Interested Article - Дау (проект)

«Дау» мультидисциплинарный кино -арт-проект, премьера которого состоялась в Париже зимой 2019 года .


Фильм «Дау»

Первоначально проект задумывался как байопик о советском физике, лауреате Нобелевской премии , Льве Ландау (Дау — прозвище Ландау). В 2006 году сопродюсерами фильма выступили и ( , Германия, и , Франция), Артём Васильев ( ), (Германия), (Германия), WDR / Arte (Германия), Arte France Cinema (Франция), (Германия), , The Swedish Film Institute (Швеция), (Швеция), (Нидерланды), Государственное агентство Украины по вопросам кино , Министерство культуры Российской Федерации , . В 2015 году Минкульт России отозвал выделенную субсидию, а Госкино Украины взыскал пени. В октябре 2018 года, за несколько месяцев до парижской премьеры, правление также приняло решение о выходе из проекта. Подготовительный период съёмок был в 2006 году, съёмки фильма начались в 2007 году и проходили в Санкт-Петербурге и Харькове .

Институт

Локация и принципы съемки

После ленинградского и харьковского съемочных блоков фильма «Дау» процесс съёмок трансформировался в «тотальный перформанс» . Этот формат стал возможен при поддержке Сергея Адоньева . ,

Проект разворачивался на территории самой большой в Европе декорации «Институт», которая была создана в украинском городе Харьков на месте бывшего бассейна стадиона « Динамо » и площадь которой составила 12 тысяч квадратных метров , , .

Принцип функционирования объекта и способ съемки послужил основанием для сравнения «Дау» с проектами « Синекдоха Нью-Йорк » и « Шоу Трумана » , , .

Отличительной особенностью съёмочной локации стало то, что она работала в круглосуточном режиме, вне зависимости от графика съёмок. Специально для проекта главный оператор «Дау» разработал систему освещения, позволяющую вести съёмку в любой точке, не выставляя осветительное оборудование , .

На территории Института функционировала редакция газеты, лаборатории, буфет, жилые корпуса, Первый отдел , парикмахерская, помещения хозактива; сотрудники этих служб получали зарплату в советских рублях , . Для съемок было произведено и куплено 40000 элементов костюма . Архитектура, декорации, костюмы, предметный мир создавали фантасмагорическую реконструкцию советского времени 1930-х — 1960-х годов , , в которой существовали персонажи.

В ноябре 2011 года съёмки были закончены, а локация уничтожена, что стало частью сюжета. Уцелевшие объекты (мелкий и крупный реквизит, артефакты, костюмы) были сохранены и используются в других контекстах «Дау» .


Персонажи

В кастинге проекта приняло участие 392 тысячи человек , в съемках — около 300 человек, среди них учёные, художники, музыканты, философы, религиозные деятели, мистики, наряду с поварами, официантами, уборщиками, медсёстрами, парикмахерами и сотрудниками органов безопасности .

Съемки продолжались с перерывами до ноября 2011 года . В течение всего периода, вне зависимости от съемок, на площадке не допускались современные предметы, современная речь, попасть туда можно было только в костюме и с исторической прической , . Сценария не было, персонажи реагировали, взаимодействовали, совершали поступки в предложенных обстоятельствах, иногда подолгу живя на декорации , . «Помещенный в реальную копию советского института, с его аутентичными запахами, одеждой и интерьерами, манерой общественного поведения и социальными диспозициями, герой ощущает себя в полуреальном пространстве-времени. Актер и становится первым зрителем „Дау“, оказываясь посредине между имманентностью собственного присутствия в настоящем и абсурдом чужого, но восстановленного времени и пространства» .

Все, кроме Дау (дирижёр Теодор Курентзис ), его жены (актриса Радмила Щёголева ), их сына (в старшем возрасте — музыкант Николай Воронов ) и директора «Института» с 1938 по 1953 годы Крупицы (театральный режиссёр Анатолий Васильев ), жили в «Институте» под своими именами. Их реальные биографии были адаптированы под советские реалии. , .

