Театрон (театр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Репертуарный театр (от англ. repertory theater ) — форма организации театрaльного дела, при которой театр имеет постоянный (или медленно обновляемый) . Для репертуарных театров характерно наличие постоянной труппы , хотя, как и другие театры, они иногда нанимают актёров на конкретные спектакли.
Репертуарный театр со своим зданием (« стационарный ») типичен для России и стран Восточной Европы, поэтому в русском языке для обозначения такой организации обычно применяют просто слово «театр» без уточнения «репертуарный». В других странах зачастую более популярны другие типы театров (например, повторяющие постановку только одного спектакля, пока он приносит хорошие кассовые сборы ). «Облегчённым» типом репертуарного театра был англ. weekly rep в Великобритании, который выдавал новую постановку каждую неделю-две, создавая поток пьес вместо постоянного репертуара. В США попытки создания репертуарных театров имели небольшой успех .
В Западной Европе репертуарные театры с государственной поддержкой распространены в Германии и Франции, в Великобритании известными примерами являются Королевский Шекспировский театр и Королевский национальный театр . В европейской практике репертуарный театр зачастую не имеет постоянной труппы. Это усложняет процесс планирования репертуара, так как актёры могут иметь несостыкованные графики работы .
Репертуарные театры впервые появились в Англии в XIX веке. В 1879 году был создан Шекспировский мемориальный театр в Стратфорде-на-Эйвоне , в 1891—1897 годах в Лондоне существовал «Независимый театр» ( ), с 1912 репертуарным стал Олд Вик .
В России к концу XIX — началу XX века работали сотни репертуарных театров:
По словам Ю. П. Любимова , «театр репертуарный — это традиция русского театра. Репертуарный театр гораздо сложнее содержать, но и гораздо интересней» . Однако уже в 1980-е годы появилось осознание необходимости реформ, а в 1990-е проявились новые проблемы: утрата института художественных руководителей, потеря связи с современностью, слишком медленная обновляемость трупп .
В условиях финансовых трудностей, связанных в том числе и с сокращением зрительской аудитории, репертуарные театры были вынуждены экспериментировать. Первой идеей, опробованной в « Школе драматического искусства », « Балтийском доме », « Особняке », было объединение нескольких театров или студий под одной крышей .
Вторым направлением является попытка создания театра без труппы, Н. Л. Фролова отмечает спорность отнесения этих театров к категории репертуарных — но сама считает их репертуарными, ссылаясь на дореволюционный МХТ , где стабильной была лишь треть труппы, 14 актёров, другие две трети менялись ежегодно . Сторонники опробованной вначале Театром наций , а затем Центром драматургии и режиссуры , « Приютом комедианта », « Театр.doc », « Практикой » модели рассматривают постоянную труппу как источник проблем российского театра. Э. В. Бояков («Практика») охарактеризовал проблемы стареющей труппы так: «большинство репертуарных театров — это прибежище ностальгирующих, закомплексованных неудачников, которые не смогли адаптироваться к новым реалиям, боятся новой эпохи и не способны не то, что отражать эту реальность, но даже просто глядеть на неё» . С течением времени внутри этих театров стали складываться постоянные творческие коллективы, но, по замечанию Фроловой, «стабильные творческие группы — это ещё не стабильная труппа» .
Фролова не считает происходящее чем-то революционным; по её мнению, в отличие от новаторства МХТ на рубеже XIX—XX веков, переосмысление организационных форм российскими театрами столетие спустя попросту следует в фарватере поисков, которые европейские театры провели в середине XX века .