Задача двух тел
- 1 year ago
- 0
- 0
«На двух планетах» ( нем. Auf zwei Planeten ) — научно-фантастический роман немецкого писателя Курда Лассвица , впервые опубликованный в 1897 году в двух томах. По словам А. Первушина , «Лассвиц разделял представление о марсианах как более развитых существах, а потому сделал напрашивающийся вывод: если прогресс на красной планете ушёл далеко вперед, её обитатели уже наверняка освоили Солнечную систему» .
Трое немецких учёных отправляются на воздушном шаре к Северному полюсу (в те времена существование крупного полярного архипелага мало кем оспаривалось). Почти достигнув цели, аэронавты замечают внизу странной формы здание. Далее выясняется, что шар попал в действие антигравитационного («абарического» в терминологии романа) поля , созданного между зданием на земле и кольцевой Станцией, расположенной на околоземной орбите точно над полюсом на высоте радиуса Земли. Заметив вторжение людей извне, хозяева станции отключают поле, и учёные попадают в плен.
Выясняется, что уже около полувека назад (то есть в 1850-е годы) на Землю прилетели марсиане , называющие себя нумэ . На родной планете марсиане создали идеальное государство — Соединённые Штаты Марса, некогда основанные одним из марсианских народов Южного полушария, именно эта нация взяла на себя функцию преобразования пустынь, построив колоссальную систему каналов . Общество марсиан — воплощённая утопия , людей обслуживают многочисленные автоматы, не существует проблемы голода — создана синтетическая пища и т. п. Также марсиане уже очень давно не вели войн. Внешне и биологически марсиане почти неотличимы от людей, однако обладают более развитым интеллектом и эмоциями, и гораздо бо́льшими, чем у людей, глазами. Обладают они и некоторыми эмпатическими способностями.
Миссия марсиан на Земле — оказать благотворное действие на ход человеческой истории, и поднять земных людей до своего уровня развития. Однако даже познакомившиеся с марсианами, земные люди оказывают им сопротивление, и когда марсиане открыто объявляют о своих намерениях, Англия начинает войну против марсианских колонистов. Однако земные нации разобщены, и после контратаки марсиан, начинается мировая империалистическая война за передел колоний всё тех же земных держав. В результате марсианам пришлось объявить Землю своим протекторатом и силой разоружить земные армии. Характерно, что до последнего сопротивлялась Россия, которая сдалась только после разрушения Кронштадта и Москвы . Земля платит дань энергией, очевидно, преобразовываемой из солнечного излучения, вдвое более интенсивного по сравнению с Марсом.
Новые технологии, внедряемые марсианами, быстро стали достоянием всего человечества, быстро распространился лозунг «Марсианская культура без марсиан». Тайное общество Лиги Человечества сумело воспроизвести гравитационные технологии марсиан и даже усовершенствовать их, после чего марсиане ушли с Земли, заключив мирный договор.
Курд Лассвиц, хотя и был филологом по образованию, живо интересовался новейшими астрономическими открытиями. Его описание Марса ближе к гипотезам Джованни Скиапарелли , чем Персиваля Лоуэлла , иными словами, планета — цветущий дом древней цивилизации, а не умирающий мир, нуждающийся в «жизненном пространстве». Книга Лассвица вышла в свет почти одновременно с « Войной миров » Герберта Уэллса, и потому не получила известности в мире: так, английский перевод был опубликован только в 1971 году. Он был сокращён на 40 % по сравнению с оригиналом . Русский несокращённый перевод А. В. Пассек был впервые опубликован в 1903 году . Русский перевод С. Парнок и Б. Горнунга (сокращённый примерно наполовину) был опубликован в 1925 году, уже после выхода в свет « Аэлиты » А. Толстого и барсумских романов Э. Берроуза . Этот перевод был переиздан в 2011 году.
В Германии роман остаётся популярным по сей день, и даже послужил источником вдохновения для Вернера фон Брауна и Вальтера Гомана . В 1897—1917 годах только на немецком языке книга выдержала 23 переиздания. Существует версия, что идеи романа сильно повлияли на творчество Хьюго Гернсбека , а через него — и на весь фантастический жанр .