В Институте «Дау» функционировало два научных отдела: теоретический отдел, в котором работали и выступали с докладами современные физики-теоретики ( Дмитрий Каледин , Никита Некрасов , Андрей Лосев , Самсон Шаташвили , а также Карло Ровелли , Эрик Верлинде , Дэвид Гросс , Яу Шинтун ), и экспериментальный отдел, возглавляемый Алексеем Блиновым и представленный в основном современными художниками. Среди участников работы Института и его гостей были Карстен Хеллер , Марина Абрамович , Ромео Кастеллуччи , Питер Селларс , Борис Михайлов , рав Штейнзальц , перуанский шаман Гильермо Аревало и др. .

В Институте проводились конференции и семинары по квантовой физике, теории струн и петлевой квантовой гравитации , а также эксперименты в областях, выходящих за рамки традиционного научного знания, таких как оргонная энергия, телепортация и сверхвозможности человека. .

Жанр проекта. Киноматериал и продукты

Длительность отснятого на кинопленку институтского материала составила 700 часов , , .

Первоначальная задумка Ильи Хржановского создать фильм о Льве Ландау в процессе реализации трансформировалась в масштабное исследование человеческой природы , которое продолжается по сей день. На разных стадиях реализации проекта в нём были задействованы, кроме перечисленных участников, Филипп Паррено ; режиссёр Дмитрий Черняков ; дизайнер ; музыканты Роберт дель Ная из Massive Attack , Брайан Ино , Леонид Федоров , Владимир Волков , Владимир Мартынов , Татьяна Гринденко , . .

Относительно жанра проекта ведутся споры: «А возможно ли произведение в жанре целой культуры? Культура в себя вбирает и музыку, и кино, и литературу, и живопись, и науку, и делопроизводство, все способы общественного поведения и межличностной коммуникации. Хржановский создал произведение в жанре культуры 1930-60-х» ; «проект ДАУ, таким образом, это не Gesamtkunstwerk, но произведение в жанре Gesamtkunstwerk, то есть своего рода анти-Gesamtkunstwerk» ; «возможно, правильнее называть его самым масштабным экспериментом в области театра» ; «кажется, будто ты что-то понял про это кино (или не кино?), и тут же — щёлк! — фокус сдвигается, и оно оказывается чем-то другим. Это фильм? Сериал? Тотальная инсталляция? Психологический эксперимент?» ; «ну и конечно, „Дау“ — это не совсем кинематографические произведения <…>, а арт-объекты, тотальные инсталляции или тотальные перформансы» ; «„Дау“ — это именно синтетическое искусство, „произведение искусства будущего“, по Вагнеру, которое, однако, парадоксальным образом уже обитает в прошлом: катарсис, тотальность, театр жестокости и экзистенция, проглядывающаяся за театральным занавесом — все эти идеи давно похоронены под обломками постмодернистских концептов» ; «„Дау“ — монументальный проект, включающий в себя не только отснятый материал, но и перформансы, концерты, инсталляции» ; «cерьезностью подхода и масштабностью мышления „Дау“ настолько выламывается из мелкотравчатой повестки современного искусства, что вызывает аналогии скорее с литературными эпопеями — с семикнижием „В поисках утраченного времени“ Пруста или 91 томом „Человеческой комедии“ Бальзака: единого текста, который можно воспринимать по частям, но в каждой части которого заключено целое» ; "это явление можно назвать территорией памяти — индивидуальной, коллективной, исторической и художественной .

Тем не менее, из отснятого объема различными режиссерами были созданы кинематографические продукты. Кроме того, проект был реализован в других формах.

Фильмы, сериалы, видеоперформансы

13 фильмов различных жанров были представлены на премьере проекта в Париже в 2019 году , , .

