцовщиком кордебалета . Первые пять лет службы был занят на второстепенных ролях. Первая значительная роль — Дроссельмейер в « Щелкунчике » — была поручена танцовщику после смерти Т. А. Стуколкина в 1894 году, а вторая — Ротбарт в « Лебедином озере » — в следующем 1895 году . Проявил мимическое дарование и благодаря значительным успехам в 1900 году уже числился танцовщиком 1-го разряда. Великолепно исполнял партии Брамина (« Баядерка »), Дон-Кихота (в постановке « Дон-Кихота » А. А. Горского 1902 года в Мариинском театре), Иньиго (« Пахита »), Старика-отца («Грациелла»), Людоеда (« Спящая красавица »), Рыцаря («Синяя борода»), Негра (« Дочь фараона ») , Клода Фролло (« Эсмеральда »). В 1902 году получил золотую медаль «За усердную службу». Место ведущего мимического актёра занял после смерти Ф. И. Кшесинского в 1905 году . В 1909 году уволился по истечении 20 лет службы , а также по состоянию здоровья, поскольку болел катаром лёгких .
Выступал с антрепризой С. П. Дягилева в Русских сезонах 1909, 1910 и 1914 годов в постановках М. М. Фокина в Париже .
С 1911 по 1949 год — артист Большого театра . Ю. А. Бахрушин писал, что в 1910 году танцовщика в качестве режиссёра и мимического актёра в Большой театр пригласил А. А. Горский . Среди партий московского периода: Ганс (« Жизель »), Абдерахман (« Раймонда ») , Капитан (« Красный мак »), Маркиз де Борегар (« Пламя Парижа ») , Просперо (« Три толстяка ») . В 1913—1917 годах занимал должность главного режиссёра балетной труппы Большого театра . Последняя значительная роль — Лоренцо (« Ромео и Джульетта », 1946).
Занимался педагогической деятельностью. В 1909—1911 годах преподавал пластику и мимику в театральной школе А. С. Суворина в Петербурге, в 1926—1929 годах мимику в Московском хореографическом училище . А. Д. Булгаков покинул сцену в 1949 году, проведя на службе в общей сложности 60 лет .
Похоронен на Новодевичьем кладбище .
В балетах Фокина
Первый исполнитель партий в некоторых постановках М. М. Фокина
- в Мариинском театре
- 1907 — 10 февраля, Шопен , « Шопениана »
- 1909 — 8 марта, Марк Антоний , « Египетские ночи »
Красовская отметила неточность в воспоминаниях Фокина: первым и постоянным исполнителем роли Марка Антония в «Египетских ночах» был Булгаков, но не Гердт . Фокин предполагал задействовать Булгакова в роли Блиоксиса в несостоявшейся в Петербурге постановке балета « Дафнис и Хлоя » .
- в антрепризе Русский балет Дягилева
- 1909 — 2 июня, « Клеопатра »
-
1910
- 4 июня — Шахриар , « Шехеразада »
- 25 июня — Кощей Бессмертный , « Жар-птица »
-
1914
- 14 мая — Потифар , « Легенда об Иосифе »
- 24 мая — Царь Дадон , « Золотой петушок »
В воспоминаниях Фокин отозвался о Булгакове как об отличном мимисте, сыгравшем Шопена , прекрасном и большом артисте, великолепно исполнившему роли шаха Назара ( sic — сейчас принята орфография шах Шахриар), Кощея Бессмерного и Дадона в «Золотом петушке» .
Оценки творчества
В. Я. Светлов в рецензии на прощальное выступление танцовщика в «Боядерке» на сцене Мариинского театра в 1909 году отмечал осмысленность и колоритность творчества, сценичность его фигуры, широту жестов, выразительность мимики . Ю. А. Бахрушин расценивал А. Д. Булгакова как одного из крупнейших артистов русского балета: «Скупость и выразительность жестов, яркая, но не утрированная мимика, умение подчинить все средства исполнения созданию яркого образа и мастерское владение гримом всегда являлись основными чертами этого замечательного артиста» .
В. М. Красовская отметила, что начавшаяся в 1889 году деятельность актёра-мима прошла «сквозь несколько „эпох“ русского балета». Очевидно, балетовед имела в виду дореволюционные этапы на сцене Мариинского театра и заграничных гастролей Русских сезонов Дягилева, затем — советский московский период. От своих учителей Петипа и Гердта Булгаков воспринял «академическое благородство манеры, сообщавшее картинность, но и сдержанность даже самым пылким изъявлениям страсти» . Исследовательница также привела оценки А. Н. Бенуа роли Шахриара в «Шехеразаде»: «благородный, даровитый, нежный царь с головы до ног»; и С. Л. Григорьева роли Кощея в «Жар-птице», когда Булгаков выглядел «совершенно устрашающе и, будучи превосходным мимом, чрезвычайно эффектно передал роль» . В. М. Красовская привела оценку Ф. В. Лопухова , вспоминавшего «монументальную живописность» жеста мима, его способность «сочетать условность балетного жеста с реалистической выразительностью», и назвавшего убедительную пластику Булгакова «шаляпинской» .
О мастерстве А. Д. Булгакова свидетельствует оценка о последней значительной роли артиста — Лоренцо в «Ромео и Джульетте»: «Он играл необыкновенно трогательно. В нём сочеталось много мудрости и желания примирить непримиримых» .
Звания
- Орден Трудового Красного Знамени (27.05.1951)
- Орден «Знак Почёта» (02.06.1937) — за выдающиеся заслуги в деле развития оперного и балетного искусства
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949)
Примечания
- ↑ , с. 58.
- ↑ .
- , с. 385—386.
- ↑ , с. 386.
- , с. 386—387.
- ↑ , с. 220.
- .
- ↑ , с. 389.
- .
- , с. 387—388.
- , Комментарий к стр. 225, с. 438.
- , V. Первые постановки, с. 99.
- , VII. Первые «Русские сезоны», с. 133.
- , VIII. «Жар-птица», с. 142.
- , XI. «Золотой петушок» б) Балетная версия, с. 183.
- , с. 385.
- , с. 388.
Литература
- Бахрушин Ю. А. История русского балета. — М. : Советская Россия, 1965. — С. 220. — 227 с.
- Борисоглебский М. В. Материалы по истории русского балета : Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища ныне Ленинградского государственного хореографического училища (1888—1918) : в 2 т. / Д. И. Лешков ; Составитель М. В. Борисоглебский. — Л. : Ленинградское Государственное Хореографическое Училище, 1939. — Т. 2. — 356 с. — 2250 экз.
- Красовская В. М. А. Д. Булгаков // Русский балетный театр начала XX века : Танцовщики. — Л. : Искусство, 1972. — Кн. 2. — С. 385—389. — 456 с. — 30 000 экз.
- Надеждина Е. Н. // Балет : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
- Фокин М. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера / Ред. Г. Н. Добровольская ; составление Ю. В. Слонимского , Г. Н. Добровольской. — 2-е изд., доп. и испр. — Л. : « Искусство », 1981. — 510 с.
Ссылки
- Л. П. // Театральная энциклопедия : в 6 т. / Гл. ред. С. С. Мокульский . — М. : Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1.
- 2020-09-29
- 1