Коммунизм рабочих советов
- 1 year ago
- 0
- 0
Казарменный коммунизм ( нем. Kasernenkommunismus ) — термин, использованный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом для обозначения такого вульгаризированного понимания коммунистической строя, для которого характерны аскетизм в удовлетворении человеческих потребностей, деспотизм узкого слоя «революционных лидеров», бюрократизация всей системы общественных связей, отношение к человеку как к слепому орудию выполнения воли вышестоящих инстанции. Маркс и Энгельс, уже в Манифесте Коммунистической партии критиковавшие «грубый и непродуманный коммунизм», использовали термин для обозначения и критики идей и методов Сергея Нечаева , изложенных в статье «Главные основы будущего общественного строя» . Под казармами подразумеваются не военные казармы , а примитивные общежития барачного типа, в которых промышленные рабочие жили во многих местах Российской империи того времени. В русском языке также часто используется термин нечаевщина .
Во время Перестройки этот термин использовался применительно к методам строительства коммунизма в СССР.
Соответствующий раздел книги Сергея Нечаева «Главные основы будущего общественного строя» гласит:
Выход из существующего общественного порядка и обновление жизни новыми началами может совершиться только путём сосредоточения всех средств для существования общественного в руках нашего комитета и объявлением обязательного для всех физического труда.
Комитет тотчас по низвержении существующих основ объявляет всё общественным достоянием и предлагает создавать рабочие общества ( артели ) и в то же время издаёт статистические сводки, составленные знающими людьми и указывающие, какие отрасли труда наиболее необходимы в данной местности и какие обстоятельства могут мешать тому или другому разряду занятий.
В течение известного числа дней, назначенных для переворота, и неизбежно последующей за ним сумятицы, каждый индивидуум должен примкнуть к той или иной рабочей артели по собственному выбору… Все оставшиеся отдельно и не примкнувшие к рабочим группам без уважительных причин не имеют права доступа ни в общественные столовые, ни в общественные спальни, ни в какие-либо другие здания, предназначенные для удовлетворения разных потребностей работников-братьев или содержащие готовую продукцию и материалы, продовольствие и орудия, предназначаемые для всех членов установившегося рабочего общества; одним словом, тот, кто не примкнул без уважительных причин к артели, остаётся без средств к существованию. Для него закрыты будут все дороги, все средства сообщения, останется только один выход: или к труду, или к смерти.
Комментируя этот пассаж и нечаевский принцип «производить для общества как можно более, и потреблять как можно меньше», Маркс и Энгельс в брошюре «Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих. Доклад и документы, опубликованные по постановлению Гаагского конгресса Интернационала» иронически замечали:
Какой прекрасный образчик казарменного коммунизма! Всё тут есть: общие столовые и общие спальни, оценщики и конторы, регламентирующие воспитание, производство, потребление, словом, всю общественную деятельность, и во главе всего, в качестве высшего руководителя, безыменный и никому неизвестный «наш комитет» .