Постпродакшн завершился в 2018 году. Фильмы озвучили Жерар Депардьё , Уиллем Дефо , Ларс Айдингер , Изабель Аджани , Фанни Ардан , Изабель Юппер , Шарлотта Рэмплинг , Ирис Бербен , Ханна Шигулла , Барбара Зукова , , Вероника Феррес , Хайке Макач, Тони Гаррн , Лилит Штангенберг, Катрин Ангерер, Палина Рожински , Вики Крипс , Йелла Хаазе, Мартин Вуттке , Бликса Баргельд , Бела Б, Билл Каулитц , Том Шиллинг , Марк Хоземанн, Фредерик Лау, Франц Роговский, Луис Хофманн, Бен Беккер, Свен Марквардт, Тахар Рахим , Дени Лаван , Лу де Лааж , Эрик Кантона , Паскаль Греггори , Амира Казар .

Еще ряд продуктов находится в процессе постпродакшна , .

«Материнский» фильм

В частности, «материнский» фильм, где в центре судьба самого Дау и куда институтский материал входит как часть, находится на 2022 год также в процессе производства .

Dau. Digital

Весь отснятый материал составил проект Dau.Digital. Оцифрованный структурированный архив 700 часов отснятого материала с возможностью навигации и формирования собственного нарратива для каждого зрителя был также представлен на парижской премьере проекта . Он характеризуется Ильей Хржановским как основной продукт, относительно которого фильмы Дау представляют собой «трейлеры» : «это один из важнейших прорывов проекта, устанавливающего совершенно новые конвенции во взаимоотношениях киноискусства со зрителем: действие открытой структуры „Дау“ разворачивается в сознании публики — именно там происходит конечная сборка разомкнутой формы, между элементами которой режиссер сознательно оставляет смысловой зазор» .

Книги, печатная продукция

Диалоги персонажей

Книги, составленные на основе расшифровок разговоров персонажей в кадре и вне съемок, продавались на парижской премьере ,

DAU Document

В британском издательстве Thames&Hudson подготовлено издание DAU Document , в котором в хронологическом порядке собраны кадры из всего отснятого материала, фотографии со съемочной площадки, сделанные на советские фотоаппараты, приведены научные исследования, созданные в рамках проекта, собраны эссе, исследующие темы любви, власти, насилия, измененных состояний сознания, а также каталог из 80 тысяч единиц одежды и реквизита из проекта и профайлы персонажей .

Comme des Garçons × DAU Institute 1938—1952

В 2018 году модный дом Comme des Garçons выпустил альбом фотографий DAU в рамках ежегодной инициативы по изданию работ художников и фотографов.

Les Salons DAU

Эксклюзивное издание «Инсталляция ДАУ в Ле-Шатле»,"где работы Бакста, Ларионова, Гончаровой соседствуют с фрагментами инсталляций «Дау»" , было выпущено в 2018 к парижской премьере «в подарок Парижу» от проекта, с предисловием мэра Парижа Анны Идальго , художественного руководителя Театра Шатле и др.. ,

Инсталляции

Начиная с объекта Институт, который функционировал как во время съемок, так и без, формируя опыт любого посетителя и вступая с ним во взаимодействие , , многосоставные инсталляции становятся важной формой жизни проекта.

