Хемингуэй, Эрнест
- 1 year ago
- 0
- 0
«Эрнест Хемингуэй» — фотография американского писателя Эрнеста Хемингуэя , сделанная канадским мастером портрета Юсуфом Каршем в 1957 году на Кубе . Съёмка происходила в частном поместье писателя «Финка Вихия» (ныне дом-музей Эрнеста Хемингуэя ), расположенного в пригородном районе Гаваны . На портрете писатель представлен в свитере ручной вязки с глухим воротом и со своей знаменитой седой короткой бородой. Фотография является одним из самых узнаваемых изображений Хемингуэя и наиболее известных работ Карша. Особенно она была популярна в 1960-е годы в СССР, где часто украшала квартиры поклонников американского прозаика, являлась образцом стиля и примером для подражания.
Канадский фотограф Юсуф Карш приехал на Кубу весной 1957 года, где сделал ряд портретов Эрнеста Хемингуэя . Съёмка происходила в частном поместье писателя «Финка Вихия» ( исп. Finca Vigía ) (ныне дом-музей Эрнеста Хемингуэя ), расположенного в пригородном районе Гаваны Сан-Франциско-де-Паула ( исп. San Francisco de Paula ). Карш вспоминал, что перед ним стояла сложная задача отобразить сложный характер такого крупного писателя, в котором он до знакомства с ним предполагал увидеть героев его книг. Однако тот произвёл на него совсем не то впечатление, которое он ожидал увидеть, так как хозяину дома была присуща «вежливость, граничащая с застенчивостью». По наблюдению фотографа это был: «Человек, изрядно потрёпанный жизнью, но казавшийся непобедимым» . Чтобы по своему обыкновению лучше понять характер своей модели, Карш накануне вечером пошёл в La Floridita , любимый бар писателя. Когда в девять утра тот позвонил ему, чтобы узнать, что из напитков он будет пить, то фотограф ответил, что дайкири , к которому как известно писатель был неравнодушен. В ответ на это он неожиданно услышал ответ: «Боже мой, Карш, — возразил Хемингуэй, — в это время дня!»
Для ставшего знаменитым фотопортрета Карш выбрал из гардероба писателя свитер ручной вязки с глухим воротом, который был предложен его четвёртой женой Мэри Уэлш. Она подарила свитер мужу на его день рождения, свитер был очень дорогим, от модного дома Christian Dior . Позже Карш вспоминал, что тогда он сделал много снимков, на которых у писателя «была чудесная улыбка — живая, любезная, полная понимания». Однако из этого множества отобрал именно тот, где модель была запечатлена без улыбки — «истинный портрет, лицо гиганта, безжалостно битого жизнью, но неукротимого» . Фотограф также упоминал, что в то время Хемингуэй страдал от последствий авиакатастрофы, которая произошла с ним во время его последнего сафари в Африке . По поводу последующих трагических событий фотограф заметил:
В свете самоубийства Хемингуэя, когда мне говорят, что сделанный мною портрет был провидческим, я должен заметить, что наша беседа, сопровождавшаяся хорошим кьянти , была вполне жизнерадостной. Хотя Хемингуэй, безусловно, страдал от болей после катастрофы в Африке, его психологическое состояние тем утром было позитивное, доброе, и он был полностью поглощён нашей совместной работой .
Эта фотография стала одной из самых известных среди работ Карша и очень узнаваемым образом писателя . Особенно она была популярна в 1960-е годы в СССР, где часто украшала квартиры многочисленных поклонников американского прозаика . В стихотворении Александра Кушнера «Прощай, любовь!..» (1973), где идёт речь о том, что в 1970-е годы на смену Хемингуэю пришли другие авторы, в частности, Владимир Набоков , указывалось :
Он в свитерке,
Он в свитерке по всем квартирам
Висел, с подтекстом в кулаке.
Теперь уже другим кумиром
Сменён, с Лолитой в драмкружке .
Российский журналист Евгения Коробкова описывала этот портрет следующим образом: «Сквозь стекло книжного шкафа на меня смотрит очень смуглый человек с белой бородой, в свитере грубой вязки»). Она отмечала, что во времена СССР кроме работы Карша был популярен ещё другой снимок, на котором писатель был изображён на рыбалке в трусах. По её мнению, наличие портретов Хемингуэя свидетельствовало об интеллигентности семьи . По словам писателя Дмитрия Быкова , фото Хемингуэя выставлялось в советских домах в качестве своеобразных «нескомпрометированных ценностей»: «Этот писатель поучаствовал во всех самых грязных катаклизмах своего века и отовсюду вышел чист, да ещё и с первоклассными текстами» . Этой фотографии и образу Хемингуэя многие пытались подражать, изображали в различных видах, копировали его стиль в одежде (свитер, борода и т. д.) В 2013 году фотограф Генри Харгривз ( англ. Henry Hargreaves ) сделал серию «псевдо-Хемингуэев» — «Становясь Хемингуэем» .