Демонстрация на Красной площади 25 августа 1968 года
- 1 year ago
- 0
- 0
Демонстрация голлистов 30 мая 1968 года ( фр. 30 Mai 1968 la manifestation gaulliste ) — массовая акция сторонников президента де Голля на Елисейских полях в Париже 30 мая 1968 года . Насчитывала сотни тысяч участников, по ряду оценок — до миллиона. Явилась актом отпора консервативной части французского общества леворадикальным движениям « Красного мая ». Укрепила позиции де Голля и правительства, обозначила перелом противостояния в пользу правых сил.
С 22 марта 1968 Франция была охвачена беспрецедентно массовыми беспорядками под крайне левыми лозунгами . Началось движение с протестов против Вьетнамской войны , но быстро расширилось и резко радикализировалось. Коммунисты , троцкисты , маоисты , анархисты , радикальные социалисты добивались полного слома общественного строя. В качестве минимального требования выдвигалась немедленная отставка президента Шарля де Голля . Протестующие выступали под контркультурными и ситуационистскими лозунгами безбрежных свобод. Но их понятийный аппарат, нескрываемые симпатии к КНР , ДРВ , кубинскому фиделизму и геваризму , яростная враждебность «фашистской» буржуазной демократии говорили сами за себя .
Ударной силой протестов выступала студенческая и школьная молодёжь, центрами становились университеты, прежде всего Сорбонна . Самые ожесточённые столкновения происходили в Нантере и Латинском квартале . Протестующие схватывались с полицией. Активисты Алена Кривина сталкивались с анархистами Даниэля Кон-Бендита ; те и другие вступали в массовые драки с боевиками ультраправого « Запада » . Среди неофашистов также произошёл раскол. Связанные с ОАС и самые молодые из ненависти к де Голлю присоединялись к протестам. Активисты «Запада» Ален Мадлен и Ален Робер против коммунистической опасности поддержали правых голлистов.
С середины мая беспорядки распространились практически на все крупные города Франции. Ночь на 11 мая получила название «Ночь баррикад». 13 мая в Париже прошла небывало мощная протестная демонстрация. В поддержку протестующих стали высказываться крупные системные политики левого и левоцентристского направления, например, экс-премьер Пьер Мендес-Франс . По призыву профсоюзов ВКТ и ФДКТ началась всеобщая забастовка. Через десять дней количество бастующих приблизилась к 10 миллионам. Захваты университетов, заводов, учреждений, блокирования железных дорог и автомагистралей исчислялись сотнями. Пресса сообщала о «шокирующих сценах насилия». 27 мая правительство, профсоюзы и объединения работодателей заключили о повышении зарплат и расширении профсоюзных прав на предприятиях . Но забастовочная волна не спадала. Не произвела впечатления и инициатива де Голля о референдуме по экономической и университетской реформе.
Французская коммунистическая партия (ФКП) пребывала в растерянности — антибуржуазные протесты оказались гораздо радикальнее программы ФКП и отнюдь не имели про советской ориентации. Гораздо решительнее держался лидер Франсуа Миттеран , будущий основатель Социалистической партии и президент Франции. 28 мая он предложил «констатировать вакансию власти и организовать преемственность» . На пост главы правительства Миттеран внёс кандидатуру Мендес-Франса. Позиция Миттерана была воспринята как заявка системных левых кругов на перехват власти.
Почти все министерства перестали функционировать. На посту оставался премьер-министр Жорж Помпиду , готовый сопротивляться до конца. Парализовались правящая партия Союз демократов в поддержку республики (ЮДР). 29 мая исчез президент де Голль. На самолёте, защищённом от радарного слежения, он вылетел в Баден-Баден , где базировалась штаб-квартира группы французских войск в ФРГ . Но командующий группировкой генерал Жак Массю посоветовал президенту возвращаться в Париж. Вмешательство вооружённых сил не требовалось — сторонники де Голля уже подготовили мощную контракцию.
Правая часть французского общества, прежде всего голлисты , мобилизовалась на сопротивление. Руководство взял на себя ближайший соратник де Голля Жак Фоккар — влиятельный « барон голлизма », ветеран антинацистского Сопротивления и антикоммунистического противостояния. Один из создателей французского разведывательного сообщества и голлистских силовых структур, в 1968 Фоккар был президентским секретарём по делам Африки и Мадагаскара .
В авангард выдвинулась голлистская организация охраны и безопасности SAC — Служба гражданского действия . Созданная под эгидой Фоккара в 1959 — 1960 , SAC являлась не только «параллельной полицией», но и политическим движением. Идеология SAC основывалась на жёстком «голлизме порядка» , французском национализме , непримиримом антикоммунизме и личной верности генералу де Голлю. Профессионально подготовленные боевики SAC жёстко действовали в уличных столкновениях с «красными» и сами подвергались яростным нападениям . В то же время Служба стала своеобразной «диспетчерской», через которую Фоккар привёл в действие разветвлённую инфраструктуру.
Политических сторонников президента сплачивала и координировала Национальная ассоциация поддержки действий генерала де Голля . Во главе Ассоциации стоял «барон голлизма» Пьер Лефран . (Между Фоккаром и Лефраном существовала определённая конкуренция , но в мае 1968 она не была актуальной.) Правые голлисты контролировали Французскую конфедерацию труда («ополчение боссов») — сравнительно немногочисленное, но очень энергичное корпоративистское профобъединение Жака Симакиса . Выпускница IEP Сюзанна Мартон и литератор консолидировали студентов-голлистов, формировали ячейки будущего Национального межуниверситетского союза .