Берлин. Подготовка релиза и его отмена

Для демонстрации фильмов в Берлине планировалось воссоздать копию Берлинской стены — событие должно было стать первым в серии «Дау. Свобода» (Берлин), «Дау. Равенство» (Париж), «Дау. Братство» (Лондон) и планировалось при поддержке и участии режиссеров Тома Тыквера и Ромео Кастеллуччи , художников Марины Абрамович , Карстена Хеллера и Ай Вэйвэя , музыкантов Теодора Курентзиса , Брайана Ино , Роберта дель Ная и Massive Attack , правящего бургомистра Берлина Михаэля Мюллера , министра культуры ФРГ . , , , . Предполагалось, что при попадании на территорию мероприятия зрители пройдут процедуру обыска охранниками из числа израильских военных; внутри квартала, обнесенного стеной, планировались перформансы и выступления артистов, в частности перформанс Марины Абрамович и Теодора Курентзиса, участники которого проходили через процедуру мытья (отсылка к газовым камерам под видом душа в концентрационных лагерях) - ; завершиться мероприятие должно было ритуальным разрушением «Берлинской стены» , после чего каждому участнику должно было быть предложено взять с собой камень , . В сентябре 2018 власти города города запретили мероприятие, сославшись на нарушение процедур , , . Запрет сопровождался дискуссией — против мнения о недопустимости реконструкции стены там, где она «уже достаточно простояла» и в поддержку проекта выступали Фанни Ардан , Изабель Аджани , Роберт дель Ная , Уиллем Дефо , Жерар Депардье , Брайан Ино , , Кристин Скотт Томас , Ханна Шигулла , Саша Вальц , Том Тыквер и другие артисты, режиссеры, кураторы, политики, продюсеры .

Релиз в Париже

Фильмы, созданные из отснятого в «Институте» киноматериала, были впервые представлены в Париже с 25 января по 17 февраля 2019 года при поддержке мэрии Парижа. Продюсер релиза в Париже — Мартин д´Англежан Шатийон .

Кроме фильмов, посетители парижского мероприятия могли посмотреть Dau.Digital, формируя собственный нарратив из материала .

Площадками релиза стали Театр де ля Вилль и Театр «Шатле» , где почти столетием раньше прошли «Русские сезоны» Сергея Дягилева . Еще одной площадкой стал Центр Жоржа Помпиду — там была представлена воспроизводящая обстановку «Института» «Дау» инсталляция, в которой попеременно проживали разные персонажи проекта. ​​ В рамках коллаборации музей также предоставил для использования в пространствах обоих театров работы русских неофициальных художников 1950-х-2000-х годов из собрания «Коллекция!» (2016) . Среди выставленных работ — произведения Оскара Рабина , Гриши Брускина , Сергея Бугаева-Африки , Эрика Булатова и др. .

План заключался в том, чтобы соединить два театра мостом, но в этом виде проект не был реализован, и вместо моста здания театров и здание музея Помпиду были соединены проекцией из красных световых линий, образующих треугольник — инсталляция была вдохновлена русским авангардом 1920-х гг. .

Связь проекта и в частности его парижской премьеры с авангардным живописным искусством формировалась также с помощью пространства в театре Шатле, оформленного художниками Ольгой Гуревич, Александрой Смолиной, Борисом Шаповаловым .

Для посещения проекта «Дау» зрителям было необходимо получить одну из «Дау-виз» — на 6 часов, 24 часа или «мультивизу» без временного ограничения . При «подаче» на визу посетителю предлагалось ответить на вопросы личного характера («вы когда-нибудь чувствовали, что вас используют в отношениях?») .

Пространство театров было поделено на зоны («Материнство», «Коммунизм», «Революция» и др.) .

На площадках одновременно проходили показы фильмов (без названий, под номерами ), конференции, перфомансы, концерты, шаманские ритуалы; узнать о них заранее было невозможно — принцип неизвестности и постоянной метаморфозы, предлагающий посетителю не планирование, а неожиданное столкновение, стал частью концепции проекта «Дау» , . Согласно этому принципу, все выступления рамках проекта тоже проходили инкогнито, без афиш и объявлений. Так, в течение парижского релиза в разных пространствах двух театров выступили Теодор Курентзис и MusicAeterna , Jazz Aeterna и ТриголОс, музыканты Михаил Рудый , Татьяна Гринденко , Владимир Мартынов , Владимир Тарасов , Леонид Фёдоров , Михаил Мордвинов , Дмитрий Уваров, Владимир Волков , певец Сергей Старостин , оперная певица Екатерина Щербаченко , музыканты Вангелино Курентзис, Марко Никодиевич, певец и перформер , Роберт дель Ная Massive Attack »), Брайан Ино , которые принимали непосредственное участие в создании музыкального ряда «Дау». Также в разных зонах «Дау» можно было увидеть перформансы Саши Вальц и её танцевальной труппы, инсталляции Ромео Кастеллуччи и Филиппа Паррено . Участие в парижских конференциях «Дау» приняли писатель и режиссёр Джонатан Литтелл , футуролог Риэл Миллер, профессор физики, специалист в области теории струн Никита Некрасов , писатель и социальный критик Евгений Морозов , фотограф Реза Дегати , профессор Оксфордского университета, биофизик Соня Контера, писатель Александр Эткинд и другие. ,

