Ракета-торпеда
- 1 year ago
- 0
- 0
PGM-17 Тор ( англ. PGM-17 Thor ) — первая баллистическая ракета среднего радиуса действия , принятая на вооружении в США в 1958 году. 60 оснащённых термоядерными боеголовками ракет было развёрнуто в позиционных районах в Великобритании с 1959 по 1963 годы . Были сняты с вооружения в 1963 году, в связи с моральным и техническим устареванием. В дальнейшем послужила основой для создания ракеты-носителя « Дельта ».
Разработка баллистической ракеты средней дальности, призванной дополнить на вооружении сил НАТО разрабатываемые ракеты межконтинентальной дальности SM-65 Atlas , была начата ВВС США в 1954 году. Предполагалось, что новая ракета, вместе с армейской PGM-19 Jupiter , станет основой передовых американских стратегических ядерных сил, развёрнутых на базах США в Западной Европе.
Изначальные технические требования формулировались следующим образом:
Советские успехи в области ракетостроения (принятие на вооружение БРСД Р-5 в 1955 году) вынудили США форсировать ракетную программу. Баллистические ракеты, способные в кратчайшее время эффективно достигать территории стран Варшавского Договора, рассматривались как эффективное наступательное оружие. В 1955 году было принято решение разработать новую ракету так быстро, как только возможно.
Для сокращения периода разработки решили использовать уже существующие, либо уже находящиеся в разработке компоненты. Де-факто будущий «Тор» был композитом, составленным из элементов разных программ — двигатель Rocketdyne LR79-NA-9, разрабатывавшийся для «Jupiter», термоядерная головная часть Mk-2, создававшаяся в рамках работ над программой МБР «Atlas». Важным требованием также была компактность — ВВС США желали, чтобы новая ракета могла транспортироваться на борту транспортного самолёта Douglas C-74 Globemaster , для чего она должна была иметь сухой вес не более 20 тонн.
В результате всех принятых мер работы по программе шли чрезвычайно быстро. Производство опытных образцов ракет началось уже в 1956 году, как только были завершены рабочие чертежи. Первые несколько пусков завершились неудачно — ракета имела тенденцию взрываться на старте, — и лишь в сентябре 1957 года состоялся первый успешный запуск. Первые пуски проводились с базы ВВС США на мысе Канаверал . После запуска в СССР первого спутника 4 октября 1957 года программы разработки баллистических ракет были резко ускорены, и серийное производство ракет было начато уже в ноябре 1957 года. В декабре очередной испытательный пуск продемонстрировал полную работоспособность системы управления, и, наконец, в августе 1958 года было начато развёртывание ракет на базах в Великобритании.
Получившая обозначение SM-75 , «Тор» была одноступенчатой жидкостной ракетой, двигатель которой работал на керосине и жидком кислороде . Её цилиндрический корпус плавно сужался к вершине, придавая ракете, по отзывам персонала, «вид молочной бутылки».
В движение ракету приводил один двигатель , с тягой в 670 кН. Для управления ракетой в полете предназначались два рулевых двигателя в 4,5 кН каждый. Система наведения была полностью инерциальной, обеспечивая круговое вероятное отклонение (КВО), по разным данным, от 300 до 3200 метров. Дальность полёта ракеты 2400 км.
Первые варианты ракет снаряжались боеголовкой Mk-2, но последующие получили абляционную ГЧ Mk-3 (заимствованную от ракеты «Jupiter»), более эффективно выдерживающую нагрев и позволяющую входить в атмосферу под большим углом к цели, что снижало рассеивание относительно точки прицеливания. Боеголовки снаряжались термоядерным зарядом W49, тротиловым эквивалентом до 1,49 мегатонны, способным вызвать обширные разрушения в области радиусом 8,2 км.
Для защиты от неблагоприятных погодных условий, ракеты хранились горизонтально, в неукрепленных надземных укрытиях. Перед запуском, ракета поднималась вертикально и заправлялась. Полное время подготовки ракеты к пуску составляло порядка 10 минут.
В августе 1958 года, первые ракеты «Тор» были поставлены на боевое дежурство (БД) в Великобритании. Первоначально ракеты подчинялись американскому командованию, но в 1958 году было принято решение по политическим и логистическим соображениям переподчинить все развёртываемые в Великобритании батареи Королевских ВВС .
Первые боевые ракеты были поставлены на БД 31 августа 1958 года в
. Три ракеты были смонтированы на открытых пусковых установках на базе Королевских ВВС . Развёртывание ракет продолжалось до 1960 года, когда в составе RAF были развёрнуты 20 трёхракетных эскадрилий, рассредоточенных на территории Шотландии.Ракеты стояли на боевом дежурстве с 1958 по 1963 год. Пик развёртывания, достигнутый в 1960, составлял 60 ракет. В 1962 году эти ракеты, в числе других, были приведены в полную боевую готовность в период Карибского Кризиса .
С 1963 года ракеты начали постепенно сниматься с вооружения. Появление в распоряжении ВМФ США подводных лодок «Джордж Вашингтон» , вооружённых твердотопливными ракетами « Поларис », существенно снизило ценность стационарных БРСД ВВС. Подводные лодки с баллистическими ракетами были существенно менее уязвимы для возможного превентивного удара, могли перемещаться и занимать более выгодные для атаки позиции, ракеты «Поларис», в целом, были технически гораздо более надёжны, чем жидкостные «Торы» .
В феврале 1962 года ВВС США инициировали программу «437», направленную на разработку средств перехвата космических объектов. Развитие космонавтики сделало орбитальные спутники связи и наблюдения стратегическими военными объектами, способными оказывать значительное влияние на ход военных действий.
В качестве средства уничтожения спутников была выбрана ракета «Тор», с её сравнительно мощной боевой частью. 9 июля 1962 года ракета была запущена на высоту 400 км, где её боевая часть была инициирована.
В 1964 году противоспутниковая система на базе ракет «Тор» была официально принята на вооружение под индексом PGM-17A (предполагавшееся переименовывание в PIM-17A по неизвестной причине не было официально утверждено).
Ракеты могли перехватить любой орбитальный объект на высоте до 1400 км и на дистанции до 2400 км. Радиус поражения мегатонной боевой части гарантировал уничтожение спутника радиационным и термическим воздействием на дистанции до 8 км. Хотя выявившиеся проблемы с образованием искусственных радиационных поясов делали тяжёлые ядерные боевые части не лучшим оружием для уничтожения низкоорбитальных спутников, тем не менее, до 1975 года две ракеты постоянно находились в 24-х часовой готовности к пуску на базе Джонстон .