Активизировалось и движение левых голлистов, ориентированное на председателя Национального собрания Жака Шабан-Дельмаса . В лидеры левоголлистского Комитета демократической борьбы выдвинулся , ранее основатель Движения за сообщество . Эта группа называла де Голля революционным вождём против «лицемерного правительства», распространяла плакаты с совместным изображением де Голля и Фиделя Кастро . Но такая тенденция не стала доминирующей — голлизм обращался к консервативным социальным группам.
Особое место заняли Комитеты защиты республики ( CDR ) , во главе которых стали Пьер Лефран и Жак Годфрен , куратор молодёжной политики SAC. Эта сетевая структура обращалась к « молчаливому большинству ». Консервативная масса, прежде аполитичная, была встревожена левым напором и сплачивалась вокруг де Голля как гаранта традиционных ценностей и республиканского порядка. Между SAC и CDR возникла конкуренция за влияние, но быстро удалось отладить взаимодействие .
Члены CDR проводили публичные собрания, распространяли листовки, организовали мобильные радиоузлы. Призывали к гражданскому восстанию против левых , агитировали за патриотизм и традиции, республику и демократию, права и свободы, семью и собственность; против беспорядков, забастовок, «беззакония и террора красных». Леворадикальное движение приравнивалось к марксистскому коммунизму. Его активисты характеризовалось в лучшем случае как бессознательное орудие сталинистов и маоистов — способных ввергнуть Францию в гражданскую войну и установить тоталитарный режим . Происходящее сравнивалось с немецким нападением 1940 , сопротивление «красным» — с Сопротивлением 1940-х.
Решено было провести массовую акцию масштабов 13 мая — но противоположной направленности. Подготовка к демонстрации началась 26 мая . Задействовались все голлистские организации, родственные, рабочие и дружеские связи, отношения приятельства и знакомства, метод «от двери к двери». Важную роль сыграли объединения ветеранов Второй мировой , Индокитайской и Алжирской войн. Главными организаторами являлись Жак Фоккар, Пьер Лефран и срочно прибывший из Габона первый президент SAC Пьер Дебизе .
В четверг 30 мая 1968 , в половину пятого вечера, выступил по радио вернувшийся в Елисейский дворец президент Шарль де Голль. Он объявил, что остаётся главой государства, оставляет во главе правительства премьера Помпиду, откладывает референдум, распускает Национальное собрание и назначает парламентские выборы — которые и определят волю французов. Президент предупредил, что Франции грозит диктатура, «поначалу окрашенная в обманные цвета честолюбия и ненависти отвергнутых нацией политиков». Де Голль призвал дать отпор тоталитарному коммунизму, поддержать правительство и префектов , «которые вновь становятся комиссарами республики ». Речь была выдержана в решительной тональности: «Je ne me retirerai pas! — Я не отступлю!» . Выступление продлилось всего две с половиной минуты, но произвело мощный эффект.
Сотни тысяч парижан вышли на улицы . Собирались демонстранты на площади Согласия , оттуда двинулись по Елисейским полям . Впереди шли самые популярные «бароны голлизма». Возглавлял шествие назначенный в этот день министр иностранных дел Мишель Дебре , рядом с ним — Андре Мальро (встречен шквалом аплодисментов), Морис Шуман , Ивон Бурж , . Около Триумфальной арки присоединились председатель парламента Жак Шабан-Дельмас и министр по делам ветеранов . Участников приветствовал писатель и академик Франсуа Мориак . (Жак Фоккар, Пьер Дебизе, Поль Комити и другие голлистские силовики, при своей решающей организационной роли, на публике старались держаться в тени .)
Над шествием были подняты национальные флаги и лотарингские кресты — символы Сражающейся Франции и голлистского движения. Девушки в трёхцветных платьях стилизовались под Марианну-Францию . Звучали лозунги: «Франция, за работу! Французы с нами! Коммунизм не пройдёт! Да здравствует де Голль! Браво, Помпиду!» Антикоммунистические речёвки дополнялись резкими выкриками в адрес Миттерана и Кон-Бендита: «Миттеран — шарлатан!», «Рыжего — в Пекин !» . По пути демонстранты срывали красные флаги , заменяя их национальными знамёнами.
Манифестация стремительно возрастала. Атмосфера отличалась оптимизмом, праздничной приподнятостью. Каких-либо эксцессов и насилия не отмечалось. Точная численность не была определена, но по оценкам составляла от 400 тысяч до 1 миллиона человек. Акция продлилась четыре-пять часов, примерно до девяти вечера .
30 мая 1968 стал очевиден перелом общественных настроений и политической ситуации. На следующий день массовые демонстрации в поддержку де Голля прошли в Лионе , Марселе , Руане , Тулузе , Гренобле , Гавре , Лиможе , Нанси , Монпелье , Безансоне , Клермон-Ферране . Протесты ещё продолжались и принимали драматичные формы, вплоть до кровопролития, но инициатива однозначно перешла к правому лагерю .
На июньских выборах 1968 убедительную победу одержал голлистский ЮДР. В 1969 де Голль ушёл в отставку после поражения на референдуме о корпоративистской реформе сената . Но на президентских выборах 1969 снова победили голлисты: преемником де Голля стал Жорж Помпиду .
Акция 30 мая вошла в историю как «великая голлистская манифестация» . События 1968 года многое изменили во французской социокультуре и общественно-политической системе. В структурах и менталитете прибавилось динамизма, были сломаны многие архаичные условности и запреты. Но в целом 1968 год во Франции завершился победой традиционных ценностей — не только нации, семьи, собственности и порядка, но и республики, демократии, триады Свобода, равенство, братство . Комплекс этих идей сумели создать голлисты в своей версии консерватизма .
Демонстрация 30 мая 1968 считается во Франции заметным историческим событием . Регулярно отмечаются годовщины , проводятся встречи участников.