Музыкальные инсталляции, формирующие звуковое пространство ивента и спродюсированные Вангелино Курензисом и , включали работы Брайана Ино и Роберта дель Ная .

Важной частью опыта погружения на парижской премьере стали также бар Shitty Hole, буфеты (в частности «порно-буфет») и столовая с советским меню, где цены менялись произвольно в течение дня .

Еще одним элементом инсталляции стал магазин сувенирной продукции проекта, отсылающий к советским сельмагам (банки консервов различных наименований, cигареты, вантузы, керосиновые лампы, презервативы, скалки и др.), где также продавалась печатная продукция проекта — фотографии, книги-транскрипции разговоров персонажей .

В Театре де ля Виль работала реконструкция советской коммунальной квартиры, где круглосуточно жили перформеры, а также проводили ритуалы алтайские шаманы; в этом пространстве, в частности, были помещены работы из музея Помпиду, в частности вышивка Сергея Бугаева-Африки «Джон Кейдж передает знамя социалистического соревнования Курехину». , .

В пространстве театров находились также манекены персонажей фильмов DAU , .

Круглосуточные публичные показы фильмов сопровождались индивидуальными разговорами зрителей с «активными слушателями», среди которых были священники, пасторы, раввины, а также социальные работники и врачи; по желанию зрителей разговоры записывались .

По данным СМИ, за период с 25 января по 17 февраля 2019 года в Париже проект «Дау» посетило около 40 тыс. человек.

Конференции

Конференции, ставшие частью парижской премьеры проекта, продолжили серию конференций, начавшихся 2017 году в Лондоне и посвящённых широкому кругу культурологических, социальных, политических вопросов, которые поднимает и актуализирует «Дау». Были проведены следующие конференции:

  • «Импорт и экспорт Русской революции: обмен идеологий, политик, сообществ» (25—26 февраля 2017, Лондонская школа экономики и политических наук). В конференции приняли участие профессор Теодор Шанин , профессор Александр Эткинд , профессор Марк Штейнберг, профессор Саймон Диксон, профессор Джон Батлер, профессор Эрик ван Рее, профессор Виктория Журавлева, профессор Дэвид Вольф и др.
  • «Протагонисты политической мифологии: как индивиды и коллективы входят в историю?» (25—26 марта, 2017, Палата Общин, Парламент Великобритании, Университет Вестминстера). Участники: первый Президент Украины Леонид Кравчук , первый Государственный Секретарь РСФСР Геннадий Бурбулис , Председатель Верховного совета республики Беларусь Станислав Шушкевич , посол Великобритании в СССР и России сэр Родрик Брейтвейт , посол Западной Германии в СССР доктор Андреас Майер-Ландрут , профессор Роберт Сервис , профессор Линда Кук, профессор Марк Фенстер, профессор Джудит Пэллот и др.
  • «Опыт экстремизма: вера, насилие и освободительные движения» (24—26 мая, 2017, Палата Лордов, Парламент Великобритании, Лондонское королевское общество). Участники: Начальник генерального штаба Вооруженных сил Великобритании Майкл Дэвид Джексон , представитель правительства автономного Курдистана Его Превосходительство Карван Джамаль Тахир, полковник Владимир Ажиппо, профессор , члены Международного трибунала по бывшей Югославии Марко Сладоевич (Сербия), Амир Ченгич (Босния), Давор Лазнич (Хорватия), бывший директор службы пропаганды партии Шинн Фейн (Северная Ирландия). [ значимость факта? ]

Критика проекта

Обвинения в нарушении трудовой этики и несимулированном насилии и опровержения

Парижская премьера проекта вызвала неоднозначную реакцию в европейской прессе . Критика проекта была связана как с «психологическим и физическим несимулированным насилием над участниками съёмок» , так и с задержкой и невыплатой заработной платы участникам съёмок, и с нарушением трудовой этики и соблюдения прав участников . Критические материалы содержат главным образом ссылки на анонимные свидетельства участников проекта, задействованных в нём краткосрочно . Ни один из участников и создателей фильмов «Дау», представленных в рамках парижской премьеры, не выступил с критикой проекта . Кроме того, проект вызвал множество дискуссий о границах допустимого в киноискусстве , .

Во время премьеры фильма « Дау. Наташа » на 70 Берлинском кинофестивале в феврале 2020 года пятеро российских журналистов обратились к художественному руководителю фестиваля и исполнительному директору с открытым письмом, в котором выражали обеспокоенность применением «несимулированного психологического и физического насилия», в частности в отношении непрофессиональной актрисы Натальи Бережной, и ставили под вопрос этичность включения картины в программу . Шатриан заявил, что переадресовал вопросы съемочной группе и актрисам и что они опровергли обвинения; подробные ответы от Хржановского, съемочной группы и актрис были также получены на пресс-конференции . Позже обвинения авторов открытого письма были также опровергнуты актрисой Натальей Бережной в интервью .

Обвинения в насилии над детьми и молодыми взрослыми с особенностями и опровержения

Весной 2020 года уполномоченный Украины по правам ребенка Николай Кулеба, реагируя на пост в социальной сети Facebook , обратился в Генеральную прокуратуру Украины, которая инициировала проверку на предмет ​​причинения «физической боли или морального страдания путем насильственных действий» детям, принимавшим участие в съемках проекта . Таким образом, обвинение было сделано на основании впечатлений одного зрителя от кадров из фильма « Дегенерация ». Хржановский опроверг обвинения, ссылаясь на соблюдение юридических процедур и создание комфортных условий для детей во время съемок и на юридические процедуры получения международных прокатных удостоверений, а также на принципиальную невозможность делать выводы о реальных обстоятельствах съемочного процесса на основании художественного материала . 10 июля 2020 года газета The Daily Telegraph принесла извинения Хржановскому за статью о возбуждении уголовного дела, в основании которой лежало предположение, что подозрения в отношении Хржановского имели основания; в заявлении газеты сообщалось о выплате Хржановскому компенсации ущерба и о том, что он направит ее на поддержку ​​ . В начале 2021 года уголовные дела были закрыты по итогам досудебного расследования, в результате которого был сделан вывод об отсутствии уголовных преступлений в действиях лиц, занимавшихся организацией и проведением съемок с участием детей в Харькове .

Весной 2020 года также вызвало резонанс обсуждение в социальных сетях участия людей с аутизмом в съемках «Дау» в 2009 году; обвинения в насилии были опровергнуты родственниками участников с аутизмом, которые их сопровождали, другими участниками съемки, было приведено архивное видеосвидетельство .

Обвинения в несоразмерных тратах и плохой организации мероприятий

Критика проекта также касается неоправданно большой траты ресурсов на достижение уже имевших место художественных результатов, таких как стирание границы между реальным и вымышленным, исполнителем и персонажем, деконструирование истории и погружение в нее . Критика парижской премьеры, кроме того, включала отзывы о плохой организации и невнятной навигации внутри инсталляции . Создатели проекта и некоторые критики позиционируют принцип неопределенности как художественный элемент проекта и способ взаимодействия со зрителем .

Прокат в России

В России Министерство культуры отказало в выдаче прокатных удостоверений фильмам « Дау. Наташа », «Дау. Нора Сын», «Дау. Саша Валера» и «Дау. Новый человек» со ссылкой на подпункт «в» пункта 18, утверждённых Правительством «Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и правил ведения государственного регистра фильмов», который не позволяет выпускать в прокат фильмы, «содержащие материалы, пропагандирующие порнографию». В 2020 году кинокомпания «Феномен Филмз» потребовала признать недействительным отказ и обязать Минкультуры допустить фильмы к прокату, однако суд отказал компании в удовлетворении требований.

Призы и награды

Съёмочная группа

Участники проекта «Дау»

Авторы и режиссёры монтажа фильмов проекта

  • Екатерина Эртель :
    • ДАУ-3 / ДАУ. Нора Мама
    • ДАУ-5 / ДАУ. Катя Таня
    • ДАУ-7 / ДАУ. Три дня
    • ДАУ-8 / ДАУ. Саша Валера
    • ДАУ-9.1 / ДАУ. Никита Таня
    • ДАУ-12 / ДАУ. Наташа
    • ДАУ-11 / ДАУ. Нора Сын
    • ДАУ-S1 / ДАУ. Нора (сериал)
    • ДАУ-S2 / ДАУ. Меню (сериал)
  • Илья Пермяков :
    • ДАУ-10 / ДАУ. Новый человек
    • ДАУ-13 / ДАУ. Вырождение
    • ДАУ-14 / ДАУ. Возрождение
  • Анатолий Васильев :
    • ДАУ-4 / ДАУ. Империя
  • Алексей Слюсарчук :
    • ДАУ-2 / ДАУ. Смелые люди
    • ДАУ-6 / ДАУ. Конформисты
    • ДАУ-9.2 / ДАУ. Теория Струн
  • Дмитрий Каледин :
    • ДАУ. Наука (сериал)

Примечания

  1. . Инде . Дата обращения: 10 июня 2020.
  2. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  3. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  4. . Дата обращения: 6 августа 2022. 17 мая 2021 года.
  5. Николай Корнацкий. . « Известия » (10 ноября 2015). Дата обращения: 27 апреля 2020. 11 мая 2021 года.
  6. (укр.) . Держкіно України . Дата обращения: 27 апреля 2020. 10 марта 2019 года.
  7. Андрей Захаров , Светлана Рейтер . BBC (31 января 2019). Дата обращения: 27 апреля 2020. 8 августа 2020 года.
  8. . Дата обращения: 6 августа 2022. 17 мая 2021 года.
  9. . Дата обращения: 6 августа 2022. 30 июня 2022 года.
  10. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  11. [«ДАУ» — тотальный эксперимент Ильи Хржановского наконец увидят зрители от 3 августа 2022 на Wayback Machine ]
  12. Дата обращения: 25 февраля 2019. 17 апреля 2020 года.
  13. . Дата обращения: 6 августа 2022. 16 октября 2021 года.
  14. . Дата обращения: 6 августа 2022. 7 августа 2022 года.
  15. . Дата обращения: 6 августа 2022. 15 сентября 2022 года.
  16. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  17. . Дата обращения: 6 августа 2022. 29 января 2019 года.
  18. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  19. . Дата обращения: 6 августа 2022. 20 июля 2021 года.
  20. . Дата обращения: 6 августа 2022. 28 апреля 2022 года.
  21. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 6 августа 2020 года.
  22. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  23. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  24. . Дата обращения: 6 августа 2022. 2 августа 2021 года.
  25. . Дата обращения: 6 августа 2022. 15 июля 2022 года.
  26. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  27. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 20 сентября 2020 года.
  28. . Дата обращения: 6 августа 2022. 7 августа 2022 года.
  29. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 6 августа 2020 года.
  30. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 20 сентября 2020 года.
  31. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 18 мая 2020 года.
  32. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  33. . Дата обращения: 6 августа 2022. 2 июля 2022 года.
  34. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 6 августа 2020 года.
  35. . Дата обращения: 23 июня 2022. 11 августа 2020 года.
  36. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  37. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  38. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  39. Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  40. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  41. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  42. Macnab, Geoffrey. . Screen Daily (10 января 2019). Дата обращения: 27 апреля 2020. 16 июня 2020 года.
  43. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  44. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  45. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  46. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  47. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  48. . Дата обращения: 6 августа 2022. 7 августа 2022 года.
  49. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
  50. . Дата обращения: 6 августа 2022. 17 мая 2021 года.
  51. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  52. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  53. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
  54. Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  55. (недоступная ссылка)
  56. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  57. . Дата обращения: 6 августа 2022. 21 сентября 2021 года.
  58. . Дата обращения: 18 августа 2022. 18 августа 2022 года.
  59. Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  60. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  61. . Дата обращения: 6 августа 2022. 16 октября 2019 года.
  62. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  63. Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  64. . Дата обращения: 6 августа 2022. 7 августа 2022 года.
  65. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  66. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  67. . Дата обращения: 6 августа 2022. 25 октября 2021 года.
  68. . Дата обращения: 6 августа 2022. 17 мая 2021 года.
  69. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  70. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  71. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  72. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  73. . Дата обращения: 6 августа 2022. 10 августа 2022 года.
  74. от 26 февраля 2019 на Wayback Machine // Forbes.ru
  75. Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  76. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  77. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 26 февраля 2019 года.
  78. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  79. . Дата обращения: 6 августа 2022. 27 сентября 2021 года.
  80. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  81. Дата обращения: 6 августа 2022. 4 июля 2022 года.
  82. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 26 февраля 2019 года.
  83. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 сентября 2021 года.
  84. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  85. Дата обращения: 6 августа 2022. 4 марта 2021 года.
  86. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  87. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
  88. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
  89. Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
  90. . Дата обращения: 6 августа 2022. 22 ноября 2022 года.
  91. Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
  92. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
  93. Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
  94. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
  95. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 11 марта 2020 года.
  96. Дата обращения: 23 июня 2022. 22 февраля 2020 года.
  97. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 14 мая 2020 года.
  98. . Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
  99. . Дата обращения: 23 июня 2022. 6 августа 2022 года.
  100. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  101. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  102. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  103. . Дата обращения: 6 августа 2022. 23 ноября 2020 года.
  104. . Дата обращения: 25 апреля 2020. 19 сентября 2020 года.
  105. Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  106. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  107. . Дата обращения: 12 июля 2020. 12 июля 2020 года.
  108. . Дата обращения: 6 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  109. . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  110. . Дата обращения: 6 августа 2022. 15 сентября 2022 года.
  111. Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  112. // Коммерсантъ. 16 сентября 2020 года.
  113. . ТАСС . Дата обращения: 15 сентября 2020. 26 сентября 2020 года.
  114. . Дата обращения: 7 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  115. . Дата обращения: 7 августа 2022. 20 сентября 2022 года.
  116. . Дата обращения: 7 августа 2022. 30 сентября 2020 года.
  117. . Дата обращения: 7 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  118. . Дата обращения: 7 августа 2022. 22 сентября 2022 года.
  119. . Дата обращения: 7 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  120. . Дата обращения: 7 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  121. . Дата обращения: 7 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  122. . Дата обращения: 7 августа 2022. 31 декабря 2020 года.
  123. . Дата обращения: 7 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  124. . Дата обращения: 7 августа 2022. 22 сентября 2022 года.
  125. . Дата обращения: 7 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  126. . Дата обращения: 7 августа 2022. 3 августа 2022 года.
  127. . Дата обращения: 8 августа 2022. 8 августа 2022 года.
  128. . DAU CINEMA . Дата обращения: 10 июня 2020. 10 мая 2020 года.
  129. . DAU CINEMA . Дата обращения: 10 июня 2020. 10 мая 2020 года.
  130. . DAU CINEMA . Дата обращения: 10 июня 2020. 10 мая 2020 года.
  131. . DAU CINEMA . Дата обращения: 10 июня 2020. 10 мая 2020 года.
  132. . DAU CINEMA . Дата обращения: 10 июня 2020. 10 мая 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Дау (проект)